Охота с беркутами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что одной из самых самобытных казахских национальных традиций является охота с ручным беркутом. Долог и труден путь обучения дикого беркута, поэтому секреты приручения передавали из поколения в поколение через династии охотников - беркутчи. Обычно беркутчи седлает коня и выезжает на поиски птицы поздней осенью. На участке, где часто охотится орел, расставляется сеть с приманкой - голубем или кекликом - и процесс поимки занимает один-два дня.

Содержание

Введение 3
1. Пернатое оружие 4
2. Охота с ручным беркутом 6
3. Охота с беркутом: варварство или искусство? 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

История культуры Казахстана.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение 3

     1. Пернатое оружие 4

     2. Охота с ручным  беркутом 6

     3. Охота с беркутом: варварство или  искусство? 7

Заключение 11

Список  использованной литературы 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы заключается в том, что одной из самых самобытных казахских национальных традиций является охота с ручным беркутом. Долог и труден путь обучения дикого беркута, поэтому секреты приручения передавали из поколения в поколение через династии охотников - беркутчи. Обычно беркутчи седлает коня и выезжает на поиски птицы поздней осенью. На участке, где часто охотится орел, расставляется сеть с приманкой - голубем или кекликом - и процесс поимки занимает один-два дня. Когда заветный беркут пойман, начинается приручение и подготовка его к охоте. Несколько дней беркуту не дают спать и не кормят. Находясь рядом с беркутом, не спит и охотник, разговаривая с ним и играя на домбре, чтобы беркут привык. Вначале орел дичится, бросается на человека, но голод делает свое дело, и наступает момент, когда свободолюбивый беркут берет из рук хозяина первый кусок мяса. Беркута напускают на шкурку лисы, которую тянут на веревке; отнимая мнимую добычу, охотник награждает птицу лакомым кусочком. Постепенно приучают и к томага - кожаной шапочке, закрывающей глаза беркуту, чтобы он не отвлекался во время охоты. На охоте томага снимают лишь тогда, когда появляется добыча и беркут, увидев ее, летит за убегающей жертвой.

     Цель  работы- рассмотреть охоту с беркутом, традиционную охоту казахов.

     Задачи  отражают поставленную цель:

     1. рассмотреть пернатое оружие; 

     2. проанализировать охоту с ручным беркутом; 

     3.рассмотреть охоту с беркутом: варварство или искусство?

     Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

     1. Пернатое оружие

     Если  вам не хочется держать в доме ружье, сейф, патроны и регулярно всё это хозяйство заново в полиции регистрировать, в психбольнице беря справку о непошатнувшемся психздоровье, заведите себе беркута. Средний беркут весит 4,5 килограмма, размах крыльев - порядка 3 метров, обожает мясо. Мясо будете покупать на деньги, которые сэкономите на охотвзносах и путевках. На юге РК, в случае чего, за него вам дадут 5-6 верблюдов, а ежели заведете еще и казахскую охотничью борзую - тазы - смело можете выкупать невесту - взамен калыма в 47 лошадей.

     Так было издревле. Самобытная казахская национальная традиция - охота  с беркутом - сохраняется  и поныне. О чем  в минувшем марте  костанайцам рассказали и показали охотники из Кокшетау, Алматы, Караганды, Актюбинска и других регионов республики. Соревнования были посвящены памяти академика Зулхарная  Алдамжара.  

     Нелегко приучить гордую и  агрессивную птицу  к охоте. Поэтому  секреты дрессировки  династии охотников-беркутчи передавали из поколения  в поколение. На охоту  с беркутом  ходили  лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки - степные лисы - и зайцы. Попадется косуля - возьмет и косулю1.  

     Сценарий  охоты с беркутом таков: беркутчи, удерживая птицу на руке, пускает  коня вскачь, на ходу снимает с ее головы томага - специальную кожаную шапочку - и подбрасывает беркута вверх в направлении добычи. Хищная птица стремительно набирает скорость и в доли секунды настигает жертву.  

     Любопытны методы обучения. Одни охотники достают  птенца из гнезда, другие ловят взрослых птиц на сети, положив туда для приманки голубя или кеклика. Несколько дней птице не дают спать и не кормят. Приучая, не спит и охотник, разговаривая с ней и играя на домбре. Хищник дичится, бросается на человека, но голод делает свое дело, и наступает момент, когда свободолюбивый беркут берет из рук хозяина первый кусок мяса. Беркута напускают на шкурку лисы, которую тянут на веревке, отнимая мнимую добычу, охотник награждает птицу лакомым кусочком. Постепенно приучают и к томага - кожаной шапочке, закрывающей глаза беркуту, чтобы он не отвлекался во время охоты. На охоте томага снимают лишь тогда, когда появляется добыча2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Охота с ручным беркутом

     С установлением снежного покрова  начинается охотничий сезон. Охотнику приходится немало проехать в поисках добычи, пока из какого-нибудь распадка не выскочит лиса. Беркутчи пускает коня вскачь, на ходу снимает с головы беркута шапочку и подбрасывает птицу вверх. Орлу нужны доли секунды, чтобы увидеть добычу, после чего стремительно набирая огромную скорость, он настигает ее. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки и зайцы, раньше охотились на сайгаков и джейранов.

     Сейчас  в Казахстане имеется не более  двадцати человек, владеющих искусством охоты с беркутом. Для беркутчи осталось место лишь в аттракционах и национальных праздниках, так как изъятие из природы редких птиц и охота с ними стали уже несовместимыми с реалиями современной жизни3.

     3. Охота с беркутом: варварство или искусство?

     Внимание  к национальным традициям надо только приветствовать. Однако немотивированно садистское отношение к животным оказалось неприемлемым для зарубежных природоохранных обществ4.

     Три года назад Европейское общество по охране животных, поприсутствовав на состязаниях беркутчей, намеревалось подать в суд на Ассоциацию беркутчей в Казахстане.

     По  словам главы Ассоциации того времени  Асылхана Артыкбаева потребовалось немало аргументов, чтобы успокоить европейцев и избежать публичной огласки. В защите особенностей национальной охоты в Казахстане, главным аргументом стали возрождающиеся традиции в этой сфере, и соответственно необходимость некоторого времени для окультуривания состязания.

     Сегодня, спустя три года уже бывший глава  Ассоциации беркутчей господин Артыкбаев  не верит в сострадательность и цивилизованность своих соотечественников. Он призывает международную общественность вмешаться и прекратить жестокое отношение к животным.

     Минувший  турнир беркутчей в феврале прошлого года еще раз наглядно продемонстрировал, что отношение к животным нисколько не изменилось.

     На  соревнованиях связанных проволокой лисиц и волков били и травили  собаками. Обессилевших животных на глазах у людей пристреливали5.

     Последние состязания беркутчей возмутили  многих казахстанских экологов. В  результате семьдесят пять неправительственных организаций направили обращение в Агентство по туризму и спорту Казахстана с требованием прекратить публичные издевательства над дикими животными на глазах зрителей.

     Стоит напомнить, что в Казахстанском  уголовном законодательстве существует ответственность за жестокое обращение  с животными - статья 276 УК РК - и предусматривает  наказание до одного года лишения  свободы. Однако по ряду причин применение этой статьи на практике затруднено. Необходимо доказать, что гибель или увечье животного произошли в результате применения садистских методов или на глазах у малолетних детей6.

     Экологи считают, что необходимо принять  специальное законодательство, которое  бы регулировало проведение подобных мероприятий.

     Последние годы отдельные знаменитые беркутчи, в силу вышеизложенных причин, отказываются участвовать в состязаниях. Кроме  того, по их мнению, не соблюдается один из главных спортивных принципов - равные условия для всех участников.

     Каждому из них достаются животные разной степени измученности, что лишает соревнования еще и объективности. Цивилизованным и гуманным представляется использование муляжей, практикующееся во всем мире на подобных турнирах.

     В противном случае вмешательство международных организаций по охране животных может поставить под угрозу не только сам турнир беркутчей, но и серьезно повлиять на развитие и сохранение традиционной охоты вообще. Подобные прецеденты в истории уже были.

     В Великобритании на протяжении последних лет не утихали споры: запретить или нет традиционную псовую охоту на лис7.

     Британские  и мировые экологи призывали  раз и навсегда наложить вето в  связи с особой жестокостью и  опасностью этого действия.

     Защитники псовой охоты утверждали, что она на протяжении веков является одним из важнейших символов британской сельской жизни и, кроме того, необходима для контроля над численностью популяции животных.

     Конец спорам положила трагедия. Во время  последней охоты в ночное время  охотники по ошибке застрелили 13-летнего мальчика. С нынешнего года в Великобритании традиционная охота на лис официально запрещена.

     Между тем, в Казахстане знаменитая охота  с беркутом является одной из самых  самобытных казахских национальных традиций. Популярную охоту предки казахов освоили в степях Евразии еще несколько тысячелетий назад - в эпоху андроновской культуры в степях Евразии. Тогда ловчие птицы оценивались дорого - хороший беркут мог стоить 5-6 верблюдов.

     В Средней Азии и Казахстане ловчих беркутов использовали для помощи при тяжелых родах. Причем магической силой обладала не только сама птица, но и ее хозяин. Бесплодная женщина могла забеременеть, переспав с беркутчи.

     Стоит вспомнить и другую казахскую  традицию, демонстрирующую бережную заботу о живой природе. Зимой в честь рождения младенца казахи на заре уезжали в горные ущелья. Там они находили обессилевших за зиму зверей и птиц, привозили их домой, кормили и ухаживали за ними до весны. В начале весны почтенный аксакал выпускал птицу или зверя на волю с пожеланиями младенцу здоровья и неистощимой жизненной силы, доброты во имя природы.

     Охрана  гнезд, особенно гнезд ласточек, голубей  и синиц, у казахов считается  святым делом. Разорение гнезда понимается как разорение домашнего очага  человека. Беркутам в этом отношении повезло значительно меньше. Несмотря на то, что птица занесена в Красную книгу в Алматинской области, как уверяют специалисты, разоряется более половины гнезд беркута. Так как легально получить птицу практически нереально - питомники по разведению беркутов у нас в стране отсутствуют, а для изъятия его из природы требуется специальное разрешение.

     Еще в 2002 году зоологи предложили несколько  вариантов проекта Положения  о содержании и торговле хищными  птицами. В частности предлагалось, чтобы ловчие птицы приобретались или в зоопарках, или в специальных питомниках и обязательно подлежали регистрации. Однако предложения были отложены на неопределенный срок в связи с тем, что в правительстве пересматривался закон "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира". Совсем скоро состоится очередной турнир беркутчей. Станет ли опять это событие жертвоприношением, или варварские методы уступят место пониманию, что охота - прежде всего искусство?

     И далеко не факт, что охотник всегда победитель8.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Охота с ловчими птицами по праву  считается одной из наиболее интересных традиций национального быта казахов. Археологи, работающие на раскопках  древних поселений, часто находили в древних захоронениях скелеты  ловчих птиц. Старинному искусству беркутчи свыше трех тысяч лет. Зародившееся во времена седой древности, оно до сих пор процветает благодаря созданному в селе Нура Алматинской области центру "Жалаир Шора".

     Возрождение древнего вида охоты с ловчими  птицами является приоритетной задачей для этого уникального центра, собравшего под своей крышей опытных беркутчи, старейшему из которых Жагде Бабалыкулы уже исполнилось 90 лет.

     Всю свою жизнь охотники посвятили обучению беркутов. Эти гордые, сильные птицы, без которых невозможно представить себе небо Казахстана, на протяжении веков сопровождают самых смелых охотников. Приручить беркута непросто, сделать это может лишь добрый и терпеливый человек, хорошо знающий основы старинной школы приручения ловчих птиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

    1. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы, 2008.542с
    2. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва, 2005.345с
    3. Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата, 2004.494с
    4. К.М. Байпаков, М.Е. Дикань «История Древнего Казахстана» -Алматы,- с. 423
    5. С. Жолдасбаев, С. Бакенов «История Казахстана»,- М.2010г.- с. 356
    6. Б.Е. Кумеков «История Казахстана: Бронзовый век», Алматы, 2011- с. 142
    7. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» издательство «Махаон»-М.,2010-640с.

Информация о работе Охота с беркутами