Основные группы источников по истории древнейшего Двуречья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:05, доклад

Описание работы

Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы:
1) памятники древневосточной письменности,
2)памятники материальной культуры,
3) свидетельства античных авторов.
Наибольшее значение для историка имеют древневосточные документы, так как они фиксируют факты социально-экономической истории, политические события и отражают уровень развития культуры того времени.

Работа содержит 1 файл

Основные группы источников по истории древнейшего Двуречья.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

Основные группы источников по истории  древнейшего Двуречья.

Источники по истории  древней Месопотамии составляют три основные группы:

1) памятники древневосточной  письменности,

2)памятники материальной культуры,

3) свидетельства античных  авторов. 

Наибольшее значение для историка имеют древневосточные  документы, так как они фиксируют  факты социально-экономической истории, политические события и отражают уровень развития культуры того времени. Большое значение имеют также  и памятники материальной культуры, свидетельствующие об уровне развития хозяйства, техники и быта народов  Месопотамии. Меньшее значение имеют  свидетельства античных авторов. Однако ими не должен пренебрегать современный  исследователь, располагающий более  надёжными и полными источниками.

Античные авторы были свидетелями последних веков  существования цивилизаций древнего Востока. Они многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря  ныне утерянным источникам. Свидетельства  античных авторов во многом подтверждаются подлинными памятниками древневосточной  письменности. Наконец, античные авторы стояли на более высоком уровне культурного  развития, чем представители древневосточного мира. Но современный историк должен подходить к изучению трудов греческих  и римских писателей с большой  критической осторожностью. Свидетельства  античных авторов необходимо всегда сопоставлять с соответствующими показаниями  древневосточных документов и памятников. Современный исследователь обязан учитывать тенденцию того или  иного писателя, в частности историка древности, характер его мировоззрения.

Среди греческих историков, писавших о древнем Востоке, выделяется Геродот, которого по праву называют «отцом истории». Свой обширный труд Геродот (около 480—425 гг. до н. э.) посвятил истории греко-персидских войн. Для своего труда Геродот использовал главным образом рассказы жрецов и проводников, а также собственные наблюдения, которые он вёл во время своих путешествий по Востоку. Хотя Геродот не знал древневосточных языков и не мог строго критически подойти к источникам, однако в его труде мы находим первые зачатки научной критики. Подробно описав Персию и Египет, автор отвёл Месопотамии сравнительно мало места, предполагая посвятить истории Ассирии специальный труд, который, однако, им не был написан.

Геродот описывает естественные условия Двуречья, обращая особенное внимание на искусственное орошение, на использование и культуру полезных растений, а также на плодородие почвы, которое он сильно преувеличивает. Говоря о быте и обычаях народов Месопотамии, Геродот рассказывает о кораблестроении, водном транспорте и торговле, описывает одежду, пищу, способы лечения, погребальные и брачные обычаи. Особенно подробно описывает Геродот главный город Месопотамии Вавилон, который он считает «самым знаменитым и самым укреплённым городом страны». Подробно описывает Геродот строительную деятельность Семирамиды и Нитокриды, взятие Киром Вавилона, восстание вавилонян при персидском царе Дарий, поход ассирийского царя Синахериба на Египет.

Геродот с большим  уважением отзывается о культуре древневосточных народов и отмечает влияние древнего Востока на античный мир. Упоминая о солнечных часах  и делении дня на 12 частей, Геродот  говорит, что «всё это эллины заимствовали от вавилонян».

Диодор, живший в I в. до н. д., широко использовал в своей «Исторической библиотеке» различные труды своих предшественников, в частности Геродота и Ктесия. Особенно подробно описывает Диодор легендарную жизнь и деятельность основателей Ассирийского царства Нина и Семирамиды. Некоторый интерес в труде Диодора представляет описание Вавилона, в частности тех художественных изображений, которые покрывали стены вавилонских дворцов и были обнаружены при раскопках Вавилона. Наконец, заслуживает внимания и то описание халдейской астрологии и астрономии, которое сохранилось в труде Диодора.

Сведения из истории  древнего Двуречья сохранились в «Географии» Страбона, жившего в I в. до н. э. и в I в. н. э. В своём труде Страбон дал описание естественных условий Месопотамии, обратив внимание на периодические разливы Тигра и Евфрата и на необходимость организации сети искусственного орошения. Многие наблюдения Страбона представляют значительный интерес, однако в некоторых случаях его описания страдают большими преувеличениями. Страбон подробно описывает обычаи и одежду вавилонян, брачные и погребальные обычаи, во многом следуя в этих рассказах Геродоту. В труде Страбона сохранились интересные описания Вавилона, обсерватории, халдейских звездочётов в Вавилоне, а также исторические легенды, как, например, широко распространённые в античной историографии легенды о Нине и Семирамиде.

Особое место среди  античных историков, писавших о древних  народах Передней Азии, занимает вавилонянин Берос, живший в IV—III вв. до н. э. Будучи жрецом храма Мардука в Вавилоне, Берос имел доступ к храмовым архивам, что облегчало его работу. Труд Бероса состоял из трёх книг. В первой книге, озаглавленной «Мудрость», были изложены вавилонские мифы. Во второй книге излагалась история Месопотамии от легендарного потопа до царствования царя Пула (т. е. ассирийского царя Тиглатпаласара III). В третьей книге описывалась история Месопотамии до смерти Александра Македонского. К сожалению, труд Бероса целиком не сохранился. До нас дошли лишь отрывки и цитаты, сохранившиеся у Иосифа Флавия и у других писателей. Эти отрывки содержат сказания о первобытных временах, о потопе, о патриархах, о Синахерибе и Навуходоносоре.

Памятники материальной культуры

Изучение керамики показывает, что в древнейшие времена население  южной части Месопотамии пользовалось для своих построек крупными плоско-выпуклыми  кирпичами, форма которых в течение  веков подвергалась значительному  усовершенствованию. По сохранившимся  глиняным сосудам можно судить о  развитии гончарного дела. Но особенно показательна для развития техники  металлургия. Если в древнейшие времена  население Месопотамии пользовалось исключительно медью, то впоследствии медь стала вытесняться бронзой, а в конце второго тысячелетия  до н. э. — железом.

Клинообразные надписи

Значительно большее  научное значение, чем свидетельства  античных авторов и памятники  материальной культуры, имеют документальные источники, надписи, сделанные при  помощи особой системы клинообразной  письменности, которая преобладала  в древности во всей Передней Азии. Найденные в огромном количестве в дворцовых и храмовых архивах  клинообразные надписи, начертанные  чаще всего на глиняных табличках, фиксируют  самые разнообразные факты хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни народов древней Месопотамии  и поэтому дают возможность изучить  историю и культуру этих народов.

Дешифровка клинописи  дала в руки учёным наиболее ценные источники по истории древней  Месопотамии. Клинообразные надписи  проливают яркий свет на хозяйственный  и общественный строй, на политическую историю и на культуру древних  народов Месопотамии.

Наибольшее значение для  изучения экономики древнейшей Месопотамии  имеют документы хозяйственной  отчётности, найденные в архивах  различных городов древнего Шумера, в архивах Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы и др. Среди этих документов особенный интерес представляют обширные сводки учёта «производства операций с рабочей силой», договоры на продажу рабов, договоры на продажу земельных участков, а также документы отчётности торговцев

Недостаток документальных источников заставляет исследователей широко пользоваться литературными, религиозно-магическими  и научными текстами, которые в  большом количестве были обнаружены в развалинах древних городов  Месопотамии. Из этих текстов историк  может часто извлечь важные исторические сведения. Так, в магических текстах  гаданий, предсказаний и знамений (omina) сохранились указания на различные события политической истории.


Информация о работе Основные группы источников по истории древнейшего Двуречья