Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:11, реферат
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введениеконфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.
Введение
Доисторический период
Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)
Империя Цинь
Империя Хань
Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV—VI вв.)
Государство Суй (581—618)
Государство Тан
Государство Сун
Монголы и государство Юань (1280—1368)
Государство Мин (1368—1644)
Государство Цин
Создание Китайской Республики
Период Гоминьдана
Японская оккупация и Вторая мировая война
Создание Китайской Народной Республики
Список литературы
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:
«ОБЗОР ПО ИСТОРИИ КИТАЯ»
Выполнила:
Кульбарисова Лейсан
Группа 1602
КАЗАНЬ 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Доисторический период
Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)
Империя Цинь
Империя Хань
Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV—VI вв.)
Государство Суй (581—618)
Государство Тан
Государство Сун
Монголы и государство Юань (1280—1368)
Государство Мин (1368—1644)
Государство Цин
Создание Китайской Республики
Период Гоминьдана
Японская оккупация и Вторая мировая война
Создание Китайской Народной Республики
Список литературы
Введение
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введениеконфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.
Следует понимать, что изучение
такой временной протяженности
сопряжено с сильной
Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.
Доисторический период
Китайская цивилизация (предков
государствообразующего этноса хань) — группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мя
Государство Шан-Инь
Государство Шан-Инь (商殷) (династия
Шан, кит. упр. 商, пиньинь: shā
В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу — У-ваном.
Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)
Китайская медная монета в виде мотыги.Лоян, V—III в. до н. э. (Изображение перевёрнуто вверх ногами.)
Обширная территория государства Чжоу (кит. упр. 周,
Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая столица — Чэнчжоу (современная провинцияХэнань).
Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.
Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на так
называемые Западное и Восточно
Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:
В период Восточного Чжоу власть центрального правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, возглавляемые удельными князьями (чжу хоу), превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими своё происхождение от раннечжоуских уделов.
В период Восточного
Чжоу формируются основные философские
школы Древнего Китая — конфуцианство (VI—V
В V—III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век. Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью.
Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.
Империя Цинь
Объединив древнекитайские
царства, император Цинь Шихуан (кит. упр. 秦始皇, пиньинь
При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.
Строительство Великой китайской стены, протянувшейся на более чем 6700 км, было начато в III веке до н. э. для защиты северных районов Китая от набегов кочевников.
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
Империя Хань
Вторую в истории Китая
империю, получившую название Хань (кит. трад. 漢, у
Китай в это время переживал
экономический и социальный кризис,
вызванный потерей
Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.
С правления Гао-цзу (206—195 до н. э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.
При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.
При нём территория ханьской
империи значительно расширяется. Были
уничтожены вьетское государство Намвьет (
Китайский путешественник Чжан Цянь проникает далеко на запад и описывает многие страны Средней Азии (Фергана, Бактрия, Парфия и др.). Вдоль пройденного им маршрута прокладывается торговый путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока — так называемый «Великий шёлковый путь». Империя на некоторое время подчиняет себе оазисы-протогосударства вдоль Шёлкового пути и распространяет своё влияние до Памира. В I в. н. э. в Китай из Индии начинает проникать буддизм.
В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман, провозглашающий себя императором и основателем государства Синь. Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой — река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.
Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до 220 г. н. э.
Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV—VI вв.)
Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за
власть между военачальниками было основано
новое государство Цзинь (кит. трад.
В начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. Весь Северный Китай был захвачен кочевниками, которые создали здесь свои царства, так называемые 16 варварских государств Китая. Значительная часть китайской знати бежала на юг и юго-восток, основанное там государство получило название Восточная Цзинь.
Кочевники приходят волнами, одна за другой, и после каждой из этих волн в Северном Китае возникают новые царства и правящие династии, которые, однако, принимают классические китайские названия (Чжао, Янь, Лян, Цинь, Вэй и др.).
В это время, с одной стороны, происходит варваризация образа жизни оседлых китайцев — разгул жестокости, произвола, массовых убийств, нестабильности, казней и бесконечных переворотов. А с другой стороны, пришельцы-кочевники активно стремятся использовать китайский опыт управления и китайскую культуру для стабилизации и упрочения своей власти — мощь китайской конфуцианской цивилизации в конечном счёте гасит волны нашествий варварских племён, которые подвергаются китаизации. К концу VI века потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами.
На севере Китая верх в столетней борьбе между некитайскими царствами берёт сяньбийское государство Тоба Вэй (Северная Вэй), объединившее под своей властью весь Северный Китай (бассейн Хуанхэ) и к концу V века в борьбе против южнокитайского государства Сун распространившее своё влияние до берегов Янцзы. При этом уже в VI веке, как было сказано, захватчики-сяньбийцы ассимилировались с подавляющим большинством местного населения.