Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы.

Работа содержит 1 файл

Образование центральных государств в Западной Европе.docx

— 42.02 Кб (Скачать)

§ 1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе

Падение Западной Римской  империи означало окончательное  крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад  и вынуждено было проделать новый  виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы.

Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей  античного мира (особенно его политического  демократического наследия), не была регрессом  в истории государственности  и человечества в целом. Развал Римской  империи сделал возможным выход  на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они  уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам  Востока и античному миру, исторически  более перспективные формы организации  экономической, социальной и политической жизни.

Важным катализатором  исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации  и в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия.

Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой  силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества с невиданной для всего тогдашнего мира быстротой складываются материальные и духовные предпосылки капитализма.

Историю средневековья, которая  охватывает в Западной Европе более  тысячи лет, принято делить на периоды  в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т.д.). В мировой литературе нет единого подхода и к самому понятию "феодализм", который нередко отождествляется с политической раздробленностью, с феодальной иерархией, с определенными ступенями церковной организации и т.д. В отечественной литературе последних лет доминировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответственно и периодизация средневековья связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма — раннее средневековье, расцвет феодализма — развитое средневековье, упадок феодализма — позднее средневековье).

В данном учебнике, посвященном  истории государства, а не общества в целом, целесообразно пользоваться периодизацией, которая (с некоторыми вариантами) стала наиболее употребительной  в отечественной историко-правовой науке. Эта периодизация учитывает прежде всего эволюцию и последовательную смену самих форм средневекового европейского государства, которые не были известны античному миру и которые, как это будет показано далее, кардинально отличаются от государственных форм, существовавших в ту же эпоху в странах Востока.

Так, в Европе в период ранних (варварских) государств, когда  формирующийся класс земельных  собственников-феодалов сплачивался  вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как  правило, крупные государственные  образования приобретали форму раннефеодальных монархий.

Развитие феодальных поземельных  отношений, базировавшихся на натуральном  хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые  виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали  характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации  и поддержания государственной  власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX—XIII вв. в великое  множество государств-поместий и  отличавшееся крайней степенью экономической  и политической децентрализации, приняло  формусеньориальной монархии.

Экономический подъем в XIII—XV вв., связанный с ростом городов  и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил  сословную консолидацию западноевропейского  общества. В новых условиях стало  возможным постепенное территориальное  объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий.

Для этого периода характерно становление сословно-представи-тельных монархий.

Наконец, в позднем средневековье (XVI—XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание'. Она смогла еще какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности.

Особенность западноевропейской модели средневекового государства  определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной  является (особенно в периоды децентрализации  и территориальной раздробленности) диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных  земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять  вассалами, крепостными и лично  свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной  собственности.

В таких условиях связи  государства с другими элементами (институтами) политической системы  становятся особенно сложными. В истории  западноевропейского средневековья  сельская (крестьянская) община не порождала  каких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными  и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами.

Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они  нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили  и к прямому противоборству.

В раннем средневековье "варварские" короли, принимая христианство и получая  тем самым поддержку церкви, подносили  ей большие дары, прежде всего в  виде обширных земельных владений. Так церковь постепенно превратилась в крупного земельного собственника, имеющего по сравнению с самими королями и светскими магнатами несомненное  преимущество, ибо церковные и  монастырские земли не подлежали  дроблению и возврату в мирской  земельный фонд. Отсюда возникла поговорка, что церковь держит земли "в  мертвой руке". Однако до IX—Х вв. церковь, хотя ее политический вес в  обществе неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле политической организацией. Она являла собой духовное сообщество, оказывающее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также  способствующее формированию общеевропейской  культуры и самосознания. Церковь  до XI в. находилась еще не под контролем  римского папского престола, а под  эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной  властью.

Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая  королевскую власть, превращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских  пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа, по учению о благодати, по порядку причащения и т.д.), в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия — борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

Возрастающий авторитет  римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные  чувства верующих. Он имел под собой  и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на четком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епископату, римской курии и верховному понтифику — папе. Большую политическую силу последнему придавали и возникавшие еще с VI в. различные монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные объединения, уставы которых утверждались папством. По сути дела, в XI—XII вв. (с так называемой папской революции), когда римские папы начинают претендовать на руководство всем христианским миром, римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятельного политического института в западноевропейском обществе католическая церковь добивается в XIII в. при папе Иннокентии III (1198—1216 гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. В это же время развернулась острая политическая борьба римского пре-стола за отмену так называемой духовной инвеституры, т.е. права светской власти утверждать выборы высших церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы духовной власти (кольцо и посох). В борьбе с европейскими монархами за политическое влияние римские папы прибегали и к таким сильнодействующим средствам, как наложение интердикта, т.е. запрета совершать богослужение и религиозные обряды в пределах указанного государства, и даже к прямому отлучению от церкви "провинившегося" монарха. Так, при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли.

Особый политический симбиоз  церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим  результатом создание целой системы  специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского  вероучения, бороться с еретиками, —  инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии и т.п.), пытались внести рациональное начало в уголовный  процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств  и т.п.). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей  жестокости истязаний обвиняемого  и т.д., что явно выходило за рамки  складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе (особенно на поздних его ступенях) типа политико-правовой культуры.

Иную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые  города, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к  концу XI—XII в„ когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей и т.п. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни — производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и т.д.).

Но тем не менее по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.

История средневековых городов  — это борьба городского населения  как за личную свободу и иные вольности  и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев  и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т.е. того периода, когда еще не получил  силу процесс политической централизации  и повсеместного усиления королевской  власти. Политическая автономия городов  в феодальном мире достигалась разными  средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в  разных странах в зависимости  от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался  многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии  в средневековом государстве  имели городские общины, приобретавшие  статус коммуны, т.е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т.д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии и т.д., города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.

Информация о работе Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе