Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:45, реферат
Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 – 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 – 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образования классов до наших дней придется только 4 минуты.
Введение.
1. Периодизация первобытной истории.
2. Антропогенез.
2.1. Австралопитековые.
2.2. Питекантроп.
2.3. Неандерталец.
2.4. Кроманьонец.
2.5. Общие проблемы антропогенеза.
3. Прародина и расселение человечества.
3.1. Расселение древних людей на территории бывшего СССР.
4. Эволюция человеческого сообщества.
Заключение.
Литература.
Первобытная история начинается с эпохи праобщнны (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением древнейших людей –архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются спорными. Нижняя граница дискуссионна из-за расхождений во взглядах на различие между предчеловеком и настоящим человеком, верхняя – из-за неодинаковой трактовки социальной организации времени среднего палеолита и палеоантропов. Еще сравнительно недавно многие ученые рассматривали это время как время праобщины, не находя в нем признаков родового строя. Но новые находки показали, что уже тогда возникли искусственные коллективные жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов и другие явления, которые раньше связывались только с наступлением верхнего (позднего) палеолита. Это сделало правомерным вывод, что верхняя граница эпохи праобщины должна быть отнесена до времени среднего палеолита и палеоантропов. Правомерным, но необязательным. Ведь биологический облик палеоантропов продолжал меняться, а следовательно, биологическое развитие человека еще не было, пользуясь диалектической терминологией, “снято” социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.
Эпоха первобытной родовой общины открывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации – рода и родовой общины. Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя – более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной (раннеродовой) общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной (позднеродовой) общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит.
Если эпоха праобщины – время становления, а эпоха первобытной родовой общины – время зрелости, то эпоха классообразования – время распада первобытнообщинного строя. Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность рода и общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности. Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых – по большей части на время металлов. Верхняя граница – появление классовых обществ и государств – наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.
Итак, квинтэссенция всего ранее изложенное может быть представлена набором таблиц.
Тип | Сущностная особенность | Месторасположение археологических находок |
Австралопитек | "Южная обезьяна", ходила на двух передних конечностях - для добывания пищи и защиты | Южная Африка. 1924 г. |
Питекантроп | Древний обезьяно-человек | О-в Ява, 1891 г |
Синантроп | Древний предок современного человека. | Около Пекина, 1930 г. |
Неандерталец | Первобытный человек охотник эпохи палеолита | Долина Неандерталь, Германия, конец XIX в. |
Кроманьонец | Потомок неандертальца. Сложился 30 – 25 тыс. лет назад. Homo sapiens – "человек разумный"
| Деревня Кро-Маяьов, Франция,1868г. |
Трипольцы | Предки праславян. Племена высокой земледельческой культуры эпохи энеолита. | Село Триполье, Украина, конец XIX в. Село Детчино[11], Малоярославецкого р-на (1880 г.), д. Гремячево Перемышльского р-на (1898 г.) Калужской области |
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего сквозь призму исторического опыта. Историю нельзя знать “кусками”, она непрерывна. Достижения последующих цивилизаций немыслимы без достижений предшествующих обществ.
В дополнение к огромной археологической работе, имевшей на своем счету немало открытий и показавшей более раннее, чем предполагалось до сих пор, оформление многих общественных институтов и социальных явлений (например, искусства), палеонтропологические исследования демонстрируют сложность и извилистость путей общественного прогресса и оставляют нам все меньше права на противопоставление доистории, или протоистории, и собственно истории. Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков, и тому, что мы привыкли называть цивилизацией в узком смысле слова, – земледельческому хозяйству со стойловым скотоводством, появлению городов с ремесленным производством и концентрацией политической власти, зарождению письменности для обслуживания функционально усложнившейся общественной жизни – предшествовал путь длиною в несколько миллионов лет.
2
Исторические эпохи | Палеолит – древнекаменный век | Мезолит – среднекаменный век | Неолит – новый каменный век | Энеолит – меднокаменный век | Бронзовый век | Железный век |
Хронологические рамки | 35 – 10 тыс. лет до н.э. | 10 – 6 тыс. лет до н.э. | 6 – 4 тыс. лет до н.э. | 4 – 3 тыс. лет до н.э. | 3 – 2 тыс. лет до н.э. | С 1–го тысячеле-тия до н.э. |
Тип человека | Неандерталец |
|
|
|
|
|
| Кроманьонец – Homo sapiens | |||||
Основные занятия людей | Собирательство, охота на животных | Земледелие Скотоводство | ||||
| крупных | Крупных и мелких | Охота | |||
|
| Рыболовство | ||||
|
|
| Ремесла | |||
|
|
| Гончарное, ткацкое, плотницкое, литейное, кузнечное | |||
Орудия труда | Каменное рубило, копье, изделия из кости | Лук, гарпун, крючки | Топоры, долота, мотыга, рало, гончарный круг | Появление медных орудий труда и оружия | Бронзовые мечи, ножи, серпы и др. Изобретение колеса | Железные орудия труда и оружие |
Коллективы людей | Большие. Жили совместно. Возникновение рода и племени. | Небольшие. Сохранились родо-племенные связи. Выделение вождей и шаманов | Усиление неравенства, превращение вождей и жрецов в царьков | Продолжение усиления неравенства | Объединение племен и создание народностей, имевших общий язык | Усиление власти вождей, выделение воинов, создание племенных союзов, появление государства |
2
Алексеев В.П., Першиц А.И. “История первобытного общества”. Учебник для вузов. М. 1990.
Амальрик А.С., Монгайт А.Л. “В поисках исчезнувших цивилизаций”. М. 1966.
Борисковский П.И. “Древнейшее прошлое человечества”. М. 1980.
Ранов В.А. “Древнейшие страницы истории человечества”. М.М. 1988.
Смолякова Н.В. “История Руси и России IX-XIX вв.” М. 1998.
Черниловский З.М. “Всеобщая история государства и права”. М. 1996.
“Древние цивилизации”. Под общ. Редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 1986.
Пособие по истории СССР. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. М. 1987.
Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.
Культура эпох.
К Культуре.
Расселение древнейшего человечества по земной поверхности столкнуло его, как уже отмечалось, с самыми различными экологическими условиями и разнообразным миром охотничьей добычи. Освоение новых ниш было невозможно без наблюдения за ходом природных процессов и природными явлениями, охота – без знания привычек животных, собирательство не могло быть эффективным без запаса сведений о полезных растениях.
Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическому искусству и попыткам реконструкции социальных отношений посвящены тысячи статей и сотни книг. И лишь в единичных работах затрагивается вопрос о положительных знаниях в коллективах людей эпохи потребляющего хозяйства. В настоящее время вопрос этот интересно поставлен и рассмотрен в серии трудов В. Е. Ларичева. В частности, им приведены заслуживающие внимания соображения о невозможности представить себе развитие даже охотничьего и собирательского общества без какого-то календаря и использования в повседневной жизни астрономических ориентиров. Запас знаний, который накопило человечество в ходе расселения по земной поверхности на протяжении 4 – 5 млн. лет, сыграл не последнюю роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.
2
[1] В.П. Алексеев, А.И. Першиц. “История первобытного общества”. М. 1990. С. 6 – 16
[2] Черниловский. Указ. соч. С. 9.
[3] Алексеев В.П., Першиц А.И. Указ. соч. С. 110 – 112.
[4] Алексеев, Першиц. Указ. соч. С. 115.
[5] Ранов В.А. Указ. соч. С. 119.
[6] Ранов В.А. Указ. соч. С. 132.
[7] “Древние цивилизации”. С. 12-13.
[8] “Древние цивилизации”. С. 20-21.
[9] Ранов В.А. Указ. соч. С. 153-154.
[10] Пособие по истории СССР. С. 11-14.
[11] Методическое пособие по истории России. КГПУ. Калуга. 1997.