Общественные движения 30 - 50-х гг. XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 10:33, реферат

Описание работы

В целом вторая четверть XIX века была временем "наружного работа" и "внутреннею освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX века, с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

Работа содержит 1 файл

история 2.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Общественные  движения 30 - 50-х гг. XIX в.

       В целом вторая четверть XIX века была временем "наружного работа" и "внутреннею освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX века, с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

Консервативное  направление

Консерватизм  в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного  права. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Консервативное направление - направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев государственного устройства, отрицающее радикальные изменения. В России консерватизм в наибольшей степени проявлялся в вопросах государственного устройства, защищая незыблемость самодержавной власти

       Во  главе консервативного движения стояли С. Уваров, М.Погодин, Ф. Булгарин и др. Уваров разработал Теорию Официальной народности, подразумевавшую триединую формулу: православие, самодержавие и народность. Самодержавие - основа русской жизни, единство царя и народа. Православие - стремление к общему благу. Народность - объединение вокруг царя народа, которое всегда будет условием процветания России.

       На основе теории возникло консервативно-охранительное направление, к которому примыкали: Н.Карамзин, Ф.Булгарин, Н.Кукольник, Н.Греч, М.Загоскин и др.

Либеральное направление.

Российский  либерализм  был представлен славянофилами  и западниками. Славянофилов возглавили братья Аксаковы, С.Хомяков, братья Киреевские.

Они отстаивали самобытность России, считали, что Петр I свернул ее с исторического пути, и это привело к острейшим проблемам. Поэтому нужно возвратиться к истокам. К западникам относились Т.Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин и др. Они считали, что Россия и Запад имеют общую судьбу. Россия стала цивилизованной благодаря Петру I.

Оба течения  критиковали крепостничество, бюрократизм, выступали за реформы “сверху”, которые должны проводиться постепенно и осторожно.   
 
 

Революционное движение.

В конце 20-х-30-е гг. в стране появились  революционные кружки. В 1831 г. в Москве возник кружок Н. Сунгурова, утверждавшего, что тайное общество не разгромлено  и, призывавшего готовить вооруженное  восстание.

С 1833г. в Москве действовал кружок Н. Стакевича, куда входили многие известные писатели В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского. Его участники осуждали крепостное право и самодержавие.

Огромной  популярностью среди петрашевцев  пользовались социалистические идеи.

В 1849 г. по доносу провокатора участники  кружка были арестованы и отправлены в ссылку. Лидерами революционного направления в 30-е гг. были А.Герцен и Н.Огарев.

В н.30-х  гг. они создали кружок в Москве, но в 1834г. он был разгромлен. Отбыв ссылку, Герцен и Огарев эмигрировали в Англию, где начали издавать «Полярную звезду» и «Колокол», где критиковали крепостничество и самодержавие.

П.Я.Чаадаев.

Особое  место в общественном движении занимал  П.Я.Чаадаев.

Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал  «Телескоп» был закрыт. 

Внешняя политика Николая  II.

В 1898 году российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. В 1899 году Николай II стал инициатором первой конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд — первый суд в Гааге.

Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка Китайско-Восточной железной дороги и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии послужили причиной нападения в 1904 году Японии, которая также претендовала на Манчжурию. Началась Русско-японская война.

За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахэ и под Сандепу. В 1905 году после крупного сражения русская армия оставила Мукден. Исход войны решило морское сражение при Цусиме, которое завершилось полным поражением русского флота. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний (Далянь).

Поражение в  русско-японской войне (первое за полвека) и последующее жестокое подавление революции 1905—1907 гг. привели к падению авторитета императора в кругах интеллигенции.

Информация о работе Общественные движения 30 - 50-х гг. XIX века