Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:33, реферат
Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы.
§ 1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе
Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы.
Гибель Римской империи,
хотя и повлекла за собой на долгое
время утрату богатейших духовных ценностей
античного мира (особенно его политического
демократического наследия), не была регрессом
в истории государственности
и человечества в целом. Развал Римской
империи сделал возможным выход
на политическую арену Западной Европы
новых этносов и народов. Они
уступали римлянам в политико-правовой
культуре, но сумели в средние века
создать свои, неизвестные странам
Востока и античному миру, исторически
более перспективные формы
Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации и в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия.
Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества с невиданной для всего тогдашнего мира быстротой складываются материальные и духовные предпосылки капитализма.
Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.). В мировой литературе нет единого подхода и к самому понятию "феодализм", который нередко отождествляется с политической раздробленностью, с феодальной иерархией, с определенными ступенями церковной организации и т.д. В отечественной литературе последних лет доминировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответственно и периодизация средневековья связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма — раннее средневековье, расцвет феодализма — развитое средневековье, упадок феодализма — позднее средневековье).
В данном учебнике, посвященном
истории государства, а не общества
в целом, целесообразно пользоваться
периодизацией, которая (с некоторыми
вариантами) стала наиболее употребительной
в отечественной историко-
Так, в Европе в период
ранних (варварских) государств, когда
формирующийся класс земельных
собственников-феодалов сплачивался
вокруг королевской власти, пользовавшейся
также поддержкой христианской церкви
и крестьян-общинников, первые, как
правило, крупные государственные
образования приобретали форму
Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX—XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло формусеньориальной монархии.
Экономический подъем в XIII—XV
вв., связанный с ростом городов
и развитием торгового оборота,
с накоплением капитала, породил
сословную консолидацию западноевропейского
общества. В новых условиях стало
возможным постепенное
Для этого периода характерно
становление сословно-
Наконец, в позднем средневековье (XVI—XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание'. Она смогла еще какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности.
Особенность западноевропейской
модели средневекового государства
определяется не только эволюцией монархического
строя и последовательной сменой
его форм. Для нее также характерной
является (особенно в периоды децентрализации
и территориальной
В таких условиях связи
государства с другими
Особенно сложными и неоднозначными
на разных ступенях средневековья были
взаимоотношения
В раннем средневековье "варварские"
короли, принимая христианство и получая
тем самым поддержку церкви, подносили
ей большие дары, прежде всего в
виде обширных земельных владений.
Так церковь постепенно превратилась
в крупного земельного собственника,
имеющего по сравнению с самими королями
и светскими магнатами
Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения и т.д.), в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия — борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.
Возрастающий авторитет
римско-католической церкви опирался
не только на земельные богатства, на
Священное писание и
Особый политический симбиоз
церкви и государства в Западной
Европе в средние века имел своим
результатом создание целой системы
специальных церковных
Иную роль в формировании
политического и правового
Но тем не менее по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.
История средневековых городов
— это борьба городского населения
как за личную свободу и иные вольности
и привилегии, так и за политическое
самоуправление, а в ряде случаев
и за полную независимость. Эта борьба
особенно характерна для XI—XIII вв., т.е.
того периода, когда еще не получил
силу процесс политической централизации
и повсеместного усиления королевской
власти. Политическая автономия городов
в феодальном мире достигалась разными
средствами: от вооруженной борьбы
до простой покупки права
Информация о работе Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе