Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:04, реферат
К середине XIX в. в России начинает проявляться тяга образованной молодежи к радикально-демократическим, а также и к социалистическим идеям. В этом процессе исключительно важную роль сыграл А.И. Герцен (1812—1870), блестяще образованный публицист и философ, подлинный «Вольтер XIX века» (как его называли в Европе). В 1847 г. А.И. Герцен эмигрировал из России. В Европе он надеялся участвовать в борьбе за социалистические преобразования в наиболее передовых странах.
Общественные движения России в 19 веке. Славянофилы и западники |
В XIX в. в
России родилось необычайно богатое
по содержанию и методам действия
общественное движение, во многом определившее
дальнейшую судьбу страны.Уже в начале
века формируется как политическое течение
российский консерватизм. Его теоретик
Н.М. Карамзин (1766—1826) писал, что монархическая
форма правления наиболее полно отвечает
существующему уровню развития нравственности
и просвещенности человечества. Монархия
означала единоличную всласть самодержца,
но это не означало произвола. Монарх обязан
был свято соблюдать законы. Разделение
общества на сословия понималось им как
извечное и закономерное явление. Дворянство
обязано было «возвышаться» над другими
сословиями не только благородством происхождения,
но и нравственным совершенством, образованностью,
полезностью обществу.Н.М. Карамзин протестовал
против заимствований из Европы и намечал
программу действий российской монархии.
Она предполагала неустанный поиск способных
и честных людей для занятия важнейших
должностей. Н.М. Карамзин не уставал повторять,
что России нужны не реформы государственных
органов, а пятьдесят честных губернаторов.
Весьма своеобразное истолкование идеи
Н.М. Карамзина получили в 30-е гг. XIX в. Отличительной
особенностью николаевского царствования
явилось стремление властей погасить
оппозиционные настроения с помощью идеологических
средств. Этой цели призвана была служить
теория официальной народности, разработанная
министром народного просвещения С.С.
Уваровым (1786—1855) и историком М.П. Погодиным
(1800—1875). Они проповедовали тезис о незыблемости
коренных устоев российской государственности.
К таким устоям они относили самодержавие,
православие и народность. Самодержавие
они считали единственно адекватной формой
российской государственности, а верность
православию у россиян — признаком их
истинной духовности. Народность понималась
как необходимость для образованных сословий
учиться у простого народа верности престолу
и любви к правящей династии. Было очевидно,
что основными виновниками бедственного
положения страны Чаадаев считал самодержавие
и православие. Автор «Философического
письма» был объявлен сумасшедшим, а журнал
«Телескоп», напечатавший его, был закрыт.В
30—40-е гг. острые споры о своеобразии исторического
пути России надолго захватили значительные
круги общественности и привели к формированию
двух характерных направлений — западничества
и славянофильства. Ядро западников составили
группы петербургских профессоров, публицистов
и литераторов (В.П. Боткин, Е.Д. Кавелин,
Т.Н. Грановский). Западники заявляли об
общих закономерностях в историческом
развитии всех цивилизованных народов.
Своеобразие России они видели лишь в
том, что Отечество наше отстало в своем
экономическом и политическом развитии
от стран Европы. Важнейшей задачей общества
и власти западники считали восприятие
страной передовых, уже готовых форм общественной
и экономической жизни, характерных для
стран Западной Европы. Это прежде всего
подразумевало ликвидацию крепостничества,
отмену правовых сословных различий, обеспечение
свободы предпринимательства, демократизацию
судебной системы и развитие местного
самоуправления.Западникам возражали
так называемые славянофилы. Это течение
возникло прежде всего в Москве, в аристократических
салонах и редакциях журналов «первопрестольной».
Теоретиками славянофильства были А.С.
Хомяков, братья Аксаковы и братья Киреевские.
Они писали о том, что исторический путь
развития России кардинально отличается
от развития западноевропейских стран.
Для России были характерны не экономическая,
или тем более — политическая отсталость,
а именно своеобразие, непохожесть на
европейские нормы жизни. Они проявлялись
в духе общинности, скрепляемом православием,
в особой духовности народа, живущего
по выражению К.С. Аксакова «по правде
внутренней». Западные народы, по мнению
славянофилов, живут в атмосфере индивидуализма,
частных интересов, регулируемых «правдой
внешней», т. е. возможными нормами писаного
права. Российское самодержавие, подчеркивали
славянофилы, возникло не в результате
столкновения частных интересов, а на
основе добровольного согласия между
властью и народом. Славянофилы считали,
что в допетровское время существовало
органическое единство между властью
и народом, когда соблюдался принцип: сила
власти — царю, а сила мнения — народу.
Преобразования же Петра I нанесли удар
российской самобытности. В российском
обществе произошел глубочайший культурный
раскол. Государство стало всемерно усиливать
бюрократический надзор за народом. Славянофилы
предлагали восстановить право народа
на свободное открытое выражение своего
мнения. Они активно выступили с требованием
отмены крепостного права. Монархия должна
была стать «истинно народной», заботясь
о всех сословиях, проживающих в государстве,
сохраняя самобытные устий: общинные порядки
в деревне, земское самоуправление, православие.
Безусловно, и западники, и славянофилы
были разными ипостасями российского
либерализма. Правда, своеобразие славянофильского
либерализма было в том, что он часто выступал
в форме патриархально-консервативных
утопий.
К середине XIX в. в России начинает проявляться тяга образованной молодежи к радикально-демократическим, а также и к социалистическим идеям. В этом процессе исключительно важную роль сыграл А.И. Герцен (1812—1870), блестяще образованный публицист и философ, подлинный «Вольтер XIX века» (как его называли в Европе). В 1847 г. А.И. Герцен эмигрировал из России. В Европе он надеялся участвовать в борьбе за социалистические преобразования в наиболее передовых странах. Именно в России он увидел то, чего не нашел в сущности, на Западе — предрасположенность народного быта к идеалам социализма. Эпоха 60-х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н. Чичерин (1828—1907), К.Д. Кавелин (1817— 1885) — писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции. В 70-е—начале 80-х гг. тверские, харьковские, черниговские земцы наиболее активно ходатайствуют перед правительством о необходимости реформ в духе развития представительских учреждений, гласности и гражданских прав.Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым — лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии. Все деятели российского революционного лагеря ожидали в 1861—1863 гг. крестьянского восстания (как ответа на тяжелые условия крестьянской реформы), которое могло бы перерасти в революцию. Но по мере уменьшения числа массовых выступлений наиболее прозорливые из радикалов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) перестали говорить о близкой революции, предсказывали долгий период кропотливой подготовительной работы в деревне и обществе. Революционные кружки 70-х гг. перешли постепенно к новым формам деятельности. В 1874 г. началось массовое хождение в народ, в котором приняли участие тысячи юношей и девушек. Молодежь и сама толком не знала, зачем она идет к крестьянам — то ли вести пропаганду, то ли поднимать мужика на восстание, то ли просто познакомиться с «народом». Относиться к этому можно по-разному: считать его прикосновением к «истокам», попыткой интеллигенции сблизиться со «страдающим народом», наивной апостольской верой в то, что новая религия — народолюбие, поднимали простой народ до понимания благотворности социалистических идей, но с политической точки зрения «хождение в народ» было проверкой на правильность теоретических положений М. Бакунина и П. Лаврова, новых и популярных среди народников теоретиков. Неорганизованное, не
имеющие единого центра руководства,
движение было легко и быстро раскрыто
полицией, которая раздула дело о
противоправительственной пропаганде.
Революционеры вынуждены были пересмотреть
свои тактические методы и перейти
к более планомерной Пересмотру революционерами своих позиций помогло и то, что в 1870—1880 гг. набирает силу и российское рабочее движение. Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Они находились под влиянием народнических пропагандистов и были сравнительно малочисленны.Уже в 80-е гг. рабочее движение существенно расширилось и в нем появляются элементы того, что скоро сделало (в начале XX в.) рабочее движение одним из важнейших политических факторов в жизни страны. Крупнейшая в пореформенные годы Морозовская стачка подтвердила это положение. Она произошла в 1885 г. на мануфактуре Морозовых в Орехово-Зуево. Вожаки восстания выработали требования к владельцу мануфактуры, а также передали их губернатору. Губернатор вызвал войска и зачинщики были арестованы. Но во время суда произошло событие, которое буквально громом поразило императора Александра III и его правительство, и эхом отозвалось во всей России: присяжные заседатели оправдали всех 33 обвиняемых. Безусловно, в 80—90-е гг. XIX в. в условиях консервативного правления Александра III и его сына Николая II (начал править в 1894 г.) не могло быть и речи, чтобы власти разрешили рабочим организованно бороться за свои права. Оба императора и мысли не допускали, чтобы разрешить образование профсоюзов или других, даже не политических рабочих организаций. Подобные явления они также считали выражением чуждой, западной политической культурой, не совместимой с русскими традициями. В результате, по решению
правительства трудовые споры должны
были улаживать специальные Все отмеченные общественные
течения представляли разные грани
политической оппозиции. Российские марксисты
лишь на первый взгляд являлись верными
последователями западного Иное дело российский
марксизм. В нем жил боевой радикальный
дух предыдущего поколения Огромный комплекс экономических и социальных проблем, с которыми столкнулась Россия в пореформенные десятилетия, вызвал идейный разброд и в стане российских консерваторов. В 60— 80-е гг. попытался дать самодержавию новое идейное оружие талантливый журналист М.Н. Катков. В его статьях все время звучали призывы к установлению в стране режима «сильной руки». Подразумевалось пресечение любого инакомыслия, запрет на публикацию материалов либерального содержания, строгая цензура, сохранение социальных рамок в обществе, контроль за земствами и городскими думами. Система образования строилась так, что ее пронизывали идеи верности престолу и церкви. Другой талантливый консерватор, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев решительно предостерегал россиян от введения конституционного строя, так как он был чем-то более низким, по его мнению, по сравнению с самодержавием. И это превосходство как бы заключалось в большей честности самодержавия. Как утверждал Победоносцев, идея представительства лжива по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое относится и к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов и т. д. Докапиталистические культурные традиции в России содержали мало предпосылок для формирования буржуазного типа личности. Скорее они выработали такой комплекс институтов, идей, который Н.Г. Чернышевский назвал «азиатством»: домострой, вековые привычки подчинения государству, равнодушие к юридическим формам, заменяемым «идеей произвола». Поэтому, хотя образованный слой в России обнаружил сравнительно высокую способность усвоения элементов европейской культуры, эти элементы не могли закрепиться в толще населения, попадая на неподготовленную почву, они скорее вызывали разрушительный эффект; приводили к культурной дезориентации массового сознания (мещанство, босячество, пьянство и пр.). Отсюда становится понятным парадокс культурного процесса в России XIX в., который состоял в резком разрыве между развитой прослойкой интеллигенции, дворянства, разночинства и трудящимися массами. Одна из существенных особенностей исторического развития России состояла в том, что в XIX в., когда национальная буржуазия не смогла стать ведущей силой освободительного движения, основными субъектами политического процесса «снизу» выступила интеллигенция. |
Информация о работе Общественные движения России в 19 веке. Славянофилы и западники