Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:42, практическая работа
Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Основные
черты сословно-
Сословно-представительная
монархия - это такой тип власти,
где монарх в руководстве страной
опирается, прежде всего, на сословно-представительные
учреждения, существующие в вертикали
центральной власти. Эти представительные
учреждения выражают интересы всех свободных
сословий общества. Сословно-представительная
монархия в России стала складываться
уже в XV в. в период завершения политического
процесса объединения Руси. Тогда
при государе всея Руси Иване III в
системе верховной власти действовала
Боярская Дума как постоянный совещательный
орган.
Боярская Дума представляла и выражала
интересы крупных землевладельцев и выполняла
две функции: она обеспечивала поддержку
власти единого монарха-государя всея
Руси и способствовала преодолению элементов
и тенденций феодальной-раздробленности,
В наиболее законченном виде сословно-представительная
монархия складывается в России в середине
XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе
государственного управления начинает
действовать новая политическая структура.
Земские Соборы, которые стали велением
времени наряду с реформами,серединыXVIв.
Началась полоса преобразований, получившая
название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки
выделяют шесть реформ: государственного
управления, местного управления, военную,
судебную, налоговую и церковную.
Центральной стала реформа государственного
управления, в результате которой в стране
оформилась следующая вертикаль верховной
власти:
- царь, в деятельности которого все явственнее
усиливались элементы самодержавия, т.
е. такой власти, которая готовая сотрудничать
с представителями всех свободных сословий
общества, но не считает возможным мириться
с сословными привилегиями бояр.
Исследователи выделяют
следующие специфические
черты российской сословно-представительной
монархии XVI - XVIII - XVII
вв.:
1. Земские соборы созывались
по воле царя, а потому
не периодически, а по
мере-надобности;
2. Они не имели юридического
статуса, не обладали
правом законодательной
инициативы; их право
- обсуждать и выносить
решение по тем вопросам,
которые поставлены
перед Собором царем;
3. Выборного избрания
депутатов-представителей
на Соборы не проводилось.
В качестве представителей
от сословий приглашались
преимущественно лица
из местного самоуправления:
главы и выборные местных
дворянских и посадских
обществ: земские судьи,
губные и посадские
старосты, излюбленные
головы, целовальники;
от крестьянских общин
– сельские-старосты.
Классовая борьба крестьян и посадского
населения в значительной мере обусловила
эволюцию государственного строя в России.
Со второй половины XVII в. начался переход
к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная
монархия, при которой вся политическая
власть принадлежит одному лицу.
Установление абсолютизма сопровождалось
постепенным отмиранием средневековых
представительных учреждений, которые
в период сословно-представительной монархии
действовали наряду с царской властью,
а также ослаблением роли церкви в управлении
государством. Боярская Дума на протяжении
XVII в. превратилась из законодательно-совещательного
органа в совещательный при царе. Боярство
уже не противопоставляло себя самодержавию,
не пыталось оказывать давление на монарха
или оспаривать его решения. При Алексее
Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины
состава Думы составили дворяне.
К первой четверти XVIII в. относится окончательное
утверждение и оформление абсолютизма
в России. Оно связано с радикальными преобразованиями
всей политической системы государства,
предпринятыми Петром1.
В результате реформы государственного
управления сложилась новая вертикаль
центральных учреждений: император - Сенат
как исполнительно-распорядительный орган
- коллегии как общегосударственные исполнительные
органы, ведающие наиболее важными сферами
государственного управления. Деятельность
Сената и коллегий регламентировалась
строгими правовыми нормами и должностными
инструкциями. В этой вертикале власти
четко осуществлялся принцип подчиненности
низших учреждений высшим, а замыкались.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила
систему местных органов власти. Было
ликвидировано местное самоуправление,
а во главе всех административно-
Административные преобразования завершили
оформление абсолютной монархии в политическом
строе России, Принятие Петром I титула
императора являлось не только внешним
выражением, но и подтверждением утвердившегося
в России.
С
середины XVI в. до конца XVII в. политическим
строем России являлась сословно-представительная
монархия. Это закономерный этап в
развитии государства, через который
в XII - XVI вв. прошли Англия, Франция, Испания,
германские княжества, Польша, Венгрия
и другие европейские страны. Сословно-представительная
монархия утверждалась после преодоления
феодальной раздробленности, создания
централизованного государства
и формирования общегосударственных
сословий. Отличительной чертой такой
формы правления являлось наличие
центральных и местных
В
сословно-представительной монархии XVII
в. сложилась сложная система
центральных и местных
Центральные государственные учреждения России XVII в. |
|
Органы сословно-
В XV веке в условиях самодержавия возникла
сословно-представительная монархия.
Началом, условно, этого периода считается
созыв первого русского собора 1549 года
(в этот период происходят прогрессивные
реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило
новую эру в развитие государственного
аппарата и права). На этот же период приходится
принятие 2-х важнейших законодательныхактов:
судебника1550 года сборник церковного
законодательства 1551 года
Концом сословно-представительной монархии
считается время правления Алексея Михайловича,
когда он перестает собирать земский собор
(вторая половина XVII века). Последний собор
был созван в 1653 году по поводу изменения
границ (?) России. Другие авторы относят
конец этого периода на 70-е годыXVIIвека.
Особенность периода сословно-представительной
монархии – сочетание самой сословного
представительства с яркой деспотией
азиатского типа характерной для Ивана-4.
Опричнина – особый период его правления
- террор против бояр и большинства простого
населения, то есть период, когда все учреждения
мешавшие монарху либо распускались, либо
уничтожались (например: избранная рада).
Деспотизм характерен не чуть не меньше,
чем органы сословного представительства.
Царь – сохранил функции высшего органа
власти.
Боярская дума – была очень основательно
придушена и не могла ограничивать царя.
Даже в период “семибоярщины”, когда
бояре опираясь на польское государство
концентрировали власть в своих руках,
не изменил соотношение сил. И при династии
Романовых этот орган оставался при царе,
а не над царем. Этот орган имел постоянную
тенденцию к росту количественного состава.
Земский собор – в разные годы выполняли
разные функции. В период с 1549 до 80-х одна,
до 1613 года чуть другая (появилась возможность
избирать царя) и последний период (до
1622 года) характеризуется, как самый активный
в деятельности собора. Далее до 50-х годов
происходит затухание их деятельности.
Земские соборы на протяжении всего периода
характеризовались:
состояли из различных сословий: боярство,
духовенство, дворяне, городское население
(в лице посадской верхушки – купцов и
зажиточных ремесленников)
регламента не существовало, количество
вызванных на собор зависело от указа
царя, который писался перед каждым созывом
участие в нем не считалось почетной обязанностью,
а было скорее необходимостью, которая
многих тяготила , так как материальных
стимулов не было.
Функции Земского
собора:
внешняя политика (война, ее продолжение
или подписание мира, …)
налоги (но они не имели решающего слова
в этом вопросе)
после 80-х XV века избирали царя (так избранными
были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил
Романов избранный в 1613 году)
принятие законов, также их обсуждение.
Например Соборное Уложение 1649 года фактически
было принято на соборе. Но Земский собор
не был законодательным органом.
Взаимоотношение царей и собора было различено.
В 1566 году многих их Земского собора, выступивших
против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке,
в период смуты, роль соборов сильно выросла,
так как нужно было укреплять государство,
но позднее с возрождением монархии, они
сходят не нет.
Приказы – целостные системы централизованного
правления. Активнее всего создаются в
40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного.
Появились несколько десятков приказов
делившихся не только по отраслям (аптекарский,
пушкарский), но и по территории (казанского
дворца) . Законодательством их создание
закреплено не было, поэтому они появлялись
по мере необходимости. К середине XVII века
их было уже около 50 и сохранялась тенденция
к увеличению количества. Приказы всегда
были и судебными и административными
органами (земский приказ). Считалось,
что деятельность приказов не следует
ограничивать какими-либо законодательными
рамками. Приказы возглавлял боярин, который
входил в думу, а основными служащими были
дьяки. Приказы имели много недостатков:
бюрократия, отсутствие законов регулирующих
их деятельность и т.п., но все таки это
был шаг вперед.
Сословные органы
самоуправления:
губные или “губные избы” (губа – административно-
земские избы – первоначально собирали
налоги, а позднее стали решать и судебные
задачи
Судебник 1550 года – царский судебник,
который был издан Иваном-4. Он в значительной
мере повторяет судебник 1497 года, но более
расширен и точен. Это первый сборник законов
разбитый на статьи (количеством около
100).
После принятия судебника право продолжало
развиваться. Стала вестись определенная
кодефикационная работа, которая заключалась
в том, что начались вести приказные книги.
В этих книгах каждый приказ записывал
все распоряжения и приказы царя относящееся
к сфере их деятельности.
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание
в Москве, создавшее угрозу жизни царя.
Тогда многое зависело от дворянства,
которое поддержало восстание. Они выдвинули
ему свои претензии царю, в которых говорилось,
что причина восстания – отсутствие нормального
законодательства. В результате была создана
комиссия, которая и создала уложение.
Потом оно обсуждалось на Земском соборе,
где было единогласно принять в январе
1649 года. Это было первое уложение изданное
типографским способом и оно впервые поступило
в продажу. Уложение делилось на 25 глав
и содержало уже около 1000 статей. Это уложение
будет оставаться действующим до второй
четверти XIX века (с поправками).
Информация о работе Основные черты сословно представительной монархии