Организация и деятельность ямской службы, ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:05, доклад

Описание работы

Первое упоминание, о ямской службе, на Руси, связано с татарами. К этому времени у завоевателей сложилась четкая система особых станций, где проезжающие могли быстро менять лошадей и двигаться дальше. Устройство таких станций относится к правлению Чингисхана, т.е. к началу XIII века. При этом монголы - татары позаимствовали эту систему у китайцев, после их завоевания. Они в период ига обязали русское население платить специальный налог на содержание таких станций, называемых «ямом». Важно отметить, что монголы – татары в период ига не вводили на Руси систему ямов, как почтовых сообщений. Но русские князья, часто посещающие Орду, были хорошо с нею знакомы и впоследствии использовали этот способ сообщения.

Работа содержит 1 файл

Организация и деятельность ямской службы.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

    Организация и деятельность  ямской службы, ее особенности. 

Первое  упоминание, о ямской службе, на Руси, связано с татарами. К этому  времени у завоевателей сложилась  четкая система особых станций, где  проезжающие могли быстро менять лошадей и двигаться дальше. Устройство таких станций относится к правлению Чингисхана, т.е. к началу XIII века. При этом монголы - татары позаимствовали эту систему у китайцев, после их завоевания. Они в период ига обязали русское население платить специальный налог на содержание таких станций, называемых «ямом». Важно отметить, что монголы – татары в период ига не вводили на Руси систему ямов, как почтовых сообщений. Но русские князья, часто посещающие Орду, были хорошо с нею знакомы и впоследствии использовали этот способ сообщения. 

Становление регулярной ямской службы и гоньбы происходило в правление Ивана III, когда завершался процесс оформления единого русского государства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся  до наших дней подорожные грамоты  того времени. В духовной грамоте (завещании) Иван III обращал особое внимание «держать ямы и подводы по тем местам, где были ямы и подводы при мне». 

В XIII веке в нашей стране появились первые почтовые станции, где можно было не только переменить лошадей, но и  перекусить, немного отдохнуть. В конце XV века вся территория России была покрыта сетью таких станций. Расстояние между станциями составляло 50-60 километров. В начале XVII века в стране было основано специальное государственное учреждение - Ямской приказ. В его обязанности входило создавать ямские станции - «ямы» - и следить, чтобы сеть таких станций работала бесперебойно. Возникли профессиональные перевозчики - ямщики. Это слово пришло к нам из татарского языка, на котором ямчи означало «проводник». Ямщиков выбирали из местного населения. Таким образом, к концу XV века ямами стали называться специальные учреждения, обеспечивающие относительно устойчивое и быстрое передвижение по стране. Это уже была ямская система и называлась «ямской гоньбой». 

Со временем ямщиков стали использовать в качестве почтарей. Теперь почтовая служба была доступна не только князьям и московским правителям. Ею за определенную плату могли воспользоваться и дворяне, и торговые люди. Благодаря такой службе в Москву стали регулярно доставлять иностранные газеты. 

Ямы были разного размера. Он состоял из ямского  двора, 2 – 3 избы, сенника и конюшни. К ямскому двору прирезывались  пашни и земля под сенокос. Выделенные земли отдавались « под  условие» т.е. на период службы. Очень  часто к ямам придавались не земли, а определенное количество деревень, доходы которых шли к ямщикам. Право пользоваться ямскими подводами и кормом определялось для каждого случая особой подорожной грамотой. И еще «подорожная грамота» подтверждала, что человек заранее оплатил почте дорожные расходы. Обладатель такой бумаги имел право на каждой почтовой станции «заменять загнанных лошадей свежими». Таким образом, сама гоньба на данном этапе велась населением, приписанным к ямам, ямщики же ведали распорядком по гоньбе, собирали лошадей, ведали всеми расчетами. Ямщик избирался населением округа. По избрании, с «поручными записями» (т.е. с поручительством), ямщики отправлялись в Москву к казначеям Московского князя, где приводили избранных к крестному целованию, давали им на ямской расход государевы деньги и отпускали в Ям. Ямщики в Яме вели «специальные расходные книги», где учитывали все расходы и доходы. Получив в счет прогонов аванс, ямщики ежегодно отчитывались о расходовании средств. После этого определялось, перегонял он аванс или не догонял. Перегоны ямщику доплачивались, а в случае остатка деньги отдавались в казну ямщиком. В случае растраты, или какой – либо другой вины ямщика за него несли ответственность поручители. Ямщик был человеком, от которого зависела большая политика. Государство не выпускало его из поля зрения. Работа ямского приказа была под жестким контролем правительства, это особенно касалось сохранности корреспонденции. Ямщика, потерявшего царскую грамоту, ждало жестокое наказание вплоть до смертной казни. Однако число «охотников» гонять почту от этого не уменьшалось. Чтобы быть ямщиком, необходимо было соблюдать 3 условия: рост не ниже 180 см, обязательно женатым быть человеком и иметь наследника, и третье условие - хорошо уметь свистеть. Возле каждого верстового столба кричал, что было сил: «Верста! » А когда подъезжал к очередному яму свистел, да так, чтобы его услышали и готовились к встрече.

Для содержания ямов все население страны платило  несколько специальных налогов. Ямской сбор в пользу ямщиков не шел. Население деревень приписанных к яму освобождалось от этих налогов, но обязаны были выделять лошадей с людьми, поставлять корм для лошадей, чистить дороги в зимний период, строить мосты. Все эти работы выполнялись крестьянами, набранными по 2 человека «с сохи». 

Во второй половине XVII века предпринимались активные попытки реорганизации дорожной службы. Планировалось поставить дорожные указатели, измерить точное расстояние между крупными населенными пунктами, но удалось это сделать только при Петре I. Тогда же ямщики получили стандартную «выходную форму»: зипун синего цвета, шапка – малахай с красной каймой. Зипун подвязывался красным кушаком, непременной деталью костюма был подвешивавшийся нож. 

Знакомясь с историей нашей страны, мы редко  задумываемся над тем, какую важную роль в судьбе России, в защите от вражеских набегов играли лошади. Еще Дмитрий Донской возлагал большие надежды на конницу, понимая, что для освобождения Руси от ига нужна такая же подвижная конница, как у врага. 

Ямская  тройка, рожденная ямской гоньбой  признавалась исконно русской национальной принадлежностью своего рода символом России. О скорости передвижения может свидетельствовать такой факт. Посланник Священной Римской империи Сигизмунда Герберштейна в XVII веке проехал от Новгорода до Москвы (расстояние 600 верст) за 72 часа. Понятно, что в тех условиях скорость передвижения зимой резко возрастала, а в весеннюю распутицу резко падала. И еще, американский путешественник, Джордж Кеннан, не раз побывавший в России, утверждал, что «русская казенная почта без сомнения, наиболее обширная и лучше всего организованная во всем мире». 

Только  государственным ямщикам дозволялось  пользоваться поддужными колокольчиками, которые появились в начале XVII века. Звон бубенцов сопровождал грузовые обозы, а потом и праздничные выезды. Ямщикам, не имеющим отношения к государственной службе, не разрешалось пользоваться колокольчиками. 

Отличало  русскую троечную упряжку наличие  расписного хомута. Да и сами повозки  отличались по убранству. В санях  ездили не только в далекие края, но и просто в гости. По старинным понятиям русских, ходить пешком для важного человека считалось предосудительным и не приличным. Боярин или значительный дворянин выезжал на санях, обитых атласом, а на спинку, обычно не очень высокую, слуги стелили персидский ковер или турецкий, да так, чтобы края его непременно свешивались всем на зависть. 

Древне  – русские сани были не велики на 1 – 2 человек, не более. Их делали в форме  лодки с задранными «килем» и  «кормой». 

Важные  перемены в ямской гоньбе произошли  в эпоху великих преобразований Петра I. Его многочисленные указы требовалось распространять мгновенно по всем уголкам России, а также доставлять всю информацию с мест. 

Работа ямщиков была трудной, а порой и опасной. Зимой могли напасть волки, случались и разбойные нападения. Ямщики были обязаны «выезжать на трассу» в любое время года и суток. 

С открытием  железных дорог в стране значение ямской службы постепенно падало. Ямские слободы, располагавшиеся вдоль  трактов, превращались либо в деревни, либо в небольшие села, а сами ямщики стали все более приближаться по своему положению к государственным крестьянам. Одновременно значительно росло число «городских ямщиков». С появлением трамваев их значение постепенно уменьшалось.

Информация о работе Организация и деятельность ямской службы, ее особенности