Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:22, контрольная работа
Целью данной работы является исследование законов Хаммурапи.
Задачи данной работы следующие:
изучение литературы по данной тематике;
исследование структуры законов Хаммурапи;
анализ общей характеристики законов Хаммурапи.
Введение..................................................................................................... 3
Глава I. Общая характеристика источника.
§ 1.История принятия закона.................................................................... 4
§ 2. Структура источника……………………………………................. 5
Глава II.
§ 1.Тип систематизации законов Хаммурапи………............................ 15
§ 2. Отличительные черты данного правового памятника................... 16
§ 3. Структура норм……………………................................................. 17
Заключение................................................................................... 18
Байкальский государственный университет
экономики и права
Читинский
институт (филиал)
Кафедра
теории и истории
государства и
права
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ
ХАММУРАПИ
Контрольная работа
По
истории государства
и права зарубежных
стран
Чита - 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Общая характеристика источника.
§ 1.История принятия
закона........................
§ 2. Структура
источника…………………………………….......
Глава II.
§ 1.Тип систематизации
законов Хаммурапи………..................
§ 2. Отличительные
черты данного правового памятника...................
§ 3. Структура
норм……………………..................
Заключение....................
ВВЕДЕНИЕ
Древне-вавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву.
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм.
Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась.
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности.
Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения.
Целью данной работы является исследование законов Хаммурапи.
Задачи данной работы следующие:
Этот источник права древнейший на земле свод законов; был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э.
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись1.
В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала2.
Для составления
сборника законов источниками послужили
обычное право, правовой обычай, шумерские
судебники и новое законодательство.
Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса.
Например: "Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. " Такую форму изложения называют "казуальной".
Авторы законника
стремились группировать статьи по их
содержанию, но строгого различия между
правом уголовным, гражданским или
процессуальным они не проводили. Это
различие, обыкновенное для современного
права, в то время, да и много столетий
позже, не осознавалось.
Расположение законов внутри групп и переход
от группы к группе осуществляется по
принципу ассоциации.
Так, первая группа норм (ст.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и«изменение» судебного решения судьёй. Следующие статьи (ст. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей.
Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (ст.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а ст.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте.
Эта четвертая группа норм (ст.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
ст.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
ст.127 - 195 - семейное право.
ст.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
ст.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один)3.
Законник не
может считаться
Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа (денежного и натурального) - все это подробным образом регламентируется в Законнике Хаммурапи.
Некоторые статьи
Законника Хаммурапи наводят
на мысль, что немаловажной причиной
кодификационной деятельности Хаммурапи
было желание смягчить социальные противоречия
вавилонского общества, вызванные крайними
формами эксплуатации деревни богатыми
землевладельцами-
Законник Хаммурапи
в некоторой степени
Основные направления
- Имущественные отношения;
- Брачно-семейные отношения;
- Уголовное право;
- Судебный процесс;
Имущественные
отношения
Особенностью древневавилонского общества
являлось превращение государства в лице
царей в крупнейшего землевладельца и
рабовладельца. Царский земельный фонд
складывался как в результате превращения
храмовых земель в государственные, так
и в результате захвата и покупки общинных
земель. Другой особенностью общества
являлось, несмотря на рост царского и
частного землевладения, сохранение общинного
строя, что было обусловлено ирригационной
системой земледелия. Государство в лице
царя являлось верховным собственником
воды, организатором ирригационных систем,
и община распоряжалась водой для нужд
земледелия под контролем царской администрации.
Это давало царю право на часть прибавочного
продукта, создаваемого общинниками; право
на различные повинности в пользу государства.4
Общинники
были экономически неоднородны. Хотя формально
каждый общинник мог быть рабовладельцем,
фактически ими могли стать только
состоятельные люди, общинная знать,
выделившаяся в результате имущественного
расслоения. Наблюдается массовое обнищание
свободных крестьян-общинников и
ремесленников, вынужденных иногда
за долги продавать себя или членов
своей семьи в рабство.
Только
владение землей в общине делало человека,
независимо от его служебного и социального
положения, полноправным.
Закон
выделяет государственную (царскую) и
церковную собственность. Формировался
институт частной собственности. Право
собственности на недвижимость (землю,
воды, оросительные сооружения) было ограниченным.
Верховным
собственником земли являлся
царь, который на правах владения предоставлял
ее земледельцам-общинникам и воинам.
За пользование землей община платила
царю налог - ренту. За несение службы
воин получал от царя "имущество
илку", в состав которого входили:
земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем
данное имущество переходило от отца
к старшему из сыновей, который продолжал
нести военную службу. "Имущество
илку" было изъято из гражданского оборота
и не могло служить объектом различных
гражданско-правовых сделок.
Значительное
развитие в Вавилоне получило обязательственное
право. Обязательства возникали:
1) из договора;
2)
из причинения вреда.
Договор
мог быть заключен при наличии
сторон, объекта сделки, свидетелей.
При этом хозяин вещи должен был
быть действительным ее собственником
и мог гарантировать
Изменить
договор можно было только по обоюдному
согласию контрагентов. Исключение из
этого правила допускалось в
особых случаях, когда исполнение обязательства
становилось невозможным по независящим
от той или другой стороны обстоятельствам
(например, из-за стихийных бедствий).
Наиболее распространенными видами
договорных отношений являлись купля-продажа,
займ, личный и имущественный найм.
Каждая сделка имела свои особенности.
Для договора купли-продажи существенным
является указание цены вещи. При этом
покупатель должен был уплатить продавцу
сверх номинальной цены в благодарность
за то, что именно он приобрел данную
вещь.5