Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:38, контрольная работа
В 1236 г. на северо-западе русских земель возникло государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство - Золотая Орда. Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. Первые литовские князья проводили очень активную политику. Видя слабость русских земель, Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце XIV в. В состав Литвы уже входили исконно русские земли: Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, более активную политику в отношении русских земель стала проводить и Золотая Орда.
Введение ...………………..……….…………………………………........……......3
1. Образование Русского централизованного государства …………………..…5
Заключение …………………...……………………………………………..….....11
Список литературы……………………….………………...…………...…….......12
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
История отечественного государства и права
На тему : Образование Русского централизованного государства.
План
Введение
...………………..……….…………………………………..
1. Образование Русского централизованного государства …………………..…5
Заключение
…………………...……………………………………………..…
Список
литературы……………………….………………...…
Введение
В 1236 г. на северо-западе русских земель возникло государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство - Золотая Орда. Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. Первые литовские князья проводили очень активную политику. Видя слабость русских земель, Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце XIV в. В состав Литвы уже входили исконно русские земли: Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, более активную политику в отношении русских земель стала проводить и Золотая Орда.
Распавшаяся Русская земля оказалась между двумя сильными государствами - Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. Два великих государства стали соперничать за установление контроля над русскими землями. Настал такой момент, что объединить распавшиеся русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что в Великом княжестве Литовском стали бы второстепенным, незначительным народом.
Но нашлись на Руси силы, которые смогли противостоять устремлениям, как Литвы, так и Золотой Орды.
Одна сила- это Русская православная церковь. В период татаро-монгольского нашествия Русская церковь также подверглась страшному разгрому. Но монголы на Руси не насаждали своей администрации. Будучи веротерпимыми и зная, какой силой обладает Церковь, они хотели с помощью Церкви управлять населением.
Другая сила - воля русских князей. В ХIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы русских и татар были неравны, и русские князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую державу. Образ великой Киевской Руси в их памяти всегда взывал к воскрешению.
Еще
в ХII в. во Владимиро-Суздальском
княжестве проявилась тенденция
к объединению земель под властью
одного князя.
1. Образование Русского централизованного государства.
Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:
Возвышение
Москвы - конец XIII - начало XIV вв.;
Москва - центр борьбы с татаро-монголами
- вторая половина XIV – первая половина
ХV вв.;
Феодальная
война второй четверти XV в. в московском
великокняжеском доме.
Завершение объединения русских
земель вокруг Москвы при Иване III и Василии
III - конец ХV - начало ХVI вв.
К концу XIII в. старые стольные города
Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое
значение. Возвышаются новые города Москва
и Тверь.
В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.
С ХIII в. Московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.
Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса:
- объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
Объединение
русских земель и окончательное
освобождение от татаро-монгольского
ига и общие социально-
Верховным
правителем в государстве был московский
князь. Он был верховным собственником
земли, обладал всей полнотой судебной
и исполнительной власти. При князе существовала
Боярская дума, в которую входили наиболее
знатные феодалы, духовные лица. Существование
именно этого органа не позволяло великому
князю сосредоточить в своих руках абсолютную
власть.
Старая аристократия была еще сильна экономически и независима, что позволяло ей влиять на великого князя. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население.
Казна ведала государственными
финансами. Началось
Делопроизводством занимались д
Значительные перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского государства в конце XV – начале XVI века. Взаимодействие классов-сословий и классовая борьба также оказали воздействие на перестройку государственного строя и законодательную деятельность государства. Свойственные периоду феодальной раздробленности отношения сюзеренитета-вассалитета заменяются единодержавной властью князя [3].
С
конца XV века главой русского централизованного
государства был великий князь,
обладавший широким кругом прав и
полномочий. Он издавал законы, руководил
государственным управлением, имел
полномочия высшей судебной инстанции.
Княжеская власть с течением времени всё
более укрепляется.
Первоначально
свои законодательные, административные,
судебные функции великий князь мог осуществлять
в пределах своего княжества. С падением
власти удельных князей великий князь
стал подлинным властителем всей территории
государства. Но говорить о самодержавии
ещё рано. Власть монарха ещё ограничена
другими органами раннефеодального государства,
прежде всего Боярской думой. Боярская
дума являлась высшим государственным
учреждением, выросшим из совета при князе.
Это был совещательный орган, с которым
князь должен был считаться.
После
образования централизованного
государства состав Думы расширился,
и она стала приобретать
Московское государство унаследовало от прежнего периода органы центрального управления, дворцово-вотчинную систему. Однако постепенно дворцово-вотчинная система отмирает и зарождается новое, приказное управление.
Преобразование старой системы начинается с её усложнения. Она подразделяется на две части: управление дворца, во главе с дворецким, и пути, т.е. ведомства, обеспечивающие нужды князя и его окружения. Вслед за усложнением расширилась и компетенция дворцово-вотчинных органов и их функции. Создавался разветвлённый государственный аппарат. Из состава дворца выделяется великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Создаётся дворцовая канцелярия. Постепенно из этого ко второй половине XVI века складывается приказная система и утверждается термин «приказ»[4]. Первыми приказами были Большой дворец и Казённый приказ.
Приказное управление было более развитой и современной формой государственного управления, по сравнению с прошлым периодом. В приказную систему входил целый ряд приказов: разрядный, посольский, поместный и др.
Как видно, каждый приказ ведал делами в определённой области. Приказы делились на государственные (ведали отдельными отраслями государственного управления) и дворцовые (осуществляли дворцовое управление). Местное самоуправление до середины XVI века строилось по системе кормлений.
Государство
делилось на уезды, уезды – на станы,
станы – на волости. Гражданское
и военное управление находилось
в ведении наместников и
Существовало множество недовольных этой системой, и поэтому в середине XVI века система кормлений упраздняется. В конце XV века появились городовые приказчики, которые обладали полномочиями по управлению в области военного дела, суда, финансов. Во второй половине XVI века при Иване IV, ведшем борьбу с боярской оппозицией, начинается созыв Земских соборов – сословно-представительных органов. В это время складывается так называемая «Избранная рада» (Ближняя дума) – совет при царе. Расширяется сеть приказов, преимущественно военного характера: стрелецкий, пушкарский.
После разделения страны на опричнину и земщину возникают свои опричные и земские приказы, независимые друг от друга. В городах и уездах военное управление осуществлял воевода, а гражданское – наместник. Возникают особые учреждения – избы. Главным была Съезжая (приказная) изба. Отраслевое управление осуществляли таможенная, разрядная и другие избы. Выдача с конца XV века населению отдельных уездов уставных грамот подготовила введение земского самоуправления. Земство ликвидировало наместничество, и должно было обеспечить исправность внесения населением государственных податей и выполнения государственных повинностей.
Образование Русского централизованного государства отразилось и на всех отраслях права. Медленно, но развивается гражданское право. Также видны нововведения в вещном, обязательственном праве. Но самые существенные изменения претерпевает уголовное право. Оно отражает обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы.
По-новому стало трактоваться само понятие преступления. Если раньше по Русской Правде преступлением считалось нанесение ущерба конкретному человеку или его имуществу, то теперь преступление – всякое действие, которое угрожает государству или господствующему классу. Преступление именуется «лихим делом», а не «обидой», как раньше. Расширился круг субъектов права. Теперь холоп признаётся способным отвечать за свои действия. Изменяются и цели наказания. На фоне классовой борьбы оно становится основным средством устрашения, а не доходной статьёй казны. Введены новые наказания – смертная и торговая казнь; известны случаи членовредительства.
Информация о работе Образование Русского централизованного государства