Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:51, доклад
Бытовой жанр - (фр. genre, нем. Sitten-bild - жанр, манера) — жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI— XVII вв. Ярким, искрящимся весельем проникнута сцена народного праздника на картине П. Брейгеля Старшего (ил. 21). Фламандец П. Рубенс на своих полотнах передал черты жизнеутверждающего реализма, грубоватую правду деревенских празднеств.
Введение
Бытовой
жанр - (фр. genre, нем. Sitten-bild - жанр, манера)
— жанр изобразительного искусства, определяемый
кругом тем и сюжетов из повседневной
жизни человека. В основном эти сцены изображаются
на полотнах живописцев, но их можно увидеть
и на графических листах, и в скульптуре.
Бытовые события, запечатленные художниками
разных эпох, знакомят нас с жизнью людей
давно ушедших времен. Бытовой жанр достиг
расцвета в европейских национальных
школах в XVI— XVII вв. Ярким, искрящимся весельем
проникнута сцена народного праздника
на картине П. Брейгеля Старшего (ил. 21).
Фламандец П. Рубенс на своих полотнах
передал черты жизнеутверждающего реализма,
грубоватую правду деревенских празднеств.
Голландские живописцы (Г. Терборх, Я. Вермеер)
любовно воссоздали жизнь самых разных
слоев общества (ил. 22). Галантные беседы
обретали изысканную грациозность и легкую
ироничность на картинах французских
художников XVIII в. (А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б.
Шарден, О. Фрагонар). Позже от простой
фиксации явлений художники переходят
к раскрытию внутреннего смысла и общественно-исторического
содержания повседневной жизни. Критически
изображали общественные отношения французские
художники О. Домье, Г. Курбе и русские
живописцы А. Венецианов, П. Федотов, В.
Перов, И. Репин и все передвижники. Постепенно
стирались границы между бытовым, историческим
и батальным жанрами. Сложными и разнообразными
путями идет развитие бытового жанра в
XX в. Ему доступны изменчивые ситуации
и психологические нюансы (Э. Манэ, Э. Дега,
О. Ренуар во Франции), символический смысл
бытия (П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов,
К. Петров-Водкин в России), героизация
простых жизненных событий (Б. Иогансон,
А. Дейнека, А. Пластов) и многое другое.
Для описания я взял картину нидерландского художника Яна Вермеера, для начала, я бы хотел сказать не много о его биографии:
О Вермеере
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Образование
О
годах ученичества Вермеера не сохранилось
достоверной информации. Известно,
что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был
принят в гильдию Святого Луки.
По условиям гильдии членство в ней
предваряли шесть лет серьёзного
обучения живописи у мастера, состоявшего
в гильдии. Ян Вермеер был знаком
с художниками Леонартом Брамером
и Герардом тер Борхом. На основании этого
факта строились предположения о том,
что Вермеер возможно состоял в обучении
у одного из них. Кроме этого чрезвычайно
распространена, но не имеет подтверждений
гипотеза о том, что учителем Вермеера
был художник Карел Фабрициус, в свою очередь
ученик Рембрандта. Безусловно огромное
влияние на творчество Вермеера оказал
голландский мастер жанровой живописи
Питер де Хоох, проживавший в Делфте с
1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее
развитие в полотнах Вермеера.
Семья и работа
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
Его
живописная техника уникальна даже
для его времени. Композиция его
полотен, его владение ненавязчивым
колоритом, тончайшее портретирование
– аналогов не имеют. Он художник предельно
камерный и техничный, сосредоточенный
на изображении предметного мира и окружающих
людей. Дань евангельским сюжетам Вермеер
отдал, написав «Христа в доме Марии и
Марфы», дань античным мотивам – посредством
«Дианы со свитой». Вермеер работал над
своими картинами очень медленно и тщательно,
поэтому его наследие невелико, и после
смерти художника оно оказалось сосредоточенным
в руках нескольких человек. В каталоге
аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится
двадцать одна картина; сегодня из них
известны шестнадцать. Вопреки усердным
поискам неизвестных картин Вермеера,
которыми занимаются современные коллекционеры
и исследователи, – поискам, которые в
1930-е годы привели к появлению нескольких
очень удачных подделок, – число подлинных
картин мастера очень невелико: тридцать
девять или сорок. Примером творческой
зрелости художника служит композиция
«У сводни», – сосредоточив интерес на
фигурах, на облике и повадке своих героев,
Вермеер превратил бордельную сцену в
романтическое таинство любви… Излюбленный
сюжет Вермеера – женщина, занятая каким-либо
тихим домашним делом: служанка, наливающая
молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное
ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая,
плетущая кружева и т.п. Иногда женщин
сопровождают кавалеры, однако число персонажей
всегда невелико. Они, как правило, поглощены
своим занятием, но иногда один из персонажей
изображен смотрящим на зрителя. Вермеер
достиг совершенства в передаче тончайших
оттенков света, скрадывающего контуры
освещенных предметов и фигур, а также
в использовании перспективных построений
для создания ощущения участия зрителя
в изображенном действии. Произведения
Вермеера более чем картины других мастеров
отражают атмосферу домашнего быта Голландии
17 века, эпохи расцвета ее городской культуры.
Последние годы жизни
К
концу жизни экономическое
Описание картины « Спящая девушка»
На данной картине изображена молодая девушка, сидящая за столом, её глаза закрыты, очевидно, она спит. Она склонила голову на правую руку. Стол, за которым она сидит, покрыт тяжелым, на мой взгляд, восточным ковром, ближний к нам угол ковра загнут, и образует треугольник. На столе стоит блюдо с фруктами и два бокала. Маленький бокал более подходящий девушке почти пуст. Опрокинутый кубок более подходящий для мужчины изображен у кувшина. Очевидно, что кувшин наполнен вином, отсюда можно и объяснить сонливость женщины. Также на складках ковра можно рассмотреть два столовых прибора – нож лежит ручкой к углу картины и вилка, которую почти не видно на фоне блестящей ткани ковра. Если посмотреть на саму женщину, то можно сразу придти к выводу, что она не служанка, а хозяйка дома. Так как её платье весьма красивое и из хорошей ткани (платья в то время шились из сукна, шерсти, льна, хлопчатобумажных тканей, атласа и тафты), что служанка не могла себе позволить. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого. Буржуазия издавна гордилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Поза сидящей женщины чаще всего трактуется как символ лени. А средневековая теология характеризует лень как грех. В то время в обществе установился строгий, аскетический нравственный кодекс поведения, попирание подобных правил хозяйкой дома рассматривалось как нарушение закона, установленного Богом. На мой взгляд, Вермеер хотел показать, что лень является в данном случае последствием пьянки. Также по данной картине можно проследить, что хозяева этого дома не очень богаты, об этом свидетельствует интерьер изображенный Вермеером. Хотя стол покрыт восточным ковром и стул, стоящий рядом со столом выглядят весьма солидно, но в целом интерьер весьма скудный. На стене висит картина, но что на ней изображено я затрудняюсь описать. На картине изображена приоткрытая дверь и заглянув за нее, мы можем увидеть интерьер другой комнаты. Прямо перед нашим взором стоит не большой столик, покрытый серой материей или скатертью, над столиком висит что-то для меня не понятное либо это еще одна картина, либо зеркало - что было бы весьма логично, но серые тона данного предмета заставляют меня задуматься, что это не зеркало. Правее этого предмета, висящего, на стене висит еще один предмет, и я рискну предположить, что это большая картина в красивой деревянной рамке. В целом стены обеих комнат имеют, весьма светлую окраску, но стены не белые, они имеют бежевый оттенок. Дверь весьма темного цвета, что-то похожее на цвет темного дерева. Единственное, что бросается в глаза это ковер, он очень яркий. Я думаю, что изобразив, ковер так ярко Вермеер хотел привлечь внимание зрителя именно к столу. А в целом же для картины он использует весьма не яркие тона. Известно, что проводилось рентгеновское исследование данной картины, которое показало, что за спиной женщины должен был стоять мужчина, а в дверях сидеть собака, но он, почему то отказался от данной идеи, оставив на картине одну женщину, спящую за столом. Я полагаю, что Вермеер хотел показать на данной картине, что лень является последствием пьянства, поэтому он и убрал, мужчину и собаку с данной картины. Также известно, что16 мая 1696 г. в Амстердаме была продана картина под названием «Een dronke slafende Meyd aen een Tafel» (Выпившая спящая девушка за столом). В следующий раз при продаже картина указывалась как «Een slapent vrouwtje, van de Delfse van der Meer» (Спящая молодая женщина, от Ван де Меера из Делфта).
В завершение приведу некоторые данные о картине:
Год написания
картины: 1656/1657года.
Холст, масло. 87,6×76,5 см.
Сейчас оригинал картины находится музее
Метрополитен, город Нью-Йорк США.
Информация о работе Описание картины Вермеера, "Спящая девушка"