Основные этапы объединения восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Основные этапы объединения восточных славян……………………………….4

2. Социально – экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремесло, торговля, категории населения, вотчина, землевладение ………………5

3. Политический строй и внешняя политика Киевской Руси……………………...7

4. Принятие христианства, распространение ислама………………………………9

Заключение..................................................................................................................12

Литература…………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Отеч_история1.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………………………3

1. Основные этапы объединения восточных славян……………………………….4

2. Социально  – экономический строй Киевской  Руси: сельское хозяйство, ремесло,  торговля, категории населения, вотчина,  землевладение ………………5

3. Политический  строй и внешняя политика Киевской  Руси……………………...7

4. Принятие христианства, распространение ислама………………………………9

Заключение..................................................................................................................12

Литература…………………………………………………………………………...13 
Введение
. 

     Древнерусское государство оставило огромный  след в развитии нашего народа. Это   подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду  истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

     Киевская  Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах  народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

      От  сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство  было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

 

      1 Основные этапы  объединения восточных славян 
 

Таблица 1 – Основные этапы объединения восточных  славян 

Восточные славяне в VI – конце IX вв.
1   VI в Переселение восточных славян из Центральной Европы на Восточно-Европейскую равнину и расселение их в среднем и верхнем течении Днепра
2 VI – конец IX вв Период существования  восточных славян
3 VI – начало XII вв Разложение  первобытного и формирование феодального  общества в России
4 VI – конец  IX вв. Период перерастания родовой общины в соседскую у  восточных славян
5 VI –  конец  IX вв. Разложение  первобытного общества и формирование предпосылок  возникновения государства у восточных славян
Этапы складывания Древнерусского государства
  VI в Первый  этап – образование  крупных племенных  союзов у восточных  славян (Куява – в районе Киева, Славия – в районе Новгорода, Артания – в районе Чернигова)
  VII-VIII вв Второй этап – выделение двух центров складывающейся государственности у восточных  славян – Киева и Новгорода
  IX в Третий этап – объединение Киева и Новгорода  в единое государство Киевская Русь
  860 г Морской поход  варяжской дружины киевского  князя Аскольда на Византию. Первое упоминание в летописи о древнерусском государстве
  862 г Призвание варягов на Русь. Племенами ильменских словен, кривичей, чуди и веси на княжение в Новгород были призваны варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами
  862-879 гг. Княжение Рюрика в Новгороде
  879 г Смерть  Рюрика и вступление на  княжеский престол в Новгороде Олега – одного из дружинников Рюрика. Олег стал  опекуном малолетнего сына Рюрика  – Игоря
  879-882 гг Княжение Олега  в Новгороде 
 

 

       2 Социально – экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремесло, торговля, категории населения, вотчина, землевладение. 
 

      Письменные  источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: "погост" ("мир"), "свобода" ("слобода"), "село", "деревня". Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования Киевской Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом.

      Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось её включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и элементы рабовладения (холопство).

      В 6—7 вв. в лесной полосе места поселений  рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные дворы феодалов. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины — "княждвор", в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов и др. Вотчиной управлял боярин — Огнищанин, распоряжавшийся княжескими Тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве существовало ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом

      Развитие  ремесла и торговли обусловило появление в Киевской Руси городов. Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк и др. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Во 2-й половине 10 в. появляются клейма мастеров. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец 10 в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для заезжих торговцев — "гостей ".

      История торговли Киевской Руси делится на 2 периода, 1-й (9—середина 11 вв.) характеризуется усилением роли арабских купцов, укреплением связей с Византией и Хазарией. Киевская Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь, 2-й период (середина 11—12 вв.) — изменение международной обстановки (крушение арабского Халифата, нападение половцев на южнорусские земли, 1-й крестовый поход 1096—99 и т.д.) и нарушения торговых путей, связывавших многие государства с Русью. Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Киевской Руси на Юг, и к концу 12 в. она была в основном перенесена на Север — в Новгород, Смоленск и Полоцк. Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю.

 

      3 Политический строй и внешняя политика Киевской Руси 

      Основной  формой государства в Киевской Руси была раннефеодальная монархия. Власть принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счёт его походов. Некоторую роль играло в это время и Вече. Управление осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10—начале 11 вв. это в основном "полюдье", дань — "уроки", получаемые ежегодно с городов. В 11—начале 12 вв. в связи с появлением крупного землевладения с различными видами феодальной ренты функции князя расширились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нём сложное хозяйство, назначать посадников, волостелей, тиунов и т. д., руководить всей многочисленной администрацией. Он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Деятельность князя, в общем не ограниченная, все же контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов — боярством. Роль веча снизилась. Оно всецело находилось в руках бояр. Княжеский двор стал административно-бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями княжеского управления. Во главе городов стоял городской патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев — "старцев" и дружинников, имена которых тесно сплетаются с историей того или иного города (например, род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина — с Киевом, Дмитра Завидича — с Новгородом и т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила вооруженность купцов, и среди городского ополчения они занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту.

      Политическая  история Киевской Руси известна по древнерусским летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами (см. Летописи в России). По данным "Повести временных лет" (См. Повесть временных лет), первым князем Киевской Руси был легендарный Кий (см. Кий, Щек и Хорив). Датировка фактов начинается с 852. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (См. Варяги) (862) во главе с полулегендарным князем Рюриком, ставшая в 18 в. основой научно несостоятельной норманской теории (См. Норманская теория) о создании государства в Киевскую Русь варягами (норманнами). По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика,— Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. После смерти Рюрика власть перешла к варяжскому князю Олегу (ум. 912), который, якобы расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883—885 подчинил древлян-северян, радимичей и в 907, 911 совершил походы на Византию. Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он прошёл всё западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани ("уроки"). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княживший в 964—972) обеспечил Киевской Руси свободу торговых путей на восток, через земли волжских болгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега древлянского (977).

 

      4 Принятие христианства, распространение ислама 

      Самые первые известия о проникновении  христианства на Руси относятся еще  к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз  при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

      После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и  с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

      1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира.

      2.Единобожие  соответствовало сущности единого  государства во главе с монархом.

      3.Христианство  укрепляло семью, вводило новую  мораль.

      4.Способствовало  развитию культуры - философия, богословская литература.

      5.Социальное  расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие) 

      Видимо  и сам Владимир задумался над  своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить  грехи и очистить душу.

      В летописях говорится о религиозных  миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство  не подошло, потому что запрещало  употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

      В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна  была помощь русских в борьбе с  мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.

      Херсонес  был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

      Прошло  много времени между крещением  Владимира и христианизацией  Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые  встречают огромное сопротивление  со стороны язычников.

      Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей.

      В Новгороде Владимир поручил эту  миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его  близких, но вскоре мятеж был подавлен.

Информация о работе Основные этапы объединения восточных славян