Длительная
осада аланского города свидетельствует
об упорном сопротивлении его
жителей. Так как после взятия
и разрушения его татаро-монголы оставались
в тех местах еще не менее полугода, то
возможно, что весной и летом 1239 года они
продолжали военные действия против других
очагов сопротивления на Центральном
Кавказе.
Еще
в разгар аланской кампании Бату отправил
другие войска на завоевания Дагестана,
что должно было обеспечить не только
тыл улуса Джучи с этой стороны, но и создать
плацдарм для вторжения его войск в Закавказье
через Дербентский проход.
Весна,
лето и начало осени 1239года ушли у
монголов на покорение Аварии, приморской
части Дагестана, в том числе городов Тарки
и Дербент, лезгинской области Кюра и почти
всего Агула. Эпиграфические памятники
в агульском селении Рича сообщают о том,
что 20 октября 1239 года татаро-монголы осадили
это селение, но ричинцы оборонялись около
месяца, после чего, в середине ноября,
татаро-монголы захватили Ричу и подвергли
ее и ее окрестности сильному разорению.
Среди разрушенных построек надписи упоминают
крепость и соборную мечеть.
Падение
Ричи открыло татаро-монголам дорогу
во владение Гази-Кумух. Местная хроника
рассказывает, что татары во главе с неким
Кавсар - шахом напали на Кумух с востока,
а союзное с ними войско Сартана, правителя
Аварии, - с запада. Это случилось 1 или
2 апреля 1240 года. Кухцы сражались с великим
мужеством. Особенно отличились 70 юношей,
которые укрылись в замке и обязали себя
клятвой сражаться и пожертвовать своим
имуществом, жизнью и телами. После того
как они исполнили свою клятву, т.е. погибли
татары опустошили Кумух.
Четыре
года потребовалось татаро-монголам для
завоевания ключевых позиций в горной
полосе Северного Кавказа. Хронологически
это совпало с их первым и вторым нашествиями
на Русь. Горный рельеф и, особенно, упорное
сопротивление горцев вынуждали завоевателей
прибегать к длительным осадам населенных
пунктов и замедлять темпы своего продвижения.
Нашествие сопровождалось разорением
городов и селений, а также массовым истреблением
жителей. Совместное нападение татаро-монгольского
и аварского войск на Кумух показывает,
что татаро-монголы пользовались меж феодальными
и межнациональными противоречиями для
достижения своих целей. Однако нашествие
1237-1240 гг. не привело к повсеместной покорности
населения Северного Кавказа. Татаро-монголы
проникали не во все горные ущелья, а жители
разоренных районов после ухода захватчиков
возвращались на свои пепелища, восстанавливали
разрушенные постройки, и возведя оборонительные
окружения около своих селений, готовились
к сопротивлению. В том случае, если враг
вторгнется в их пределы.
В
середине XIIIв. Плано Карпини отмечал, что
в числе земель и народов, которые побеждены
татаро-монголами, были комуки, аланы,
тарки и черкасы. Однако он писал, что среди
земель, оказавших татаро-монголам мужественное
сопротивление, и доселе еще не подчинены
им, была часть Алании, причем некую гору
в Алании монголы осаждали уже 12 лет, и
за это время аланы оказали им мужественное
сопротивление и убили многих татар и
притом вельмож. Рубрук, сообщал, что в
его время (1253-1255гг.) татаро-монголам не
удалось завершить покорение адыгов (зикия,
черкисы), алан и дагестанцев (лесги). В
1277-1278 гг. хан Менги-Тимур совершил большой
поход против аланского города Дедякова,
который археологи локализуют у села Эльхотово.
По приказу Менги-Тимура в этом походе
участвовали и русские отряды. После осады
«славный град ясский Дадаков» (Дедяков)
пал 8 февраля 1278г. и татаро-монголы как
сообщает русский летописец, «полон богатства
много взяша, а иных смерти предаша, а град
их сжогша».
Таким
образом, борьба народов Северного
Кавказа против татаро-монголов продолжалась
и после 1239-1240гг.
Заключение
Татаро-монгольское
нашествие в первой половине XIII в.
В корне перекроило этническую карту
Северного Кавказа и существенно
отразилось на процессе этногенеза многих
народов региона. Такие события приводили
к значительным перемещениям и смешиваниям
различных этнических групп Северно-Кавказского
края, таи и не уничтоженные и не покоренные
при первых татаро-монгольских походах
племена вынуждены были уходить в безопасные
места. Трагическими оказались последствия
татаро-монгольских погромов для народов
Северного Кавказа: алан, адыгов, вайнахов,
дагестанцев. По данным письменных и археологических
источников, были уничтожены сотни поселений
края. Обширные, густо населенные предгорно-плоскостной
части края, где интенсивно развивались
различные ремесла, земледелие, скотоводческое
хозяйство, были почти полностью опустошены
и превращены завоевателями в поросшие
травами кочевья. Татаро-монгольское нашествие
не только затормозило процесс закономерного
социально-экономического и культурного
развития населения Северного Кавказа,
но и приводило в той или иной сфере к регрессу.
Если карачаево-балкарцы, алано-осетины,
вайнахи и другие народы края надолго
изолированные в горах, были обречены
на тяжелую борьбу за свое существование,
то по-иному бы сложилась судьба многих
адыгских племен Прикубанья, проживавших
к северу-западу от реки Лабы вплоть до
Причерноморья. Татаро-монгольское нашествие
привело к качественным изменениям в экономике,
культуру и быте значительной части предгорно-плоскостных
районов Северо-Западного Кавказа. Сущность
этих изменений заключалась в том, что
многие адыги, для которых издревле было
характерно прочное оседлое земледельческо-скотоводческое
хозяйство, перешли к полукочевому образу
жизни. Основу их экономики составило
экстенсивное скотоводство, которое требовало
обширных пастбищных угодий. В этой связи
и началось продвижение определенных
групп адыгов на север от реки Кубани,
в восточное Приазовье, а также на юго-восток
в бассейн реки Терек, где к концу XIII-XIV
в. они расселились на значительной территории
предгорно-плоскостных районов Центрального
Кавказа. Тем самым было положено начало
обособлению части адыгов в самостоятельную
народность - кабардинцев. Последствии
татаро-монгольского нашествия вызвали
также значительные перемещения и среди
абазин, родственных абхазам, предки которых
проживали с древнейших времен на территории
Абхазии и к северо-западу от нее. Массовое
переселение абазинских племен на Северно-Западный
Кавказ вплоть до верховьев Кавказа началось
в золотоордынский период. Как отмечалось
ранее, татаро-монголы уничтожили в предгорно-плоскостной
части Северного Кавказа сотни городов
и селений. Однако во многих городах, располагавшихся
преимущественно на побережьях Черного
и Каспийского морей, а также в отдельных
местах близ важнейших военно-торговых
трактов Центрального Предкавказья, жизнь
возобновилась довольно скоро. Быстрое
развитие некоторых старых населенных
пунктов домоногольского периода и возникновение
за короткое время новых городов было
связано в значительной мере с активной
градостроительной деятельностью Центральной
власти золотой Орды. Возникновение и
рост городов в отдельных районах подвластной
территории отвечали экономическим и
политическим интересам золотоордынских
ханов и военно-феодальной аристократии.
Такие города вскоре становились не только
главными центрами развития ремесла, торговли
и культуры, но и явились опорными пунктами
для политического и идеологического
воздействия со стороны Золотой Орды на
местное население. Одними из таких городов
были Маджары, Татаруп и Нижний Джулат.
Их выгордное географическое положение
в окружении богатых земледельческо-скотоводческих
районов, высокий уровень развития ремесел
(металлургия, металлообработка, ювелирное
дело, керамическое производство, обработка
кож, ткачество и др.), наряду с некоторыми
другими факторами, способствовали развитию
широких торговых связей этих городов.
Значительной была их роль и как транзитных
перевалочных пунктов. Судя по многочисленным
находкам монет и различных импортных
предметов, особенно интенсивную торговлю
вел город Маджары. Торговля велась не
только с соседними народами Северного
Кавказа и другими городами Золотой Орды,
но и со Средней Азией, Закавказьем, Русью,
Италией, Испанией, Ираном, Китаем, Индией.
Главным образом ввозились предметы роскоши,
пряности, стеклянная посуда, определенные
виды поливной керамики, китайские зеркала,
изделия из фаянса и янтаря и т.д. вывозились
некоторые виды производства местных
ремесленников, продукты земледелия и
скотоводства. Широкий размах получила
работорговля, развитие которой было связанно
с постоянными войнами т грабительским
походами золотоордынских ханов, а также
с деятельностью генуэзских колоний, развернувших
интенсивную скупку и перепродажу невольников.
Завоевания татаро-монголов, как отмечалось
выше, сыграли крайне отрицательную роль
в судьбах всех народов Северного Кавказа.
Экономическое развитие стран, по территории
которых прошли татаро-монгольские орды,
было отброшено далеко назад, хозяйству
был нанесен не поправимый урон. Упадок
земледелия, угон ремесленников и уничтожение
ремесленных мастерских было явлением
повсеместным. Цветущие и много людные
города и ремесленные центры Северного
Кавказа, как и других соседних стран,
лежали в развалинах. Было бы не верно
видеть во всем этом неизбежные последствия
только военных действий. Уничтожение
городов и сел, массовое истребление населения
были для завоевателей продуманными, заранее
предусмотренными и систематически реализуемыми
акциями. Походы через Северный Кавказ,
рейды во внутренние его районы, неоднократные
столкновения на территории Предкавказья
войск Золотой Орды пагубным образом отразилось
на экономике, культуре, социальном развитии
хозяйственной деятельности этих народов.
Низменные земледельческие районы целиком
были превращены в кочевья золотоордынцев.
Выше указывалось, что основная масса
уцелевших после татаро-монгольских погромов
нашла убежище в нагорной части Северного
Кавказа. Естественно, что на новом месте
они не могли, как в низменных районах,
заниматься плужным земледелием.
В
результате опустошительных нашествий
татаро-монгольских орд и связанных
с этим перемещений коренного
оседлого населения в значительной
степени изменилась и политическая
карта Северного Кавказа. Одни этнические
общности и государственные преобразования
распались, другие в силу ряда внутренних
и внешних причин возвысились, и, что особенно
характерно, увеличилась численность
самоуправляющихся союзов сельских общин.
Список
использованной литературы:
1. Тизенгаузен
В.Г. «Сборник материалов, относящихся
к истории Золотой Орды». Москва
1941г. том 1, стр. 231, 283.
2. «Путешествие
в восточные страны Плано Карпини
и Рубрука». Санкт - Петербург, 1911г.
стр. 28, 88
3. Козубский
Е.И «История города Дербента».1906г.
стр. 49-50
4. Лавров
Л.И «Эпиграфические памятники
Северного Кавказа». Часть 1, стр.
118, 196-198.
5. Гадзо
А.В. «Этническая история Северного
Кавказа X-XIIIвв.». Санкт - Петербург
1994г.