Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:19, контрольная работа
Высшие слои рабовладельческого класса, укрепленного с расширением государственных границ и пополнившиеся крупными рабовладельцами из Италии и провинций – муниципалами, а также провинциальной знатью и государственными чиновниками, составили два сословия. Первым и самым почетным считалось сословие нобилей
1.Общественный и государственный строй Рима в период империи 2
1.1 Общественный строй Рима в период империи 2
1.2 Государственный строй Рима в период империи 4
1.2.1. Период ранней империи (принципат) 4
1.2.2. Период поздней империи (доминат) 5
Литература 6
2. Вторая республика во Франции, Конституция 1848 года. Вторая
империя во Франции 7
2.1 Вторая республика во Франции и Конституция 1848 года 7
2.2 Вторая империя во Франции 9
Литература 10
Содержание
1.Общественный и государственный строй Рима в период империи 2
1.1 Общественный строй Рима в период империи 2
1.2 Государственный строй Рима в период империи 4
1.2.1. Период ранней империи (принципат) 4
1.2.2. Период поздней империи (доминат) 5
Литература 6
2. Вторая республика во Франции, Конституция 1848 года. Вторая
империя во Франции 7
2.1 Вторая республика во Франции и Конституция 1848 года 7
2.2 Вторая империя во Франции 9
Литература 10
1.Общественный и государственный строй Рима в период империи
1.1 Общественный строй Рима в период империи
Приступая к изучению данного материала, мы должны первым делом сказать о гражданстве, ведь с расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, и еще при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. Данная практика была продолжена и при его приемниках. А в 212 году эдиктом императора Каракаллы право римского гражданина было предоставлено всему свободному населению империи [2, с. 182]. Это был шаг, имевший далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано, тем более, что уже к этому времени развивается социальная и сословная дифференциация свободных.
Высшие слои рабовладельческого класса, укрепленного с расширением государственных границ и пополнившиеся крупными рабовладельцами из Италии и провинций – муниципалами, а также провинциальной знатью и государственными чиновниками, составили два сословия. Первым и самым почетным считалось сословие нобилей. Оно превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Нобилитет становится господствующим сословием, доминирующим как и в обществе, так и в государстве, и становится наиболее прочной опорой императорской власти. Экономическую основу нобилитета составляли огромные земельные владения (латифундии), обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян – пекулиантов [3, c. 79].
Из сословия всадников, с имущественным цензом в 400 000 сестерций, выходили ответственные чиновники и офицеры, они и составляли кадры императорской администрации в Риме, а также в провинциях, были на командных должностях в армии.
Управление городами находилось в руках декурионов, состоявших большей частью из бывших магистратов. Это были, как правило, средние землевладельцы.
На самой низшей точке социального положения находились по-прежнему рабы, хотя и происходят изменения в их положении, в связи с уходом в прошлое успешных завоевательных войн. Жестокое обращение с рабами, как и их беспричинное убийство, запрещаются; поощряются семейные отношения. Но наряду с этим имеет место восстановленный закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. Римские юристы находили этой жестокости веское оправдание: ни один дом не может быть обезопасен (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни [1, с. 87].
Между тем экономическое развитие все более указывало на неэффективность труда рабов. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо, но не более того и так, чтобы не вызвать наказания. Рабовладельцы, понимая все это, стали предоставлять рабам пекулии, т. е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенной заранее долей продукта (обычно половиной урожая). Все остальное оставалось работнику, поэтому он старался.
В период империи сохраняется и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число землевладельцев из воинов – ветеранов, получивших земельные наделы. Но со временем положение этих слоев становится неустойчивым, что влечет за собой превращение свободного крестьянина в арендатора – издольщика, именуемого колоном [2, с. 183].
Так в еще рабовладельческом Риме зарождаются феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается.
1.2 Государственный строй Рима в период империи
1.2.1. Период ранней империи (принципат)
Принципат (I в. до н. э. – III в. н. э., от «принцепс – сенатус» - первый сенатор), получил своё название по титулу лица, стоящего во главе римского государства, принцепса.
Впервые этот титул получил от сената основатель империи Октивиан Август (т.е. "возвеличенный" богами) поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего [5, с. 88]. В руках принцепса сосредотачивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона". С точки зрения организации государственного механизма период принципата имеет видимость переходного этапа от республики к монархии.
Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок. Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях. Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией, которая стала постоянной и наемной, а содержалась не только за счет государственной казны, но и собственной казны принцепса, что превратило ее в мощную опору личной и государственной власти. Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские [2, с. 186].
1.2.2. Период поздней империи (доминат)
Доминат (III – V в.в. н. э, от греч. «доминус» - господин) – неограниченная монархия. Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер их власти [3, с. 87].
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении главы империи, основные из них это: государственный совет при императоре (орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший их по поручению императора) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.
Важные исторические шаги в эволюции государственного строя периода поздней империи связаны с правлением императоров Диоклетиана и Константина. В правление Диоклетиана (284-305 гг.) были проведены военные, административные и территориальные реформы, придавшие империи новый облик и значительно усилившие центральную императорскую власть[5, с. 89].
Христианская церковь стала мощной организацией, с которой уже должно было считаться государство, а после крещения Константина в 337 году, христианство становится государственной религией.
В
результате реформ Диоклетиана и
Константина (307-337) империя получает
новое административно –
Литература
2. Вторая республика во Франции, Конституция 1848 года.
Вторая империя во Франции
2.1 Вторая республика во Франции и Конституция 1848 года
В 40-х годах XIX века Франция делает заметные успехи в промышленном развитии. На место мануфактуры и кустарной промышленности становится капиталистическая фабрика. Наступает эпоха крупного машинного производства. Но чем дальше заходит этот процесс, тем больше усиливается враждебность между рабочим классом и буржуазией, их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. Рабочие не могли сносить далее ужасную нужду. А расстрел в феврале 1848 года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа, вызвало бурю возмущения и подняло народ на вооруженное восстание (22 – 24 февраля 1848 г.). В результате которого сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции, фактическим главой которого стал политик и философ А. Ламартин, а 25 февраля 1848 г. была провозглашена Республика – Вторая исторически (после 1792 – 1804 гг.). Луи-Филипп отрекается от престола [3, с. 303]. Первые декреты новой власти были посвящены закреплению права на труд, сокращению рабочего дня на один час, организации национальных мастерских для безработных. Одновременно правительство укрепляет вооруженные силы. Создается наемная, так называемая, мобильная гвардия, сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, которая становится опорой правительства в борьбе с радикальным движением.
Рабочие, завоевав республику, надеялись, что она будет социальной, как тогда говорили, то есть обеспечит их достаточным заработком, в первую очередь позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Но эти надежды были обмануты.
Учредительное собрание, открывшееся 4 мая 1848 г., порвало со всеми социальными иллюзиями февральской революции. Оно напрямик провозгласило буржуазную республику, и только ее. Временное правительство, позаботилось о том, чтобы состав Учредительного собрания был строго буржуазным. В этих сложных условиях в июне 1848 г. рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией (как в феврале), а против нее, они требовали широких общественных преобразований. Четыре дня продолжались героические сражения на баррикадах, но, не имея союзников, рабочие были разбиты регулярной армией [1, с. 311].
4 ноября 1848 г. Собрание окончательно утвердило новую конституцию страны – Второй республики.
Принятая конституция объявляло Францию республикой [5, с. 248], девизом которой был "семья, труд, собственность и общественный порядок", только в ней закрепились интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и консервативной, которая отразила на себе все только что пережитые страхи перед победой "анархизма, социализма и коммунизма". Из текста конституции вытекало, что под "правом на труд" понимается не более чем "равенство в отношениях между рабочим и хозяином" и организация "общественных работ, предназначенных доставлять занятия безработным". И это говорилось после разгона Национальных мастерских! [1, с. 315].
Главой исполнительной власти становился президент, не зависимый от парламента, избираемый на четыре года непосредственно населением, и наделенный широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.[5, с. 251]. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему предоставлялось исключительное право принятия законов, включая формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава Конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан [5, с. 250]. Но слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие, прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.
Информация о работе Общественный и государственный строй Рима в период империи