Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:35, реферат
Цель моей работы заключается в том, чтобы понять, чем жива народная Русь - в смысле ее самобытности? Чем крепок дух великого поколения народа-богатыря? Как обычаи и нравы Древней Руси влияют на Современную Россию? Как сильно изменились нравы и мировоззрения в сознании русских людей?
Исходя из целей, я обозначила для себя несколько задач: рассмотреть обряды празднования свадьбы, масленицы, святок. Обозначить их значение, влияние на людей 9-12 века. Выяснить какое место занимали нравы в обществе тех веков.
1. Введение………………………………………………………………3-4
2. Свадебный обряд……………………………………………………..4-7
3. Масленица……………………………………………………………7-13
4. Святки………………………………………………………….........13-17
5. Заключение…………………………………………………………..17-18
6. Список литературы………………………………………………..18-19
CoolReferat.com
ФГОУ ВПО Московский Государственный
университет им. Ломоносова
Кафедра «История и политология»
Реферат
Обычаи и нравы Древней Руси 9-12 вв
.
Москва 2010
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Свадебный обряд……………………………………………………..4-7
3. Масленица………………………………………………………
4. Святки…………………………………………………………..
5. Заключение……………………………………………………
6. Список
литературы………………………………………………..
1.Введение
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Богата Россия традициями и праздниками. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.
Цель моей работы заключается в том, чтобы понять, чем жива народная Русь - в смысле ее самобытности? Чем крепок дух великого поколения народа-богатыря? Как обычаи и нравы Древней Руси влияют на Современную Россию? Как сильно изменились нравы и мировоззрения в сознании русских людей?
Исходя из целей, я обозначила для себя несколько задач: рассмотреть обряды празднования свадьбы, масленицы, святок. Обозначить их значение, влияние на людей 9-12 века. Выяснить какое место занимали нравы в обществе тех веков.
Для обозрения этих задач я использовала такие книги, как «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», «Русские народные праздники, обычаи и обряды», «Народные праздники на Святой Руси», «Календарь и хронология».
2. Свадебный обряд.
Первый обряд, который я рассмотрю- это празднование свадьбы.
На протяжении всей истории древней России накопилось много свадебных традиций. На территории этого государства находятся огромные пространства с различными культурами и национальностями. Поэтому не удивительно, что каждый народ старался следовать обычаям и традициям, которые коренились в его земле.
Молодые люди в России на момент вступления в брак были в раннем возрасте, начиная с 12 лет. В то же время в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, но если их семьи жили в одном селе, то вероятней всего они хорошо знали друг друга. Решение за молодого человека было принято со стороны родителей, а о его судьбе сообщили незадолго до свадьбы. Вглядываться невеста в парня не должна была, прежде всего, представителем молодого человека являлся его отец. Если все проходило удачно, то дом девушки посылал двух сватов с хлебом.
В общем, свадьба длились в среднем 3 дня.
Иногда она продолжалась в течение недели.
На любой свадьбе, конечно, предшествовали
так называемые «заговор» и «знакомства».
Были времена, когда жениха родители невесты
не видели вообще, у него был человек, который
являлся посредником. Иногда родители
невесты прибегали к хитрости: если их
дочь была не очень приятна и хороша, они
на то время заменяли невесту на горничную.
Жених не имел права видеть невесту до
свадьбы, поэтому когда обман раскрывался,
брак мог быть расторгнут. Но это случалось
очень редко.
В
доме невесты обычно проходили переговоры
между родственниками. Родители невесты
были одарены различными подарками в виде
вина, пива и различных пирогов. По традиции,
отец невесты в течение некоторого времени
не должен был соглашаться отдавать свою
дочь. Но после сговора, в конце концов,
он благословил ее на свадьбу. Соглашение
между семьями было организовано следующим
образом: прежде чем подписать бумагу
о подробностях предстоящего торжества,
родители сидели друг напротив друга и
некоторое время молчали. В договоре также
заявлено о приданом вместе с невестой.
Как правило, оно состояло из вещей невесты,
разные мелочи для бедующего её дома и,
если допустить богатства, то деньги и
некоторая недвижимость. В этом случае,
если невеста происходила из бедной семьи,
жених был обязан передать родителям невесты
определенную сумму денег для создания
видимости приданого.
Накануне свадьбы в доме жениха и невесты
были проведены сборы друзей. На «сборах»
отец или брат жениха созывали многочисленных
друзей. В качестве «вызова», они отправились
домой с подарками и приглашены на оленя.
На девишнике невеста готовится к предстоящей
свадьбе: подруга говорит о злых духах.
Часто невеста сетовала, прощаясь со своей
семьей и мать невесты, опасалась неизвестного
будущего в чужой семье. Иногда подруги
невесты пели хоровые песни.
Во время свадьбы в церкви, жених был
обязан держать руку невесту и не отпускать
ее. Имелась смесь хлеба и вина, которое
священник три раза давал пить молодым.
После третьего раза жених бросал наполовину
наполненный бокал вина, и топтал его ногами.
После этого молодые не спешат к столу,
и возвращаясь домой – ужинали в каждом
доме. Получив последнее благословение
родителей, жених ехал к невесте. Это было,
когда свадьба уже началась. Чтобы получить
невесту, жених платил выкуп, а затем неоднократно
хлестал девушку плетью, что означало
то, что отныне девушка будет подчиняться
своему мужу. С тех пор невеста жила в доме
жениха.
Согласно другой традиции, в первый день
свадьба проходила в доме невесты. Молодые
почти ничего не ели и не пили. На второй
день свадьбы переезжали в дом жениха.
На третий день, невеста хвасталась своим
умением готовить и её рассматривали гости.
Накануне или утром
сваха невесты шли праздновать
в дом жениха, чтобы подготовить
супружеское ложе. Существовало поверье,
что злые духи причиняли ущерб
в доме, где празднуется свадьба. Таким образом, первая ночь
пара никогда не спала в доме. Как правило,
они спали в сарае.
Вот нечто подобное произошло в старой
русской свадьбе. Некоторые традиции сохранились
до сих пор и количество вариаций успешно
используются по сей день.
В разных регионах России свадьбы игрались по-разному . На севере не так как в центральных районах, а на юге по иному нежели в центральной части и.т.д , даже в одной деревне свадьбы могли играться по разному в зависимости кто откуда и когда в нее переселился.
Цари и князья придерживались традиционного обряда , но царские свадьбы имели свои специфические черты , присущие лишь свадьбам высшей знати .
Я не стала описывать современные свадьбы, так как на мой взгляд они не достаточно интересны. Они не совсем схожи со старинными, хотя пережитки остались, как например выкуп невесты или последние лет десять стало модно венчаться и это тоже как бы возврат к традиции. Мы всего лишь отдаем дань моде и традициям, а скажем сто лет назад это было нормой жизни и все обычаи и обряды строго соблюдались..
Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Как мы видим, так было не всегда. И глядя на то,что происходит в наше время нельзя однозначно сказать, что нравы древних людей были такими неправильными.
Я считаю, что свадьба-это начальный период любой зарождающейся семьи. В наше время нет определенной модели празднования свадьбы. И мы не так много значения придаем этому событию, и вообще этому периоду жизни. По статистике многие пары после свадьбы расходятся. Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо.
В Древней Руси обычай свадьбы играл важную роль, и на основании этого формировались нравы. Как сказал историк Болтин Иван Никитьевич: «Главное влияние на человеческие нравы, имеет образ жизни, обычаи. Эти факторы содействуют влиянию главного или препятствуют ему, а иногда, при постоянстве последнего, и сами могут определить "нравы" людей; например, "они являются причиною, что нынешние наши нравы с нравами наших отцов никакого сходства не имеют"»
2.Масленица
Значительная часть
обычаев на масленицу, так или
иначе, была связана с темой семейно-
Эта тема нашла отражение и в
специфических масленичных
Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалось чучело _Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжиганим общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской
“Масленице” соответствовали
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.
Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.