Общественный строй Древний Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть особенности общественного строя Древней Индии.

Для достижения поставленной цели поставим следующие задачи:

- проанализировать правовое положение отдельных групп населения,

- рассмотреть сельские общины в древней Индии;

- определить особенности рабства в Индии,

- рассмотреть систему варн.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика правового положения отдельных групп населения 5
2. Сельская община в древней Индии 11
3. Рабы и неполноправные 15
4. Варны в Древней Индии 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

обществ.строй древней индии-кюи-галиев.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшьев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные  распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

     Название  третьей варны - вайшьи произошло  от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового  люда, земледельцев, крестьян, ремесленников  и торговцев - подлинный демос. В  хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

     Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский  труд в решающих отраслях экономики  Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен18.

     Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

     В дхармашастрах в отдельных случаях  проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово даса (дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении19. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам).

     Процессы  ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую роль в формировании социального  слоя шудр. На эти процессы бесспорно  влияла и социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства  внутри самого арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении. В дхармасутрах шудры часто противопоставляются ариям. Так, например, Апастамба в одном из своих предписаний говорит как о недостойном поведении ария, если он сожительствует с шудрянкой, в другом - если он сожительствует с неарийкой, или с женщиной черной расы. Вместе с тем в некоторых самхитах еще упоминаются богатые шудры (эти упоминания исчезают в сутрах), говорится о грехе против шудры и ария, встречаются восхваления в адрес шудр, так же как в адрес брахманов, кшатриев и вайшьев. Противоречивость свидетельств дхармашастр относительно положения шудр и их социально-правового статуса - следствие неоднородности варны шудр. В процессе ее становления богатым шудрой мог быть представитель покоренного племени, шудра же, приобщенный к религиозным ритуалам ариев, это - обедневший арий. Дальнейшее поступательное развитие древнеиндийского общества, усиление имущественной дифференциации, приводит к определенной нивелировке положения шудр - к обеднению одних и потере другими религиозно-правовых отличий, свойственных ариям. Оба указанных пути формирования варны шудр приводили в древности и к возникновению рабской зависимости.

     Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, т. к. именно деление общества на варны провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей варн является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

     Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так  как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов - об этом можно прочесть в «Законах Ману» 20. Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме хозяина какую-либо работу.

     О неоднородности варны шудр свидетельствует  то, что к шудрам по мере усиления варнового деления стали относить отверженных, «неприкасаемых», выполняющих  самую унизительную работу. В «Законах Ману» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных». «Неприкасаемые», дискриминировались и как шудры, и как «неприкасаемые». «Неприкасаемым» запрещалось посещать индусские храмы, общие водоемы, места кремации, магазины, которые посещались членами других каст.

     Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.

     Ограничивалась возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых «неприкасаемых» каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне21.

     Дважды  рожденные получили право изучать  веды, в то время как четвертое  сословие, шудры, этого права были лишены. Уделом, этих последних стало  служение трем высшим варнам, в качестве рабов или наемных работников.

     Усиление  имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам» 22.

     Люди  низших варн не могут свидетельствовать  против людей высших варн. Показания  «рабов, родственников и детей» «ненадежны», и потому лучше к ним не прибегать. При разногласии между отличным и хорошим свидетелем предпочтение должно быть отдано показаниям отличного и т. д.

     Позднее, вследствие падения роли свободных  общинников в общественной жизни  вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить  уже между знатью - брахманами и  кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.

     По  «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться  от предписанных им функций, так как  в противном случае в мире воцарился  бы хаос. Отсюда в древних текстах  делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы - без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром23.

     Таким образом, внутри каждой варны развивалось  социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

     Выступления против концепции варн происходили с  середины I тыс. до н.э., со стороны джайнизма  и особенно буддизма. Палийский канон  свидетельствует, что Будда настойчиво объяснял своим будущим адептам  безосновательность брахманских претензий  на приоритет по рождению, отсутствие различий в смертном и исполненном нечистот теле людей любого происхождения и возможность достижения высшей цели независимо от «допуска к Ведам», а в одном из диалогов и прямо высмеиваются претензии брахманов на рождение из уст Брахмы. Буддийская община, объединявшая людей всех варн и вневарновых, была наглядным опровержением представления о естественности варновых границ.

     В Средние века те же идеалы отстаивали тантристы, намеренно  нарушавшие все установления дхармы ради достижения «освобождения», и основатели движений бхакти, такие как вождь шиваитских лингаятов Басава (12 в.), вишнуиты Валлабха (15–16 вв.) и Чайтанья (16 в.), принимавшие в свои секты, в отличие, скажем, от ортодоксальных ведантистов, наряду с представителями высших варн и неприкасаемых.

     Заключение 

     Древняя Индия  по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной  древности. Здесь также господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные  по-европейски рынок и частная собственность. Иными словами, в структурном плане  Индия  всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки  древним  грекам (имеется в виду их индоевропейская общность). Это еще раз свидетельствует о том, что уникальность античной Греции — результат именно социальной мутации, но не, скажем, специфики этногенеза. Однако структурная общность  Индии  с остальным Востоком, включая Ближний, никак не означает, что между ближневосточным и индийским регионами нет важной и весьма существенной разницы. Она есть, хотя и не в структуре экономических и связанных с ними отношений.

     Разница — в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных  формах организации социума. В конечном счете во всем том, что нашло свое выражение в виде варново-кастовой и общинной систем. Игнорирование этой специфики образа жизни индийцев и стремление вписать древнеиндийское общество в привычный ряд стран так называемой рабовладельческой формации нередко приводило в отечественной историографии к тому, что на передний план выходило не то, что характеризует реалии древнеиндийской истории, а нечто искусственно привнесенное извне, от утопической теории. Поэтому весьма существенно исправить перекосы и обратить внимание именно на индийские варны и касты, на индийскую  общину , на слабость традиционной индийской государственности как на подлинную и заслуживающую осмысления и оценки особенность  Индии .

 

      Список использованной литературы 

  1. Антонова К.А., Бонград-Левин Г.М., Г.Г. Котовский, История Индии М.: Мысль, 2003. – 544 с.
  2. Батыр К.И. Поликарпова Е.В. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. Юрист. 2006. – 644 с.
  3. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. М.: Санкт Алете, 2001. – 511 с.
  4. Всемирная история государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2006. – 431 с.
  5. Гринцер П. А. Тайный язык «Ригведы». – М.: РГГУ, 1998. – 70 с.
  6. Жидков. О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. ч. 2. М.: Стимул,  2008. – 418 с.
  7. Законы Ману. Перевод С.Д. Эльмановича // http://lib.druzya.org/religia/vedy/.view-manu.txt.full.html электронный источник
  8. Коростовцев М.А., Каунельсона И.С., Кузищина В.И. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х частях. - М.: Историческая литература, 2005. – 490 с.
  9. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М.: Право, 2006. – 677 с.
  10. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005. – 496 с.
  11. Лазарев В.В. Всемирная история государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2006.- 381 с.
  12. Литературный перевод Рамаяны// http://www.advayta.org/item/000002/?id=316
  13. Махабхарата — выборочный перевод с санскрита в стихах.//  http://vyasa.ru/books/?id=515
  14. Перзашкевич О.В., Прохорова А.А. Страны Древнего Востока, СПб.: Нева, 2002. – 412 с.
  15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Наука, 2003. – 390 с.
  16. Сизиков М.И. История государства и права. Хронология. СПб.: Питер, 2003. – 412 с.
  17. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. М. Стимул, 2004. – 518 с.
  18. Хропонюк В. Н. Всемирная история государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Юристъ, 2005. – 545 с.
  19. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие - М: Гардарика, 2006. – 414 с.

Информация о работе Общественный строй Древний Индии