Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 14:42, реферат
Политическая система КНР, основные черты которой закрепляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом отличается от "западной" модели демократии, но и ортодоксального социализма, в том числе — советского образца. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (КПК) (создана в 1921 г., численность в настоящее время — 58 млн.чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое
Государственное устройство и политический режим
Политическая система КНР, основные черты которой закрепляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом отличается от "западной" модели демократии, но и ортодоксального социализма, в том числе — советского образца. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (КПК) (создана в 1921 г., численность в настоящее время — 58 млн.чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры. Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые "партийные группы руководства", которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций.
Важнейшим
организационным принципом
Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время в Китае идет активный поиск путей совершенствования форм и методов партийной работы, и прежде всего разделения функций партийных и государственных органов.
Ведущая
роль КПК в общественно-политической
и административно-
Другой
существенной особенностью политического
механизма КНР является наличие
кроме КПК еще восьми других политических
партий, которые вместе с многочисленными
общественными организациями
Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность — существование наряду с КПК восьми других некоммунистических политических партий общей численностью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются:
- Революционный комитет гоминьдана Китая;
- Демократическая лига Китая;
- Китайская
ассоциация демократического
- Китайская
ассоциация содействия
- Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая;
- Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости);
- Общество "3 сентября";
- Лига
демократического
Все они
в настоящее время называются
"партиями, участвующими в политической
жизни", осуществляющими свою деятельность
под руководством КПК. В Китае
сложилась так называемая "система
многопартийного сотрудничества и
демократических консультаций":
некоммунистические партии выступают
не как оппозиционные, а "дружественные"
по отношению к КПК партии. Определенную
самостоятельность проявляют
Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или "народные" организации, общее число которых в настоящее время около 2 тыс. Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубежными странами. Так же как и некоммунистические демократические партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики компартии среди различных социальных слоев и групп китайского населения.
Проводимые
в Китае реформы лишь в незначительной
степени коснулись политической
системы; и в обозримом будущем
вероятна лишь определенная дозированная
демократизация в политической сфере
при консервации в основном всего
существующего политического
Китай
- единственная страна из курса, который
мы изучаем - относится к государствам
советского типа, т.е. социалистическим
государствам. К ним в настоящее
время также относятся Вьетнам,
Куба, с натяжкой и Лаос. Хотя число
таких государств невелико, но численность
их населения составляет 1/5 земного
шара (только в Китае проживает 1.300.000.000
человек). Важно также учитывать
что Китай - наш “великий” сосед;
одна из ярко бросающихся в глаза
проблем и то, что более 10.000.000
граждан КНР проживают в
Китайская Народная Республика была провозглашена в 1го октября 1949 года. Китай прошел довольно противоречивый путь развития; основные его вехи были закреплены в конституциях (соответственно, 1954, 1975, 1978 годов, также принятая в 1982 году действующая Конституция).
До принятия
первой Конституции функцию основного
закона выполняла “Общая программа”
Народно-политического
В этих
документах китайское государство
характеризовалось как “
В 1954 году
Высший совет национального
В Китае учитывалась своя национальная специфика, доминировали идеи марксизма-ленинизма - идеи Мао Цзэдуна. До 60ых годов шло поступательное развитие Китая, сопровождаемое острой борьбой между правыми и левыми. В период с 1966 по 1976 года произошел резкий откат назад во всех областях. В ходе “великой пролетарской культурной революции”, когда под лозунгом “большого скачка” в социализм насаждались народные коммуны, была предпринята попытка социализировать все общество и, опираясь на невысокий экономический потенциал, достигнуть уровня высокоразвитых стран (например, была поставлена цель произвести большое количество металла, для чего в каждой деревне строились домны, людей сгоняли из городов в села, проводились массовые чистки и репрессии).
В результате этого лишь укрепилась власть Мао Цзэдуна. Изменения (1966-76 годов) в китайском обществе были закреплены в китайской Конституции, которая была принята в конце 1975 года - необходимо было создать четкую правовую базу, т.к. все происходило на одних лишь партийных директивах, а органы на местах были заменены революционными комитетами, в которые входили назначаемые “сверху” лица и представители карательных структур.
Этот период также характеризуется как период открытого антисоветизма, проявившегося, в частности, в столкновениях на советско-китайской границе (вспомните Дамаск) и открытой антисоветской пропаганде.
Новые политические реалии были отражены в Конституции 1978 года (т.н. “банда четырех”). Новая Конституция (1978 года) была выдержана в более приглушенных тонах, были исключены различные одиозные формулировки. Задача Китая - осуществление “четырех модернизаций” к 2000му году: достичь современного уровня сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники. Эта Конституция носила компромиссный характер; ее положения не отражали требований времени. Последующие поправки лишь немного улучшили ее текст.
В 1980 году ВСНП сформировал комиссию для пересмотра действующей Конституции. Проект “исправленной Конституции” был вынесен на всенародное голосование, а после одобрения проект был вынесен на голосование 5ой сессии ВСНП V созыва и принят 4го сентября. 5 сентября новая Конституция (но уже не в виде исправленной старой) вступила в действие.
Конституция 1982 года довольно невелика по объему. Она содержит 4 главы и 138 статей. Введение отражает пройденные Китаем пути и характеризует современный этап развития государства.
Особенности Конституции:
-Конституция
говорит о переходе к
-Конституция
закрепила основы политической
системы, роль КПК,
-В Конституции
говорится о наличии широкого
патриотического единого
-Закрепляется
руководящая роль КПК в
-Отражаются
идеи продолжения классовой
-Закрепляется особая политика руководства КНР к по отношению к острову Тайвань, Тайвань определяется как “часть священной территории КНР”.
-Закрепление основ внешней политики КНР, в том числе ее 5ти принципов:
а)взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;
б)взаимное ненападение;
в)невмешательство во внутренние дела;
г)равенство и взаимная выгода;
д)мирное сосуществование (в частности Конституция решительно высказывается против колонионизма).
В Главе
I определяется сущность КНР - “государство
демократической диктатуры
В отличие от западной концепции разделения властей, советская модель предполагала, что представительные органы государства формируют другие государственные органы всех уровней и осуществляют контроль за ними.
Закреплен принцип национальной политики - равенство всех наций, запрет какой-либо дискриминации, ускорение экономического и культурного темпов развития районов проживания национальных меньшинств (т.е. ставилась задача максимально быстро поднять уровень развития национальных меньшинств).
В экономической сфере:
-множественность форма собственности, но они не равноправны между собой. основой социально-экономической системы является социалистическая (общенародная и коллективная) собственность;
-принцип “от каждого по способностям - каждому по потребностям”;
-говорится
об индивидуальной
-совершенствование макрорегулирования; экономика развивается на основе сочетания ранка и макрорегулирования (ранее - всеобъемлющее планирование);
-закреплена
открытая внешнеэкономическая
Информация о работе Основные этапы конституционного развития КНР