Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 09:22, контрольная работа
От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Основные этапы объединения восточных славян……………………………….4
2. Социально – экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремесло, торговля, категории населения, вотчина, землевладение ………………5
3. Политический строй и внешняя политика Киевской Руси……………………...7
4. Принятие христианства, распространение ислама………………………………9
Заключение..................................................................................................................12
Литература…………………………………………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные этапы объединения восточных славян……………………………….4
2. Социально
– экономический строй
3. Политический
строй и внешняя политика
4. Принятие христианства,
распространение ислама……………………
Заключение....................
Литература……………………………………………………
Введение.
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.
Киевская Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.
1 Основные этапы
объединения восточных славян
Таблица 1 – Основные
этапы объединения восточных
славян
Восточные славяне в VI – конце IX вв. | ||
1 | VI в | Переселение восточных славян из Центральной Европы на Восточно-Европейскую равнину и расселение их в среднем и верхнем течении Днепра |
2 | VI – конец IX вв | Период существования восточных славян |
3 | VI – начало XII вв | Разложение первобытного и формирование феодального общества в России |
4 | VI – конец IX вв. | Период перерастания родовой общины в соседскую у восточных славян |
5 | VI – конец IX вв. | Разложение первобытного общества и формирование предпосылок возникновения государства у восточных славян |
Этапы складывания Древнерусского государства | ||
VI в | Первый этап – образование крупных племенных союзов у восточных славян (Куява – в районе Киева, Славия – в районе Новгорода, Артания – в районе Чернигова) | |
VII-VIII вв | Второй этап – выделение двух центров складывающейся государственности у восточных славян – Киева и Новгорода | |
IX в | Третий этап
– объединение Киева и | |
860 г | Морской поход варяжской дружины киевского князя Аскольда на Византию. Первое упоминание в летописи о древнерусском государстве | |
862 г | Призвание варягов на Русь. Племенами ильменских словен, кривичей, чуди и веси на княжение в Новгород были призваны варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор с дружинами | |
862-879 гг. | Княжение Рюрика в Новгороде | |
879 г | Смерть Рюрика и вступление на княжеский престол в Новгороде Олега – одного из дружинников Рюрика. Олег стал опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря | |
879-882 гг | Княжение Олега в Новгороде |
2 Социально – экономический строй Киевской
Руси: сельское хозяйство, ремесло, торговля,
категории населения, вотчина, землевладение.
Письменные источники дают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: "погост" ("мир"), "свобода" ("слобода"), "село", "деревня". Изучение древнерусской деревни археологами позволило выявить различные типы поселений, установить их размеры и характер застройки. В эпоху образования Киевской Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом.
Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось её включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и элементы рабовладения (холопство).
В
6—7 вв. в лесной полосе места поселений
рода или небольшой семьи (городища)
исчезают, и на смену им появляются
неукрепленные деревенские
Развитие ремесла и торговли обусловило появление в Киевской Руси городов. Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк и др. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Во 2-й половине 10 в. появляются клейма мастеров. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец 10 в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для заезжих торговцев — "гостей ".
История торговли Киевской Руси делится на 2 периода, 1-й (9—середина 11 вв.) характеризуется усилением роли арабских купцов, укреплением связей с Византией и Хазарией. Киевская Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь, 2-й период (середина 11—12 вв.) — изменение международной обстановки (крушение арабского Халифата, нападение половцев на южнорусские земли, 1-й крестовый поход 1096—99 и т.д.) и нарушения торговых путей, связывавших многие государства с Русью. Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Киевской Руси на Юг, и к концу 12 в. она была в основном перенесена на Север — в Новгород, Смоленск и Полоцк. Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю.
3 Политический строй
и внешняя политика Киевской Руси
Основной
формой государства в Киевской Руси была
раннефеодальная монархия. Власть принадлежала
киевскому князю, который был окружен
дружиной, зависящей от него и кормившейся
в основном за счёт его походов. Некоторую
роль играло в это время и Вече. Управление
осуществлялось при помощи тысяцких и
сотских, т. е. по признаку военной организации.
Доходы князя имели различные источники.
В 10—начале 11 вв. это в основном "полюдье",
дань — "уроки", получаемые ежегодно
с городов. В 11—начале 12 вв. в связи с появлением
крупного землевладения с различными
видами феодальной ренты функции князя
расширились. Владея собственным крупным
доменом, князь вынужден был вести в нём
сложное хозяйство, назначать посадников,
волостелей, тиунов и т. д., руководить
всей многочисленной администрацией.
Он был военным руководителем государства,
но теперь ему приходилось организовывать
не столько дружину, сколько феодальное
ополчение, приводимое вассалами, нанимать
иноземные войска. Усложнились мероприятия
по укреплению и защите внешних границ.
Деятельность князя, в общем не ограниченная,
все же контролировалась и направлялась
верхушкой класса феодалов — боярством.
Роль веча снизилась. Оно всецело находилось
в руках бояр. Княжеский двор стал административно-
Политическая история Киевской Руси известна по древнерусским летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами (см. Летописи в России). По данным "Повести временных лет" (См. Повесть временных лет), первым князем Киевской Руси был легендарный Кий (см. Кий, Щек и Хорив). Датировка фактов начинается с 852. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (См. Варяги) (862) во главе с полулегендарным князем Рюриком, ставшая в 18 в. основой научно несостоятельной норманской теории (См. Норманская теория) о создании государства в Киевскую Русь варягами (норманнами). По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика,— Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. После смерти Рюрика власть перешла к варяжскому князю Олегу (ум. 912), который, якобы расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883—885 подчинил древлян-северян, радимичей и в 907, 911 совершил походы на Византию. Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он прошёл всё западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани ("уроки"). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княживший в 964—972) обеспечил Киевской Руси свободу торговых путей на восток, через земли волжских болгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега древлянского (977).
4 Принятие христианства,
распространение ислама
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.
После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира.
2.Единобожие
соответствовало сущности
3.Христианство
укрепляло семью, вводило
4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.
5.Социальное
расслоение требовало новой
Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.
В
летописях говорится о
В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.
Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.
Прошло много времени между крещением Владимира и христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление со стороны язычников.
Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей.
В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен.
Информация о работе Основные этапы объединения восточных славян