Образование в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками. Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга («схоле») появляется ученый труд («прагматейя»), вместо устной культуры - письменная.1 Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи.

Содержание

Введение 3
1. Концепция университета 4
2. Возникновение университетов 7
3. Учебный процесс в средневековом университете 12
Заключение 15
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

образование в ср. века.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Гордостью Испании является университет в  Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает и масса других университетов:

    • 1220г. - университет в Монпелье( привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).
    • 1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).
    • 1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.
    • 1229г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

     Много университетов появилось в 14-15 вв.:

    • 1347г. - Пражский.
    • 1364г. - Краковский.
    • 1365г. - Венский.
    • 1386г. - Гейдельбергский.
    • 1409г. - Лейпцигский.

     К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека. 14

 

3. Учебный процесс в средневековом университете. 

      В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты

      Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штудировал «семь свободных искусств» заключавшиеся в двух циклах - «тривиум» (trivium - «перекресток трех путей знаний»: грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (quadrivium - «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия, астрономия).15 Только лишь после этого изучения «философии» давалось право устраиваться на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

      Вот пример подготовительного факультета и процесс обучения на нем.

      Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus jrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.16

      Основных  форм преподавания было три.

      Lectio - полное, регулярное изложение учебной темы, по программе, прописанной в статутах, в определенные часы. Эти лекции разделялись на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Это происходило потому, что в средние века школяры не прослушивали курс конкретной науки, скажем, курс философии или римского права и т. п. Тогда было принято заявлять, что некий преподаватель читает или некий студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». 17

      Одни  книги почитались более существенными и непременными (ординарными) для учащегося, другие - менее значительными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций определило и деление преподавателей на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции, как правило, читались в утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей. Экстраординарные лекции назначались на послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Длительность лекции составляла 1 - 2 часа. 18

      Начало  лекции преподаватель предварял  кратким вступлением. В нем он назначал характер работы над книгой и не брезговал саморекламой. Главной задачей преподавателя являлось сличении различных вариантов текстов и предоставление необходимых разъяснениях к ним. Согласно статутам студентам запрещалось испрашивать повторения или неспешного чтения.

      Обучающиеся были обязаны являться на лекции с книгами. Это происходило за тем, чтобы вынудить всякого слушателя самому непосредственно познакомиться с текстом. В то время книги были очень дорогими, поэтому школяры брали их в пользование напрокат. Уже в 13 веке университеты начали собирать рукописи, копировать их и организовывать свои собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Каждый преподаватель читал лекции определенному кругу своих учеников в любом наемном помещении или у себя дома.

      Repetitio - это детальное истолкование отдельно взятого текста с различных сторон, с учетом всевозможных сомнений, возражений и противоречий. Еще одной формой было повторение части прочитанного. Одновременно готовились к диспутам.

      Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

      Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет).19 Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet20). Темы диспутов были самые разнообразные:

      После окончания учебы студент сдавал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание» (licentio docendi), становясь «лиценциатом»21. Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

 

Заключение. 

      Таков в самых общих чертах учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все изъяны, средневековый университет все же давал возможность обрести приличное образование.

      В университетах обучались такие именитые деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский и др. Средневековые университеты являлись своеобразным организмом, который стоял на перекрестке культурной жизни Европы и остро реагировавшим на все социальные изменения.

      Таким образом, первые университеты возникали  самостоятельно, без вмешательства  церковных и светских властей, Нередко  они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических идей, связанных с городской культурой и бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви и уже хотя бы поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и политическим строем жизни.

      Но  к 15-16 в.в. университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Гуманисты резко отрицательно относились к старому университетскому образованию и быту. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования, а университеты, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке. Расцвет естествознания в 17-18 в.в., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

 

Список  использованной литературы. 

  1. Джуринский  А. Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. – 400 с.
  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие / Под редакцией А. И. Пискунова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.
  3. Ле Гофф, Жак Цивилизация средневекового Запада. – М.:"Прогресс"; Прогресс – Академия, 1992.
  4. Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. – М.: Наука, 1981. – 296 с
  5. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – М.: Юрайт, 2000. – 482 с.
  6. Университет глазами социологов. – М., 2001. – 144с.
  7. Ястребицкая А. Л.Западная Европа XI - XIII веков. – М.: Искусство, 1978. – 176 с.

Информация о работе Образование в средние века