Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:02, лекция
Дальнейшее закрепощение крестьян Крупная феодальная вотчина с развитым иммунитетом, утверждавшим зависимость ее владельца от центральной власти, все больше мешала социально-экономическому развитию Русского централизованного государства. Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр. Для чего был принят ряд указов (1551, 1562 и др.). Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину
Опричнина.
Дальнейшее закрепощение крестьян Крупная
феодальная вотчина с развитым иммунитетом,
утверждавшим зависимость ее владельца
от центральной власти, все больше мешала
социально-экономическому развитию Русского
централизованного государства. Правительство
Ивана IV стремилось подчинить своему контролю
владения потомков удельных княжат и бояр.
Для чего был принят ряд указов (1551, 1562
и др.). Окончательный удар по феодальной
вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив
опричнину. Из общего государственного
земельного фонда были выделены обширные
территории, составлявшие особый удел,
доходы с которых должны были поступать
в государеву казну. Вся остальная территория
составляла земщину, оставшуюся в управлении
старых учреждений. В опричнину, т.е. царский
удел, вошли значительные территории на
западе, севере, юге страны, земли с наиболее
развитым удельно-княжеским землевладением;
здесь были наиболее развитые города (Ярославль,
Ростов, Кострома и др.), находились важные
торговые пути, стратегически важные форпосты
на границах. Из всех городов, уездов все
князья, бояре, дворяне и приказные люди,
не соглашавшиеся добровольно записаться
в опричники, принудительно выселялись,
княжеские и боярские вотчины конфисковывались,
прежние их владельцы переселялись в другие
районы, главным образом окраинные. На
новых местах они получали земли на основе
поместного права. В старых районах «испомещались»
опричники из малоземельных дворян, из
разного мелкого люда. Опричники объединялись
в особый корпус, составляя гвардию телохранителей
государя, отрекались от своих родных
и друзей, обязывались служить только
царю. Эта реформа была аграрным переворотом
середины XVI в.; ее суть — перераспределение
земель бояр в пользу дворянства; ликвидация
независимости крупного феодально-вотчинного
княжеского землевладения и укрепление
центральной власти. Опричнина сыграла
большую роль в усилении экономической
мощи царя. Однако опричный террор наносил
беспощадные удары не только по боярской
и княжеской знати, но и по всему населению.
Будучи мощной военно-карательной силой
царя, опричнина скоро вызвала озлобление
против него во всех слоях населения. Царь
вынужден был отказаться от опричнины
(1572). Против опричных казней Ивана IV публично
выступил митрополит Филипп (в миру —
Колычев Федор Степанович) (1507—1569) за что
был низложен и по приказу царя задушен
(канонизирован Русской Православной
Церковью). Что касается феодально-зависимого
крестьянства, то эпоха Грозного стала
вторым этапом закрепощения крестьян
в общегосударственном масштабе. И хотя
Судебник 1550 г. подтвердил право перехода
крестьян в Юрьев день, но плата за пожилое
возросла. Кроме того, в 80-е годы XVI в. закрепостительная
политика усиливается, вводятся заповедные
лета. После опричнины и войн возросло
бегство крестьян от своих хозяев. Об этом
свидетельствует принятие соответствующих
указов 1580, 1597 гг., проведение переписи
крестьян в 1581—1592 гг., создавшей юридическую
основу для поиска беглых крестьян.
Роль Земских соборов В XVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления — Земский собор. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве Собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким образом правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — Золотой палате или Столовой избе.
Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума». Идея соборности начала развиваться в середине XVI в. Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва — восстание горожан в Москве в 1547 г. Напуганные данным событием, царь и феодалы привлекли к участию в этом Соборе не только бояр и дворян, но и представителей других слоев населения, что создавало видимость привлечения к государственному управлению не только господ, но и третьего сословия, благодаря чему недовольных удалось несколько успокоить. На основе имеющихся документов историки полагают, что Земских соборов состоялось около 50. Все Соборы условно делят на четыре группы: созванные царем по его собственной инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирались на царство.
Преобладала первая
группа соборов. Собор 1549 г. относится
ко второй группе, так как он был созван
по требованию сословий. Наиболее сложную
и представительную структуру имели Стоглавый
собор 1551 г. и Собор 1566 г. Стоглавый собор
1551 г. — собор русской церкви, созванный
по инициативе царя и митрополита. В нем
участвовали в полном составе Освященный
собор, Боярская дума и Избранная рада.
Такое название он получил потому, что
его решения были сформулированы в ста
главах, отразивших перемены, связанные
с централизацией государства. На основе
местных святых, почитавшихся в отдельных
русских землях, был составлен общерусский
список святых. По всей территории страны
унифицировалась обрядность. Собор одобрил
принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана
IV. Собор 1566 г. был наиболее представительным
с социальной точки зрения. На нем сформировались
пять курий, объединявших разные слои
населения (духовенство, боярство, приказные
люди, дворянство и купечество). На этом
Соборе решался вопрос о войне с Польшей.
Созванный в 1598 г. Собор избрал на царство
Бориса Годунова (1598-1605).
Приказная система управления В середине XVI в. в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления — сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Приказы — это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов. Ведущая роль в период становления приказной системы принадлежала военно-административным приказам. В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию.
Основу русской армии составили дворянская конница и стрельцы. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Создание постоянного стрелецкого войска явилось большим шагом вперед в организации военных сил России. Первоначально стрельцов было три тысячи. Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военная реформа предусматривала усиление артиллерии (для ее управления создан Пушкарский приказ), наем в русскую армию иностранцев привел к созданию Иноземного приказа. Для несения пограничной службы стали привлекать казачество — возник Казачий приказ, ведавший казачьими войсками. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал созданный в начале XVI в.
Разрядный приказ, фиксировавший все назначения на службу, перемещения в должностях на основе принципа местничества, т.е. родовитости и знатности. Поместный приказ ведал поместными земельными владениями служилых дворян. В его функции входил контроль по обеспечению дворян поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами.
В это же время
появились специальные
Дворцовые приказы обслуживали личные потребности царя и его семьи. Их было несколько: приказ Конюшенный ведал царской конюшней, были Ловчий, Сокольничий, Постельничий и другие приказы. Должности руководителей этих приказов считались особо почетны- ми, и по принципу местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.
Специально для рассмотрения обращений к самому царю дворян и детей боярских как особая их привилегия при Иване IV был создан Челобитный приказ. Для ведения дел о холопах создан Холопий приказ,тогда как прежде ими занимались местные органы управления и Казенный приказ. В Холопьем приказе в особых книгах регистрировались кабальные записи, рассматривались иски по делам о беглых холопах.
Особо важную роль выполнял Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами, которыми до этого занимались многие органы, в том числе Боярская дума. Отсутствие единого центра посольского дела создавало значительные неудобства: прежде всего при большом числе лиц, участвовавших в регулировании межгосударственных отношений, трудно было сохранить государственную тайну.
Посольский приказ вел переговоры с представителями иностранных государств, вырабатывал важнейшие документы по внешнеполитическим вопросам с обоснованием позиции Российского государства, решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Роль Боярской думы в результате создания Посольского приказа в решении вопросов внешней политики снизилась.
Во главе приказа
стоял боярин или дьяк — крупный
государственный чиновник. Приказы
ведали управлением, сбором налогов
и судом. По мере усложнения задач
государственного управления число приказов
росло. Оформление приказной системы позволило
централизовать управление страной, но
в то же время создало значительный бюрократический
аппарат и стиль его работы.
Местный аппарат управления Реформы Ивана IV охватили не только центральный аппарат государственного управления России. Претерпело существенные изменения и местное управление. Система кормлений отменялась, ее заменила новая, в основу которой был положен принцип самоуправления. На местах создавались губные избы (губная реформа Ивана IV), выбираемые из определенных слоев населения. Главой губной избы становился губной староста, выбираемый дворянами и детьми боярскими и утверждаемый в должности Разбойным приказом. Губной староста выполнял полицейско-судебные функции.
Сословно-представительными органами на местах стали в середине XVI в. и земские избы — эти органы (избы) приняли на себя финансово-налоговые функции. Если земские органы ведали сбором податей и судом по гражданским и мелким уголовным делам, то более крупные дела рассматривались губными избами. Причем земские старосты и другие должностные лица свои обязанности выполняли без взимания пошлин с населения, тогда как кормленщики — наместники — многие пошлины взимали в свой карман. Компетенции этих местных органов закреплялись в губных и земских уставных грамотах, подписываемых царем. Штат изб набирался из лучших людей — сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков. Деятельность местных органов управления контролировалась отраслевыми приказами.
Губному старосте помогали целовальники. Их избирали посадские и верхушка чернотяглого крестьянства. Назывались выборные должностные лица целовальниками потому, что, присягая верно служить на этой должности, они целовали крест. Дееспособность губных органов как сословно-представительного учреждения была возможной при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. В этот период по решению Стоглавого собора 1551 г. прекратилась выдача тарханов — грамот, обеспечивавших феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Если до этого светские или церковные феодалы могли устанавливать на определенной территории свои порядки, могли не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы, то теперь это исключалось.