Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 03:13, доклад
Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:
— древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXII — XVIII вв. до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств);
— ко второй половине II тысячелетия до н. э. относится появление индоевропейских племен, так называемых “ариев”. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н. э. именуется "ведийским" — по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII — Х вв. до н.э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX — VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга.
— "буддийский период" (V — III вв. до н.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
Основные
этапы развития и
характерные черты
Индийской цивилизации.
Буддизм и индуизм
Древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды:
— древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXII — XVIII вв. до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств);
— ко второй половине
II тысячелетия до н. э. относится
появление индоевропейских
— "буддийский период" (V — III вв. до н.э.) — время возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.
— II в. до н. э. — V в. н. э. можно рассматривать как "классическую эпоху" древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.
Индуизм и буддизм
Ареал возникновения
и распространения индуизма
- Индийский субконтинент, большинство
исповедующих эту религию живут в Республике
Индия. Историческое название индуизма
санатана-дхарма, что в переводе с санскрита
означает «вечный путь» или «вечный закон».
Современный термин «индуизм» возник
на основе слова «хинду», представляющего
собой персидский вариант санскритского
имени реки Синдху (Инда).
Индуизм внутренне
неоднороден и представляет несколько
направлений. Прежде всего, он делится
на два течения – шиваизм (шайвизм)
и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут
свои названия от имен индуистских богов
– Шивы и Вишну. Оба направления являются
по сути политеистическими культами, поскольку
Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг,
почитание которых также является обязательным
в контексте религиозной практики обоих
направлений. В каждом направлении Шива
и Вишну претендует на роль главы политеистических
пантеонов Индии.
Все направления
индуизма объединяет несколько положений:
1. вера в богов и их почитание в виде идолов
(мурти), то есть статуй и скульптурных
изображений.
2. вера в переселение душ, то есть возможность
души вселяться в тела всех видов живых
существ - от насекомых до человека (сансара).
3. вера то, что порядок перерождений определяется
совершёнными при жизни поступками и их
последствиями (карма).
Шиваизм и вишнуизм
настаивают на возможности освобождения
(мокша) от закона перевоплощения через
почитание божеств. Для этого сторонники
этих направлений разрабатывают различные
методы освобождения (йога). Предлагаемые
шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения
от сансары многоварианты. Однако все
они так или иначе включают два момента:
1. почитание ведущего бога политеистического
пантеона и сопутствующих ему божеств.
2. систему психических и физических упражнений
для достижения безразличия к земной жизни.
Индуистские культы
и методы преодоления сансары
были подвергнуты критике другим
религиозным направлением, также
появившимся на территории Индии
– буддизмом.
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама
(приблизительно с 623г. до н. э. по 543г. до
н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр.
буквально — «пробудившийся») решил, что
для освобождения от сансары индуистские
культы и методы несовершенны.
Свое религиозное
мировоззрение он свел к четырем
положениям:
1. мир полон страданий (дукха).
2. причина страданий есть результат моей
плохой кармы, порождаемой привязанностью
ко всему земному (самудая).
3. страдание можно прекратить (ниродха)
4. существует путь для прекращения страданий
(марга)
Вероучение
буддизма, по всей видимости, –
плод размышления самого Сиддхарты Гаутамы,
основывавшегося на глубоком знании основ
индуизма. Отсюда понимание роли Гаутамы
в религии: он не считается Богом, ни даже
посредником между Богом и людьми, ему
не отводится роль спасителя, а он лишь
показывает путь к спасению. Всё это делает
буддизм особенной – атеистической
религией .
Основу вероучения составляют “ четыре благородные истины” :
Будда описывает нирвану следующим образом: “Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное пространство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличимым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и уходит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У неё нет основания, нет продолжения, нет остановки. Это – конец страдания”.
Для индийской
цивилизации характерны компактность,
разнообразие и удивительная устойчивость.
Фактически к индийскому миру принадлежат
лишь три государства: Республика Индия,
Королевство Непал и
Несмотря на внутреннюю целостность индийской
культуры, в ней явственно прослеживается
два начала: аборигенное, условно будем
называть его дравидийским, и арийское,
ведическое. Так же как и в латиноамериканской
цивилизации, в Индии мы наблюдаем наличие
симбиотических и синтетических продуктов
взаимодействия этих культур. Однако в
дальнейшем мы не будем отмечать происхождение
тех или иных черт индийской цивилизации,
считая их в равной степени индийскими.
Основа
индийской цивилизации – это
общинно-кастовая система. Несмотря на
наличие городов, все основные свойства
индийской культуры особенно хорошо
прослеживаются в деревенской жизни.
В силу природных условий, индийские
деревни – это довольно большие,
до 5000 жителей, автономные образования.
В городах в 2004 году проживало
лишь 29 % населения. В деревне кроме
земледельцев проживают представители
всех необходимых ремесел, от кузнецов
до астрологов и музыкантов. Ремесла
в Индии достигли очень высокой
степени развития и дифференциации.
Именно профессиональное деление лежит
в основе кастовой системы. Каста
– это форма пожизненного наследуемого
закрепления социального