Общественный строй Древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры.

Работа содержит 1 файл

Вавилон.docx

— 28.07 Кб (Скачать)

      В системе государственных органов  управления различались центральные  и местные. Большими городами  управляли наместники царя. На  местах, хотя и со значительно  ограниченными функциями, сохранялись  органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

      Судебные функции выполняли чиновники,  назначаемые царем: наместники  и правители местности. Высшей  судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все  больше теряли свое значение.

      В Вавилоне существовала постоянная  армия.

    § 5. Законы Хаммурапи

    Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

      Эти законы были выбиты на  большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне  столба изображен царь, стоящий  перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

      Текст распадается на три части.  Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

      При составлении сборника в  его основу были положены старое  обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

      Законы несовершенны с точки  зрения их полноты и по своей  категоричности, они не предусматривают  разнообразных явлений жизни.  Тексты составлены в основном  в казуистической форме. Нет  общих принципов, системы в  изложении, хотя известная логика  присутствует. Но все представленные  случаи разбираются с большой  обстоятельностью. Законы Хаммурапи,  в отличие от других восточных  кодификаций, не содержат религиозного  и морализующего элементов.

      Своим законодательством Хаммурапи  пытался закрепить общественный  строй государства, господствующей  силой в котором должны были  стать мелкие и средние рабовладельцы.  Это первый известный сборник  законов, освящавший рабовладельческий  строй, частную собственность.  Законы содержат пережитки родового  строя, что проявляется в суровости  наказания, сохранении принципа  талиона, применении ордалия.

    Право собственности. Во времена правления  Хаммурапи частная собственность  достигла высокого уровня развития. В  Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли  царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший  источник дохода. Царская земля раздавалась  в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в  области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным  по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных  рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности  на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли  свободно продаваться, сдаваться в  аренду, передаваться по наследству, о  каких-либо ограничениях со стороны  общины источники не упоминают.

      Особый правовой режим существовал  в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.

    Обязательства. В законах Хаммурапи имеется  ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую  роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.

      Кроме аренды поля, сада, законы  Хаммурапи упоминают о различных  видах имущественного найма помещения,  домашних животных, судов, повозок,  рабов. Законы устанавливали не  только плату за наем вещей,  но и ответственность в случае  потери или гибели нанятого  имущества. Был широко распространен  договор личного найма. Кроме  сельскохозяйственных рабочих, нанимали  врачей, ветеринаров, строителей. Законы  определяли порядок оплаты труда  этих лиц, а также ответственность  за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). ^ Довольно подробно законы Хаммурапи  регулировали договор займа. Характерной  чертой законодательства в этом  вопросе является стремление  оградить должника от кредитора  и предотвратить долговое рабство.  Об этом свидетельствуют положения  о максимальном сроке отработки  долга (три года), ограничении  процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

      В условиях существования частной  собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

      Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

      Законы Хаммурапи предусматривают  обязательства из причинения  вреда. Ответственность несет  тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба  за раба); корабельщик, потопивший  корабль вместе с вверенным  ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость  всего погибшего.

    Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного  договора, заключенного между будущим  мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела  право на развод, могла вместе с  детьми наследовать имущество после  мужа.

      Довольно сильная власть отца  над детьми проявлялась в возможности  продавать их, отдавать в качестве  заложников за долги, отрезать  язык за злословие на родителей.  Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

      Наследование по завещанию уже  имеет силу, но с известными  ограничениями. Преимущественным  способом наследования является  наследование по закону. В качестве  наследников выступали: дети, усыновленные  дети, внуки, дети от рабыни-наложницы,  если отец признавал их своими.

    Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи  не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые  признаются таковыми. Ничего не говорится  в законах о государственных  и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации  можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и  против семьи.

      Среди преступлений против личности  законы называют неосторожное  убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.

      К имущественным преступлениям,  указанным в законах, следует  отнести кражу скота, рабов.  Укрывательство рабов, снятие  с них клейма законы определяли  как преступные действия. Отличным  от кражи преступлением законы  называли грабеж. Все имущественные  преступления наказывались очень  сурово. Это была либо смертная  казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо  огромный штраф, многократно превышающий  стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.

      Среди преступлений, подрывающих  устои семьи, законы называют  прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).

      Виды наказаний, предусмотренные  законами Хаммурапи, определялись  их целью. Такой целью было  возмездие. Поэтому при определении  наказания законодатель довольно  часто руководствовался принципом  талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.

      Процесс был одинаков как по  уголовным, так и по гражданским  делам. Дело начиналось с заявления  потерпевшей стороны. В качестве  средств доказывания служили  свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание  водой). Нормы процессуального права  требовали от судей лично «исследовать  дело». Судья не мог изменить  свое решение. Если он это  делал, то платил штраф в  12-кратном размере суммы иска  и лишался своего места без  права судить когда-либо.

Информация о работе Общественный строй Древней Месопотамии