Общая характеристика общественно педагогического движения 60-х годов XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

60-е годы XIX столетия (начиная с 1855 года) были в России периодом большого общественного движения, обусловленного все растущими противоречиями между развитием производительных сил и тормозящими это развитие крепостническими отношениями. Крымская война 1853—1855 годов особенно ярко вскрыла архаизм крепостной системы. Несмотря на героизм солдатской массы и многих военачальников, Россия вследствие экономической и технической отсталости, неправильной стратегии высшего командования потерпела поражение.

Работа содержит 1 файл

Педагогическая деятельность и взгляды Н пирогова.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

Когда Н. А. Добролюбов выступил со справедливой критикой этой позиции и двойственности Пирогова, тот опубликовал «Отчет о следствиях введения по Киевскому  учебному округу правил о проступках и наказаниях учеников гимназий». Он ссылался на то, что эти правила  были выработаны совещанием директоров Киевского учебного округа, и он, попечитель округа, не считал себя вправе отменять или исправлять коллегиальное  решение. Пирогов указывал, что в  результате введения «Правил» число  случаев применения телесных наказаний  за год снизилось в несколько  раз по сравнению с предыдущими  годами.

Добролюбов ответил новой статьей, бичующей примиренчество Пирогова и  отказ его от ранее провозглашенных  прогрессивных принципов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/

По мнению Пирогова, идея общечеловеческого воспитания может  быть реализована в результате коренной реорганизации всей системы образования, на основе отмены принципа сословности  в ее построении. Вся система образования  должна быть единой. База – двухлетняя начальная школа, после нее классическая или реальная прогимназия со сроком обучения 5 лет или реальная гимназия со сроком обучения 3 года. Завершающая  ступень образования – университет (поступают выпускники классических гимназий), либо высшее специальное  учебное заведение (поступают выпускники классических и реальных гимназий). Следует отметить, что Пирогов  был сторонником классического  образования. Главное действующее  лицо в образовательной системе  – новый учитель, стремящийся осмыслПионером постановки вопроса о важности изменений в системе женскогообразования был выдающийся русский хирург и педагог Н. И. Пирогов. В 1856 г.в журнале “Морской сборник” им была опубликована статья, где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию [6, 217].Среди факторов, определяющих суть женского образования, на первом месте всегда были три тесно увязанные друг с другом вещи: текущее представление о современной женщине, отношение социума к образованной женщине и прагматическая потребность в образовании для женщины как в способе обеспечить себя куском хлеба.Жизнь требовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины.

Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать. Разрушалась

традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт, происходила

промышленная революция - жизнь кардинально менялась на глазах. Растущая

промышленность предоставляла  женщинам гораздо больше возможностей для

активного участия в жизни  общества. С одной стороны, это  нарушало прежний

уклад, столь привычный  для многих и создавало психологические  и иные

неудобства, с другой - нередко задевало интересы работавших мужчин или

создавало для них известные  неудобства.

Под влиянием общественного  движения в России в 60-е годы несколько

расширилась сеть женских  учебных заведений, возросла возможность  получения

девочками общего образования  в совместных школах. К середине 60-х годов

Россия стояла на 1-м месте  в Европе по развитию среднего женского

образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались

доступными только для девочек из состоятельных семей [6,217].

На рубеже 50-60-х гг. расширилась  сеть начальных женских школ, возникли

воскресные школы. С 1864 разрешалось  совместное обучение в земских школах. В

1858 в С.-Петербурге по  проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое

открытое бессословное среднее  учебное заведение - Мариинское 7-классное

женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных

учебных заведений в других городах, а также училища МНП  с 6-летним и 3-летним

курсами обучения. В 1870 училища  были переименованы в гимназии и

реорганизованы. С 1872 открывались  частные женские гимназии, работавшие по

программам МНП. В 1882 в  качестве переходной ступени между  начальными и

средними учебными заведениями  были созданы 4-годичные платные учебные

заведения [14,42].

Таким образом, XIX век обнаружил  множество проблем в женском  образовании,

основной из которых являлось его устройство  по сословному принципу,

оторванность от жизни, косность,  иноязычность обучения, пренебрежение к

русской культуре.

И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные

успехи в области женского образования.

    

    


Информация о работе Общая характеристика общественно педагогического движения 60-х годов XIX века