Организационно-правовые основы национализации нефтяной промышленности в советской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

До того, как человечество начало использовать нефть повсеместно, взамен неё использовали ряд других ресурсов. Для удовлетворения потребностей топливно-энергетической сферы применялись древесные виды топлива, каменный и бурый уголь, торф, кизяк, солома и др. Еще в XIX веке вряд ли кто-то мог представить, что нефть станет абсолютно незаменимым ресурсом.

Содержание

Содержание
Введение 3
История развития нефти 4
Нефтяная промышленность СССР в конце
1920– 1930 годах 10
Первая пятилетка 12
Вторая пятилетка 13
Третья пятилетка 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

отрасль.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

      Рассматриваемый период – годы форсированной индустриализации, первых пятилеток. В качестве основы для индустриализации наряду с машиностроением, металлургией Сталин провозгласил и  топливно-энергетические комплекс Конечно, развитие важнейшей отрасли промышленности - машиностроения было бы невозможно без  увеличения добычи нефти, и, наоборот, для увеличения объемов добычи нефти  необходимы было специальное оборудование . Таким образом, эти отрасли очень тесно взаимосвязаны, и развивались параллельно на протяжении рассматриваемого периода.

      Еще одно важнейшее значение нефти придавали  как средству обороны. На XV съезде Сталин произнес: «Кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне». А позже, в 1940г. журнал «Азербайджанское народное хозяйство» напишет: «Нефть является той силой, которая дает жизнь трактору и комбайну, самолету и автомобилю, кораблю и танку. Нефть нужна всем отраслям народного хозяйства. Она необходима нашей могучей Красной Армии и Флоту, охраняющим мирный труд в нашей стране.»4

      Говоря  о советской истории, надо держать  в голове, что при принятии экономических  решений ключевую роль играли не практические потребности, а теоретико-идеологические представления руководителей страны, что часто затормаживало экономическое  развитие. Так, в то время как во всем мире в 20-30 годы доля нефти в  топливно-энергетическом балансе увеличилась  в разы, в СССР она упала, уступая  лидерство углю. Общая экономическая  эффективность нефтетоплива была в 3-4 раза выше, чем угля в связи  с высокими издержками по перевозки  угля. Несмотря на очевидную выгоду от перехода на нефтяное топливо, о чем не раз говорил и Сталин, тем не менее, страна продолжала делать ставку на уголь. Это подтверждают данные по потреблению топлива в СССР. В 1928 году удельный вес потребления угля составлял 30,1% против 10,9% нефти. К 1937 году увеличилось потребление и того и другого, но доля угля выросла значительнее: 47,5% против 16,1%. Чем можно объяснить такое противоречивое поведение руководства страны? Скорее всего, на естественный ход вещей повлияли более сильные позиции «угольного лобби», то есть партийных руководителей, связанных с угольной промышленностью. Еще один важный фактор - непрекращающиеся в 20-30-е годы эксперименты по переходу к производству жидкого топлива из угля. Например, в 1930 году половину жидкого топлива в Госплане собирались получать из угля. Возможно, в пользу угля еще сыграло роль то обстоятельство, что в развитии промышленности Советский Союз ориентировался на передовые страны, в частности на Германию, которая, не имея нефтяных источников, занимала лидирующие позиции в мировом производстве. Пример Германии явно показывал, что можно достичь успехов и без нефти, но уже во время войны стало понятно, что это была иллюзия, именно нехватка нефтепродуктов сыграла ключевую роль в поражении Германии.

      К 1920 году в Союзе было всего 2 крупных нефтяных месторождения: в Баку и в Грозном. В годы НЭПа нефтеразведка практически не велась, но одной из задач первой пятилетки было создание новых топливных баз, открытие «второго Баку». Молотов на XVII съезде произнес: «Кроме Баку и Грозного, большое значение приобретают такие нефтяные районы, как Майкоп, Эмба, Туркмения – район Красноводска, Башкирия и ряд других».5 Однако, несмотря на намеченные цели, особых результатов в этом направлении достигнуто не было и к 1940г. доля Баку в нефтедобычи составляла 71,4%.

      Говоря  о советской нефтепромышленности  нельзя не отметить, что ориентирована  она была в основном на экспорт. И  эту ориентацию пытались усилить. В 1928 году на экспорт шло 31,8% произведенных  в стране нефтепродуктов. 

      Первая  пятилетка

      Пятилетний  план развития нефтяной промышленности целиком отражал характерные  черты общего пятилетнего плана. Варианты плановых заданий постоянно  менялись, и каждый раз эти изменения  затрагивали и нефтяную промышленность. В 1927г. была составлена сводка «Материалы к пятилетнему плану развития промышленности СССР», согласно которой  планировался прирост добычи нефти  на 89,1%. По утвержденному в 1929 году «оптимальному» плану добыча должна была возрасти на 85,1% и составить 21, 7 млн. тонн в  год. Но несмотря на принятие официального плана, без конца продолжались его корректировки. В результате таких «корректировок» Госплан дошел до цифры в 45-46 млн. т (к 1933г.). Любому здравомыслящему человеку было очевидно, что эти цели в принципе не достижимы, и не могут быть выполнены. Впоследствии чтобы объяснить их невыполнение придется искать виноватых и свалить все на так называемых «вредителей». А пока, в марте 1931 года было объявлено о выполнении нефтяной промышленностью пятилетнего плана за два с половиной года. Сталин выступил с речью, в которой поздравлял нефтяников: «С победой, товарищи!». Как же можно объяснить факт досрочного выполнения плана? Скорее всего, имело место жонглирование цифрами и некоторое лукавство. По всей видимости, достигнуты были задачи «оптимального» плана, а не последующих его изменений в сторону увеличения. Об этом сказано не было. А главная причина таких высоких показателей заключается в уникальной возможности месторождений в Грозном и Баку в течение года-двух добывать фонтанную нефть с минимальными затратами. К сожалению, это с лихвой «окупается» впоследствии. Как писал еще в 1928 году специалист по нефти Фролов: «Фонтанная добыча в Бакинском, и, особенно, Грозненском районе, выражается процентами, давно небывалыми. Введение в эксплуатацию фонтанных скважин, несомненно, обессиливает район: чем дешевле сейчас получается нефть, тем дороже она будет позже». И как мы увидим по результатам выполнения второй пятилетки, Фролов оказался абсолютно прав. Да, план первой пятилетки был выполнен досрочно, но ценой постоянных авралов, перегрузки рабочих и сильнейшего истощения недр.

      Вторая  пятилетка

      В отличие от первой пятилетки, при  уточнениях к разрабатываемым планам контрольные цифры имели тенденцию  к снижению. Если первоначально к 1937 году намечалась добыча нефти 138 млн. т, то в итоговых документах этот показатель составил 46,8 млн. т. Планы корректировались в сторону уменьшения ожидаемых  результатов потому, что руководство  видело, как с 1931 года нефтедобыча  не просто не увеличивалась на 50% в  год, а вовсе снижалась. Прежде всего, невыполнение начальных планов было связано с тем, что задания  не были обеспечены соответствующими материальными, кадровыми и технологическими ресурсами. Хочется заметить, что  для развития нефтяной промышленности должна вестись работа по ряду направлений:

  • Разведка
  • Добыча
  • Переработка
  • Транспортировка

      Постоянно увеличивая объем добычи, советское  руководство не учло необходимости  параллельного расширения остальных  аспектов нефтяной промышленности. Разведка новых месторождений практически  не велась. По-прежнему почти всю  нефти давали лишь два района –  Бакинский и Грозненский, освоение Урало-Волжского района шло недопустимо  медленно. Да и в освоенных районах  практически ничего не было известно про запасы нефти в недрах.

      Мощности  переработки были существенно увеличены  во время первой пятилетки (было пущено в ход 23 крекинг-установки и 25 трубчатых установок). Однако и этого оборудования не хватало на постоянно растущие запросы по производству нефтепродуктов. Еще большая проблема была связано с оборудованием, необходимым для добычи соответствующих объемов нефти: не хватало труб, буровых станков, компрессоров, насосов и многого другого. Для того, чтобы производить эти трубы, требовалось строить огромные заводы или цеха, что невозможно было осуществить в рамках года или двух. Большую часть нефтедобывающей техники пришлось импортировать из-за границы. Заметим, что импорт оборудования осуществлялся за счет средств от экспорта нефтепродуктов.

      Затрудняла  развитие также кадровая проблема. К сожалению, в стране было мало квалифицированных  рабочих. Мастера не соблюдали правила  техники безопасности, что приводило  к бесчисленным авариям. Часто из-за отсутствия квалификации работники  не осваивали сложную и прогрессивную  технику.

      Но, пожалуй, самые большие недоработки  касались транспортировки нефти. В  начале 1930-х годов из-за слишком  низкой пропускной способности железных дорог. Положение с перевозкой нефти  было катастрофическим: «В Грозном  мы сейчас сливаем керосин и соляное  масло из-за недостатка емкости. Мы сейчас не можем давать максимум производства в Грозном из-за того, что не имеем  возможности полностью вывести  оттуда всю продукцию»6 - признался член президиума ВСНХ, Ломов. В связи с этим, важное положение в планах второй пятилетки занимало решение проблемы транспортировки нефти. Предполагалось строительство пяти крупных нефтепроводов и множества мелких. В реальности были сооружены всего два крупных нефтепровода: Гурьев - Орск и Ишимбай – Уфа. Конечно, этого было недостаточно для обеспечения нарастающих потребностей в транспорте нефти и нефтепродуктов.

      По-прежнему темп роста угольной промышленности намечался более высокий, чем  нефтяной. В «Контрольных цифрах»  также намечался восьмикратный  рост добычи сланцев, двукратный –  торфа. Подтверждалась в плане прежняя  установка: «Нефть, как топливо, коренным образом должна сдать свои позиции, и уже, во всяком случае, не может  считаться одной из основных баз  топливоснабжения страны. В общем  потреблении роль нефтетоплива будет  падать». Стоит ли говорить, насколько  это оказалось сильным заблуждением.

      Итогом  второй пятилетки стал рост добычи нефти лишь на 32,7%, что, конечно, является довольно скромным результатом. Не были выполнены задания по производству нефтепродуктов, значительно меньше было введено мощностей по переработке. Как и раньше, более трех четвертей  нефтедобычи производилось в  Баку. Для объяснения причин очевидных  провалов, в 1937 году было практически  целиком арестовано руководство  отрасли, то есть были найдены «вредители».

      Третья  пятилетка

      После провала второй пятилетки, амбиций  по поводу стремительного роста нефтяной промышленности стало меньше. Согласно новому плану доля Азербайджана в  добыче должна была существенно понизиться за счет восточных регионов: Сахалина, Башкирии, Прикамья и Средней Азии. Решающей задачей в третьей пятилетке считалось создание еще одной мощной нефтяной базы в районе между Волгой и Уралом, а также проведение геолого-поисковых и разведочных работ в новых районах добычи нефти.

      Так же, как и во время первой и  второй пятилеток, планы постоянно  корректировались. Разброс прогнозов  по увеличению добычи нефти составлял  от 48 млн. т до 64 млн. т. В конце 1930-х  годов наконец-то стали решаться важные задачи по развитию отрасли, произошло  открытие «второго Баку», в планах стали  фигурировать более реальные цифры. Однако основные ресурсные базы в  Грозном и Баку к этому времени  были существенно истощены, а сдвинуть нефтедобычу на Восток все еще  не удавалось. 

 

       Заключение 

      Рассмотрев  историю развития отрасли, можно  заметить как нефть постепенно «внедрялась» в мировую экономику. Сейчас от цены на нефть напрямую зависит благополучие и уровень жизни жителей той  или иной страны, соотношение сил  стран на мировой арене.

      Что касается советской нефтяной промышленности, в 20-30е годы были заложены основные возможности роста советской  экономики. Сразу после войны  начнется резкое расширение нефтяной отрасли. Но в рассматриваемом периоде, к сожалению, не были задействованы  все возможные ресурсы для  того, чтобы расширить нефтяную промышленность. Понимая сравнительные преимущества нефти перед углем, советское  правительство так и не решилось отдать предпочтение нефти. Более того, множество усилий было затрачено  на сумасшедшее увеличение производства сланцев, торфа и пр., в чем не было никакой необходимости. При  более разумном использование недр, Советский Союз мог занять лидирующие позиции уже к началу Второй мировой войны.

      Сейчас  перспективы энергетики пересматриваются. Есть мнение, что нефть вскоре пройдет  зенит своего влияния на экономику. Однако, это предмет отдельного анализа. 

 

       Список используемой литературы 

      
  1. Ергин, Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. 1999.
  2. Иголкин А. А. Нефтяная политика СССР в 1928-1940 гг. 2005.
  3. Иголкин А.А. Отечественная нефтяная промышленность в 1921-1928 гг., 1999.

Информация о работе Организационно-правовые основы национализации нефтяной промышленности в советской России