Основание Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:00, реферат

Описание работы

Санкт-Петербург, столица Российской империи, не похож на другие города страны. Он появился в устье реки Невы по воле Петра Великого, словно вызов судьбе – на болоте, у самых рубежей заново создающей себя державы. В отличие от других русских городов, которые стихийно росли столетиями от кремля к посадам, постепенно раздвигая и выпрямляя узкие средневековые улицы, город Петра стремительно развивался, следуя определенному плану, постепенно одевая камнем широкие проспекты и площади.

Содержание

Введение.
История местности у реки Невы.
Осада Ниеншанца и взятие города Петром I.
Основание Петропавловской крепости.
Первый этап строительства крепости.
Второй этап строительства.
Описание проекта сооружений крепости.
Фактическое назначение крепости.
Планировка строительства города.
Первые жители Петербурга.
Строительство Адмиралтейства.
Строительство Александро-Невской лавры.
Торговые ряды.
Мосты Петербурга.
Летний сад.
Наводнения.
Петергоф.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

основание петербурга .doc

— 126.50 Кб (Скачать)

План:

Введение.

  1. История местности у реки Невы.
  2. Осада Ниеншанца и взятие города Петром I.
  3. Основание Петропавловской крепости.
    1. Первый этап строительства крепости.
    2. Второй этап  строительства.
    3. Описание проекта сооружений крепости.
    4. Фактическое назначение крепости.
  4. Планировка строительства города.
  5. Первые жители Петербурга.
  6. Строительство Адмиралтейства.
  7. Строительство Александро-Невской лавры.
  8. Торговые ряды.
  9. Мосты Петербурга.
  10. Летний сад.
  11. Наводнения.
  12. Петергоф.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное  теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград  узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный  сумрак, блеск безлунный,

Когда я в  комнате моей

Пишу, читаю  без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская  игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые  небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав  ночи полчаса.

                                           А.С.Пушкин. «Медный всадник». 

     Санкт-Петербург, столица Российской империи, не похож на другие города страны. Он появился в устье реки Невы по воле Петра Великого, словно вызов судьбе – на болоте, у самых рубежей заново создающей себя державы. В отличие от других русских городов, которые стихийно росли столетиями от кремля к посадам, постепенно раздвигая и выпрямляя узкие средневековые улицы, город Петра стремительно развивался, следуя определенному плану, постепенно одевая камнем широкие проспекты и площади. Правда, чтобы привести в действие этот великий созидательный механизм, потребовались огромные усилия, в первую очередь, со стороны основателя города – царя Петра I. Долгое время быстрому, как того желал Петр, развитию города мешала длительная и трудная война со шведами. Только после Полтавской битвы 1709 года царь смог сказать: «Ныне уже совершенно камень в основание Санкт-Петербурга положен с помощью Божией».   

        Первое известие о построении  Петербурга находим в «Ведомостях» 1703 года: «Его царское величество  по взятии Шлотбурга в одной  миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали  двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербургом обновити указал».

      Обо всем петровском Петербурге вполне можно сказать, что он создавался как зрелище, смыслом и содержанием которого было выражение в архитектурных образах мощи русского абсолютизма. Новая столица должна была продемонстрировать подданным своей страны и всему миру идеи иерархии, порядка и единства. Так что лаконичный силуэт крепости с математически рассчитанными контурами бастионов, выраставших прямо из воды, прежде всего, символизировал европейский дух петровских преобразований, который лег в основу будущего города.   Создавая новую столицу России, царь мечтал об идеальном городе, где все будет новым, не таким, как в Московской Руси, - костюмы и обычаи, развлечения и кухня, храмы, каналы, мосты, общественные и жилые здания. Его волю исполняли европейские специалисты: итальянцы, французы, немцы, голландцы, швейцарцы. Они знакомили Россию с архитектурой просвещенных стран Европы и представляли все национальные вариации европейского барокко и классицизма. Их сплавом и стала новая русская архитектура, которая рождалась вместе с Петербургом.

     «Петербург характеризует не просто близость и схожесть с Европой, как это часто трактуют, а именно концентрация особенностей русской культуры. Эта концентрация сделала наш город одним из самых русских среди русских городов. Он самый русский среди русских и самый европейский среди европейских городов! Поэтому Петербург и не похож ни на один русский и ни на один европейский город»1.

      Многие уверены, что выражение  «Петербург – окно в Европу»  принадлежит Пушкину. На самом же деле автор «Медного всадника» позаимствовал его из книги Итальянского писателя 18 века Франческо Альгаротти «Русские путешествия», где сказано: «Петербург – это огромное окно, через которое Россия смотрит постоянно на Европу». Вообще-то итальянец, посетивший наш город, имел в виду, прежде всего, перспективы политического и торгового сотрудничества с западными странами, которые открылись перед Россией благодаря реформам Петра I, величайшей из которых было основание этого города – морских ворот России на Балтике. Однако со временем это выражение получило совсем другой смысл, подчеркивающий значение Петербурга как центра начатой при Петре  Великом европеизации всех сфер русской жизни и культуры. 

  1. История местности у реки Невы.

      С первых дней существования Руси местность, где теперь лежит Петербург, входила в состав обширной Новгородской области. Летописец Нестор говорит, что по Неве ходили новгородцы в Варяжское море, а там и до Рима. В 1300 году, в самый Троицын день, на берега Невы приплыл с войском и с итальянским архитектором, присланным от самого Папы, шведский маршал Торкель и основал там крепость Ландскрона (Венец края) на месте, где теперь стоит Александро-Невская лавра. Такое опасное соседство шведов сильно встревожило новгородцев, и не прошло года, как на призыв последних прибыл из Суздаля великий князь и уничтожил шведское поселение. Более двухсот лет после того новгородцы владели этой местностью. «В обыскных, платежных и оброчных книгах 16 и 17 столетий находим, что вся местность, лежащая узкой полосой по обеим сторонам Невы, вплоть до Финского залива, составляла погосты «Спасский» и «Городенский» и была округом города Орешка (Шлиссельбурга). Все же острова, составляемые протоками Невы при ее устьях, у новгородцев носили название «Фомени» (в переводе с финского – дубовый)»2. Вероятно, в старину в здешних лесах дуб составлял редкость. На петербургских же островах он встречался во множестве. Об этом свидетельствуют растущие и поныне на Елагином и Каменном островах  пятисотлетние дубы.

     Вот прозвища русских жителей, обитавших в пределах нынешнего Петербурга: Вергуцины, Гаврилкины, Мишкины, Омельяновы. Об исторической былой жизни здесь свидетельствуют найденные в земле в разные времена серебряные монеты, бывшие в употреблении в 8 и 11 веках.

     В 1632 году шведы вновь приехали  и поставили, где находился  русский торговый городок Ниен, новое свое укрепление Ниеншанц, где начали строить корабли.  Спустя некоторое время Ниеншанц выгорел дотла, а затем вновь был отстроен шведами.

              2.    Осада Ниеншанца и взятие города Петром I.

    Как известно, Петербург был основан во время Северной войны (1700 – 1721), когда Россия боролась за выход к Балтийскому морю и возвращение своих северо-западных земель, захваченных Швецией полтора столетия тому назад.

     В апреле 1703 года русские войска под командой Шереметьева обложили Ниеншанц. Сам Петр I принимал участие в осаде. Город сдался 1 мая и был переименован Петром в Шлотбург. Большая часть жителей была уведена в плен, и они участвовали в строительстве Петербурга. Теперь это место Малая Охта. Остатки же города Ниеншанца (русские называли его Канцы) приходятся между Большой и Малой Охтой. Следы земляных валов этого города видны еще и сейчас. О былой жизни этого города свидетельствуют также находки в руслах речки Охты старинных чугунных пушек, ядер и других вещей, принадлежащих прежним аборигенам Охты. Где построена теперь новая церковь, там существовало шведское кладбище: было найдено до 20 крепких дубовых гробов, совершенно пустых. Гробы были расположены не от запада к востоку, как у русских, а на юго-восток, что служит доказательством, что похоронены не православные. Охта была заселена русскими через 18 лет после завоевания этого края.

       Весной 1703 года армия Петра I вышла в устье Невы. Неприятель еще сопротивлялся, а русский царь с двумя ротами солдат отправился вниз по течению реки осматривать острова невской дельты. Его внимание привлек небольшой островок (Заячий), казалось, специально созданный природой для постройки новой грозной крепости, которая могла бы господствовать над фарватером Невы, препятствуя проходу в устье реки неприятельского флота, и противостоять попыткам шведов штурмовать город с севера.

  

                       3.   Основание Петропавловской крепости. 

3.1. Первый этап строительства крепости.

     Первое строение в Петербурге  была крепость. В истории Петербурга Петропавловской крепости принадлежит особое место. С цитадели, заложенной 16 (27) мая 1703 года и на голландский манер названной «Санкт-Питер-Бурх», начинался город – будущая столица России и ее «окно в Европу».    Государь положил первый камень постройке 16 мая 1703 года, в день св. Троицы. Вот предание об основании города. Петр I, осматривая остров, взял у солдата башнет, вырезал два дерна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу». Затем, взяв заступ, первый начал копать ров. В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем. Когда ров был выкопан около двух аршин, в него поставили ящик, высеченный из камня. Духовенство этот ящик окропило святою водою, государь поставил в него золотой ковчег с мощами св. апостола Андрея Первозванного. После того царь покрыл ящик каменною доскою, на которой была вырезана следующая надпись: «От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским»3.

     Затем государь приступил к  обложению другого раската. Здесь  было сделано из двух тонких  берез, воткнутых в землю и  связанных верхушками, нечто вроде ворот. Парящий орел спустился с высоты и сел на этих воротах. Ефрейтор Одинцов снял его выстрелом из ружья и подал Петру. Царь увидел в этом доброе предзнаменование. Он перевязал ноги орла платком и посадил себе на руку. С орлом в руке он отплыл на яхте. Островок, на котором Петр создал крепость, назывался Заячий. Государь предназначил городу быть и на соседних островах: Березовом и Оленьем, где теперь Биржа. Спустя год, на этом мысе, называемом «Стрелкою», были построены первые ветряные мельницы. 22 июня 1703 года вся гвардия и полки, стоявшие в Ниеншанце, перешли в крепость, где 29 июня, в день св. Петра и Павла и был оправлен банкет уже в новых казармах. Спустя два месяца по закладке Петербурга, Петр ходил оттуда с войсками против шведского генерала Краниота и разбил его на реке Сестре.      Крепость Санкт-Петербург (Петропавловской – по расположенному здесь собору – ее стали называть  в конце 18 столетия) была построена из дерева и земли за четыре месяца.               Вначале, как детские кубики, уступами устанавливали друг на друга огромные рубленные из дерева ящики, называемые ряжами. Пустое пространство внутри ряжей заполнялось камнями и комьями глины, сверху этот каркас засыпали землей. В результате получался вал с крутыми склонами, достигавший в высоту семи метров. Деревянные конструкции не давали земле осыпаться, а для большей прочности  склоны обкладывались дерном.   Уже осенью 1703 года оборонительные сооружения на Заячьем острове были готовы дать противнику достойный отпор – на крепостных валах установили триста медных и чугунных пушек. Хотя шведским отрядам ни разу не удалось прорваться к  Санкт-Петербургу, только после знаменитой победы русской армии в Полтавском сражении (1709) крепость и растущий вокруг город оказались в безопасности. Но работа по строительству оборонительных сооружений не затихала в 1705-1709 годах и на  Березовом острове (ныне это Петроградская сторона). К северу от крепостных стен на случай нападения построили окруженный каналом Кронверк, состоящий из земляных валов в форме короны (отсюда и название). 

3.2. Второй этап строительства.

     30 мая 1706 года, в день своего  рождения, Петр I собственноручно заложил новую каменную крепость. Земляные валы по частям разрушали, а на их месте возводили кирпичные стены, почти полностью повторявшие очертания своих  деревянно-земляных предшественников. Грандиозные по своему размаху строительные работы велись под руководством  архитектора Доминико Трезини, уроженца одного из итальянских кантонов Швейцарии, приглашенного на русскую службу Петром I. Зодчий, по проектам которого в Петербурге возводились дворцы, храмы, жилые здания и государственные учреждения, двадцать восемь лет занимался перестройкой крепости, считая ее главным делом своей жизни. Особое внимание он уделил строительству Петропавловского собора из камня, водрузив на нее 117-метровую колокольню. В 1727 году Трезини сменил немецкий военный инженер Бурхардт-Христоф фон Миних, назначенный обер-директором над фортификациями. Возведение каменных укреплений закончилось только в 1740-е годы. При Екатерине II южный фасад крепости, обращенный к Неве и Дворцовой набережной, облицевали гранитными плитами, а на углах бастионов и равелинов соорудили дозорные башенки. Эти работы не имели никакого военного значения: вокруг крепости рос столичный город, а сама невская цитадель обретала облик, соответствующий  ее важной градостроительной роли в ансамбле центра Санкт-Петербурга, и все больше утрачивала свою первоначальную оборонительную функцию.

     С начала 18 века на протяжении двух столетий Петропавловская крепость была главной политической тюрьмой царской России  и снискала себе славу «русской Бастилии». И все же, как и три столетия назад, она является образцом искусно построенной крепости – уникальным фортификационным сооружением начала 18 века.

     Впервые крепость была открыта  для посетителей в начале 19 века  при Александре I.   

  Сама  же Петропавловская крепость  никогда не участвовала в боевых  действиях и доказать свою  оборонную мощь не смогла. Хотя  поначалу шведы несколько раз пытались захватить Петербург, русские генералы останавливали их на подступах к городу. Со стороны же моря вход в Неву надежно защищал от нападения вражеского флота форт Кроншлот (позднее на его месте возвели Кронштадт). «Однако очевидно, что для своего времени Петропавловская крепость была образцовым фортификационным сооружением, построенным по всем правилам европейской военной науки. До Петра I Россия не знала таких крепостей. Побывав в Голландии, Германии и Франции, молодой русский царь познакомился там с устройством, так называемых бастионных укреплений, которые были намного совершеннее существовавших в то время в России, и у него возникла идея построить у себя на родине нечто подобное»4.

Информация о работе Основание Санкт-Петербурга