Опричнина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Опричнина как образец формирования политической централизации в различных ее видах и интерпретациях была свойственна многих государствам Европы в период Средневековья, с той лишь разницей что западноевропейские державы ранее чем Русь (позднее Московия) сформировали политическую централизацию путем экспансии на ближний восток во времена крестовых походов. Причем речь шла не только об оптимизации народного потенциала, при тогда еще высокой пассионарности западноевропейский народов но и о привлечении на свою сторону и дальнейшей объединении всех сословий под знаменем «освободительной войны с неверными».

Содержание

1. Введение……………………………………… стр 2.

2. Причины возникновения опричнины………. стр 3-4.

3. Устройство опричнины……………………… стр 4-5.

4. Методы проведения опричной политики…... стр 5-6.

5. Попытки политического компромисса……… стр 6.

6. Разгром земской оппозиции…………………. стр 7-8.

7. Усиление опричнины………………………… стр 8.

8. Опричная гроза………………………………. стр 9-10.

9. Предпосылки к отмене опричнины…………. стр 10-11.

10. Отмена опричнины…………………………… стр 11.

11. Заключение……………………………………. стр 12.

12. Список литературы………………………………стр 13.

Работа содержит 1 файл

Опричнина.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер  в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений, завоеванные территории утеряны. Страна была доведена до страшного разорения.

После сожжения Москвы в 1571г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко поступали под начальство старших земских воевод. Вскоре же власти приступили к устранению многочисленных перегородок между опричниной и земщиной в сфере административного управления.[17]

В начале 1572 г. царь объявил о восстановлении в Новгороде  древнего наместнического управления и назначил главным наместником боярина И.Ф. Мстиславского. Раздельному управлению Новгорода пришел конец, хотя формально деление Новгородской земли на две половины продолжало существовать. В связи с введением наместничества в Новгороде правительство провело объединение финансового управления страны, опричной и земской казны. Опричный печатник был переведен на земский Казенный двор и стал помощником земского казначея. Свезенные в Новгород сокровища были уложены в церковных подвалах на Ярославовом дворище, поступив в ведение единого казначейства. 
 
 

ОТМЕНА  ОПРИЧНИНЫ 
 

Описанные преобразования военного, административного и финансового  порядка были осуществлены незадолго  до вторжения татар в 1572 г., когда  перспектива неблагоприятного исхода войны казалась царю достаточно реальной.

Именно в это  время Иван отпраздновал свадьбу  с Анной Колтовской и внес в  черновик завещания распоряжения относительно новой жены. Работая над текстом  завещания, Грозный включил в  него короткую, но многозначительную  фразу об опричнине: «А что есми учинил опришнину, - записал он, - и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинен готов». Одной фразой царь выразил полное равнодушие к судьбе опричнины. Вопрос о дальнейшем существовании опричных порядков он целиком оставлял на усмотрение наследников.

Множество признаков  указывало на то, что опричные порядки  доживают последние дни. Против обыкновения, власти в начале года не взяли в  опричнину новые уезды. Остановилось строительство опричных крепостей. Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии. Известие о разгроме татар под Москвой, по-видимому, положило конец его колебаниям. И вот, наконец, в 1572 году Иван IV вынужден был отменить опричнину.

С падением опричнины  начался пересмотр служилого землевладения в опричных уездах. В наибольшей мере новая земельная перетасовка затронула верхушку опричнины, т. е. тех дворян, которые успели выслужить в опричнине чины и поместья, а также тех «иногородцев», которых перевели в опричнину из других уездов. Они должны были расстаться с землями, конфискованными ранее у земских дворян. Масса местных служилых людей, перешедших в опричнину с уездом, вероятно, сохранила свои земли, но лишилась права на опричные " прибавки ". Так была упразднена главная привилегия опричнины: более высокие земельные оклады по сравнению с земскими.

Поскольку мелкие и средние землевладельцы получали добавочные земли исключительно  на поместном праве, новый земельный  пересмотр в опричнине свелся к повторному перераспределению  поместного фонда. Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять само выражение «опричнина». Нарушителям указа грозило строгое наказание: " виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу ".

Вот и подошло к концу кровавое время опричнины. Террор и опала обратилась в сторону самих опричников. Тот, кто грабил и убивал, сам стал жертвой деспотизма царя. Сразу вспоминаются сталинские репрессии советской России, когда миллионы людей подвергались репрессиям только за то, что их неожиданно сочли врагами народа.

Мы подошли  к заключению, в котором я выразил  свое личное отношение к опричнине  и подвел итоги этого ужасного, на мой взгляд, времени. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

Опричнина как  образец формирования политической централизации власти на поверку оказался обыкновенным средневековым террором и грабежом собственного народа. Собственно, централизация власти в руках государя и   физическое устранение  аристократической оппозиции- наиболее активной и способной части населения  с одновременным возведением во власть  мелкого худородного дворянства, не достигла не то что ожидаемого контроля над всеми сословиями, включая церковь,  но и привела к почти тотальному запустению страны, ликвидации армии как таковой, нешуточного недовольства царем и марионеточным правительством- боярской думой, разграблением казны и страшной резней правых и виноватых. Опричнина несомненно оставила тяжелую рану на теле России и явилась по моему мнению началом великой смуты.

Россия не учится на своих ошибках. И поэтому многие годы спустя призрак опричнины вернулся  во времена И.В.Сталина как метод управления страной, хотя все же на мой взгляд несмотря на огромные потери как во времена репрессий так и во время Великой Отечественной Войны, цена оказалось не такая суровая в том смысле что в отличии от войны с Жигимоном, длившуюся аж 25 лет, войну Отечественную мы все же выиграли да и страна  по крайней мере во внешней политике стала играть одну из определяющих ролей.

По мнению В.О. Ключевского, все очевидные проблемы в управлении государством и причины неудач Ивана Грозного заключались в том, что великий московский князь сделался государём прежде, чем перестал быть вотчинником, прежде чем создался государственный порядок.

В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину.

Можно также привести пример более «удачной» централизации власти в одних руках, это пример Петра I с его реформами и войнами, мое мнение, что и в то время не все было гладко, копирование западных систем управления без учета так называемой русской ментальности и особенности, не может считаться правильным решением для реформирования управленческой системы в стране но все же «заточка» России под «цивилизованную» Европу была менее кровава и бессовестна чем наглое и ни чем не прикрытое сумашествие царя Ивана Грозного.

Но, тем не менее добрая слава Иванова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских, доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл названия Мучителя, данного ему современниками, и лишь только прозвище его напоминает нам из истории о том, почему царя Иоанна IV называли Грозным. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

Ключевский В.О. «О русской истории». - М.: 1993. 

Скрынников Р.Г. «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный»: в 2т.- Смоленск,

1996. 

Барышкова К.В., Подсумкова А.А. «История государственного управления и муниципального самоуправления России» учебное пособие. –М.: 2008. 

Махнач Л.В. «Лекции  по истории церкви». – М.: 2008.

Информация о работе Опричнина