Общая характеристика классической политической эконо¬мии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:42, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается следующий круг вопросов: что обусловило вытеснение концепции меркантилизма и двухсотлетнее господство классической политической экономии; как в экономической науке трактуют термин «классическая политическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политическая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы», а также основные экономические теории на четырех этапах развития классической школы политической экономии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Определение классической политической экономии …………………………….4
Этапы развития классической политической экономии ………………………...6
1. Первый этап …………………………………………………………………...6
2. Второй этап ……………………………………………………………………7
3. Третий этап ……………………………………………………………………8
4. Четвертый этап ………………………………………………………………..9
Особенности предмета и метода изучения классической
политической экономии …………………………………………………………….10
Заключение ……………………………………………………………………..12
Список литературы …………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

мой_история экономических учений - для сайта.docx

— 30.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии

Изучая общую характеристику истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции  в части предмета и метода изучения и дать им оценку.

Во-первых, преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка  и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. Одновременно подход с  классовых позиций на наблюдаемые  «законы производства» и «производительный  труд» снимал любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью  логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной  проверке. В результате свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, производительного и непроизводительного  труда стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих  субъектов этих сфер («человеческого фактора»), обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных  и финансовых факторов и других элементов  сферы обращения.

Классики при решении  практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, как выразился Н.Кондратьев, «оценочно». Это обстоятельство также не способствовало объективности и последовательности экономического анализа и теоретического обобщения классической школы политической экономии.

Во-вторых, опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных  величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм происхождения стоимости товаров  и колебания уровня цен на рынке  не в связи с «естественной  природой» денег и их количеством  в стране, а в связи с издержками производства.

Однако затратный принцип  определения уровня цен классической школой не увязывался с другим важным аспектом рыночных экономических отношений  — потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага.

В-третьих, категория «стоимость»  признавалась авторами классической школы  единственной исходной категорией экономического анализа, от которой как на схеме  генеалогического древа отпочковываются (вырастают) другие производные по своей  сути категории. Кроме того, подобного  рода упрощение анализа и систематизации привело классическую школу к  тому, что само экономическое исследование как бы имитировало механическое следование законам физики, т.е. поиск  сугубо внутренних причин хозяйственного благополучия в обществе без учета  психологических, моральных, правовых и других факторов социальной среды.

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения  благосостояния народа, классики не просто исходили из принципа достижения активного  торгового баланса (положительного сальдо), а пытались обосновать динамизм и равновесность состояния экономики  страны. Однако при этом они обходились без серьезного математического  анализа, применения методов математического  моделирования экономических проблем, позволяющих выбрать наилучший (альтернативный) вариант из определенного числа  состояний хозяйственной ситуации.

В-пятых, деньги, издавна  и традиционно считавшиеся искусственным  изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми. Среди классиков единственным, кто  требовал упразднения денег, был  П. Буагильбер. В то же время многие авторы классической школы вплоть до середины XIX в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основном одну — функцию  средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое  средство, удобное для обмена. Недооценка же других функций денег была обусловлена  недопониманием обратного влияния  на сферу производства денежно-кредитных  факторов.

Заключение

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории  экономических учений. Экономические  идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и  расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит  в том, что они поставили в  центр экономики и экономических  исследований труд как созидательную  силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей  идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители  классической школы выработали научное  представление о прибавочной  стоимости, прибыли, налогах, земельной  ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая  наука.

Заслуги классической школы:

  1. Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.
  2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества.
  3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.
  4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. История экономической мысли в России : Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. А. Н. Марковой – М.: ЮНИТИ, 1996.

 


Информация о работе Общая характеристика классической политической эконо¬мии