Образование Русского централизованного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

В 1236 г. на северо-западе русских земель возникло государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство - Золотая Орда. Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. Первые литовские князья проводили очень активную политику. Видя слабость русских земель, Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце XIV в. В состав Литвы уже входили исконно русские земли: Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, более активную политику в отношении русских земель стала проводить и Золотая Орда.

Содержание

Введение ...………………..……….…………………………………........……......3
1. Образование Русского централизованного государства …………………..…5
Заключение …………………...……………………………………………..….....11
Список литературы……………………….………………...…………...…….......12

Работа содержит 1 файл

образование централиз государства.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

 

 

                                                                                                                           

                                                                                                                           

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

История отечественного государства и права

      

    На  тему : Образование Русского централизованного государства.

                                    

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План

Введение ...………………..……….…………………………………........……......3

1. Образование Русского централизованного государства …………………..…5

Заключение …………………...……………………………………………..….....11

Список  литературы……………………….………………...…………...…….......12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      В 1236 г. на северо-западе русских земель возникло государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое сильное государство - Золотая Орда. Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. Первые литовские князья проводили очень активную политику. Видя слабость русских земель, Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце XIV в. В состав Литвы уже входили исконно русские земли: Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, более активную политику в отношении русских земель стала проводить и Золотая Орда.

     Распавшаяся Русская земля оказалась между  двумя сильными государствами - Великим  княжеством Литовским и Золотой  Ордой. Два великих государства  стали соперничать за установление контроля над русскими землями. Настал такой момент, что объединить распавшиеся русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что в Великом княжестве Литовском стали бы второстепенным, незначительным народом.

       Но нашлись на Руси силы, которые смогли противостоять устремлениям, как Литвы, так и Золотой Орды.

     Одна сила- это Русская православная церковь. В период татаро-монгольского нашествия Русская церковь также подверглась страшному разгрому. Но монголы на Руси не насаждали своей администрации. Будучи веротерпимыми и зная, какой силой обладает Церковь, они хотели с помощью Церкви управлять населением.

            Другая сила - воля русских князей. В ХIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы русских и татар были неравны, и русские князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую державу. Образ великой Киевской Руси в их памяти всегда взывал к воскрешению. 

     Еще в ХII в. во Владимиро-Суздальском  княжестве проявилась тенденция  к объединению земель под властью  одного князя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Образование Русского централизованного государства.

     Образование Русского централизованного государства  проходило в несколько этапов:

Возвышение Москвы - конец XIII - начало XIV вв.;  
        Москва - центр борьбы с татаро-монголами - вторая половина XIV – первая половина ХV вв.;  
          Феодальная война второй четверти XV в. в московском великокняжеском доме. 
          Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III - конец ХV - начало ХVI вв.  
       К концу XIII в. старые стольные города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

      В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена) за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

     С ХIII в. Московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.

     Говоря  о централизации, следует иметь  в виду два процесса:

     - объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

     Объединение русских земель и окончательное  освобождение от татаро-монгольского ига и общие социально-экономические  сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию. 
          Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Существование именно этого органа не позволяло великому князю сосредоточить в своих руках абсолютную власть.

     Старая  аристократия была еще сильна экономически и независима, что позволяло ей влиять на великого князя. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население.

       Казна ведала государственными  финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д.

       Делопроизводством занимались дьяки и подьячие. Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать степени их родовитости [5].

     Значительные  перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского  государства в конце XV – начале XVI века. Взаимодействие классов-сословий и классовая борьба также оказали воздействие на перестройку государственного строя и законодательную деятельность государства. Свойственные периоду феодальной раздробленности отношения сюзеренитета-вассалитета заменяются единодержавной властью князя [3].

     С конца XV века главой русского централизованного  государства был великий князь, обладавший широким кругом прав и  полномочий. Он издавал законы, руководил  государственным управлением, имел полномочия высшей судебной инстанции. Княжеская власть с течением времени всё более укрепляется. 
          Первоначально свои законодательные, административные, судебные функции великий князь мог осуществлять в пределах своего княжества. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властителем всей территории государства. Но говорить о самодержавии ещё рано. Власть монарха ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума являлась высшим государственным учреждением, выросшим из совета при князе. Это был совещательный орган, с которым князь должен был считаться.

     После образования централизованного  государства состав Думы расширился, и она стала приобретать характер постоянного верховного органа [1]. Функции Боярской думы трудно отделить от функций великого князя. Она участвует в обсуждении и разрешении хозяйственных, судебных, внешнеполитических и других вопросов. «Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно»[4]. Его решения должны одобрить бояре.

     Московское  государство унаследовало от прежнего периода органы центрального управления, дворцово-вотчинную систему. Однако постепенно дворцово-вотчинная система  отмирает и зарождается новое, приказное  управление.

     Преобразование старой системы начинается с её усложнения. Она подразделяется на две части: управление дворца, во главе с дворецким, и пути, т.е. ведомства, обеспечивающие нужды князя и его окружения. Вслед за усложнением расширилась и компетенция дворцово-вотчинных органов и их функции. Создавался разветвлённый государственный аппарат. Из состава дворца выделяется великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Создаётся дворцовая канцелярия. Постепенно из этого ко второй половине XVI века складывается приказная система и утверждается термин «приказ»[4]. Первыми приказами были Большой дворец и Казённый приказ.

     Приказное управление было более развитой и  современной формой государственного управления, по сравнению с прошлым  периодом. В приказную систему входил целый ряд приказов: разрядный, посольский, поместный и др.

     Как видно, каждый приказ ведал делами в  определённой области. Приказы делились на государственные (ведали отдельными отраслями государственного управления) и дворцовые (осуществляли дворцовое управление). Местное самоуправление до середины XVI века строилось по системе кормлений.

     Государство делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на волости. Гражданское  и военное управление находилось в ведении наместников и волостелей с их тиунами, доводчиками и приветчиками. Наместник управлял городом, а частями уезда – волостями – волостели. Делопроизводство вели дьяки и подьячие. Кормленщики были заинтересованы в личном обогащении и не могли обеспечить должного управления.

     Существовало  множество недовольных этой системой, и поэтому в середине XVI века система кормлений упраздняется. В конце XV века появились городовые приказчики, которые обладали полномочиями по управлению в области военного дела, суда, финансов. Во второй половине XVI века при Иване IV, ведшем борьбу с боярской оппозицией, начинается созыв Земских соборов – сословно-представительных органов. В это время складывается так называемая «Избранная рада» (Ближняя дума) – совет при царе. Расширяется сеть приказов, преимущественно военного характера: стрелецкий, пушкарский.

     После разделения страны на опричнину и  земщину возникают свои опричные и земские приказы, независимые  друг от друга. В городах и уездах военное управление осуществлял воевода, а гражданское – наместник. Возникают особые учреждения – избы. Главным была Съезжая (приказная) изба. Отраслевое управление осуществляли таможенная, разрядная и другие избы. Выдача с конца XV века населению отдельных уездов уставных грамот подготовила введение земского самоуправления. Земство ликвидировало наместничество, и должно было обеспечить исправность внесения населением государственных податей и выполнения государственных повинностей.

     Образование Русского централизованного государства  отразилось и на всех отраслях права. Медленно, но развивается гражданское право. Также видны нововведения в вещном, обязательственном праве. Но самые существенные изменения претерпевает уголовное право. Оно отражает обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы.

     По-новому стало трактоваться само понятие преступления. Если раньше по Русской Правде преступлением считалось нанесение ущерба конкретному человеку или его имуществу, то теперь преступление – всякое действие, которое угрожает государству или господствующему классу. Преступление именуется «лихим делом», а не «обидой», как раньше. Расширился круг субъектов права. Теперь холоп признаётся способным отвечать за свои действия. Изменяются и цели наказания. На фоне классовой борьбы оно становится основным средством устрашения, а не доходной статьёй казны. Введены новые наказания – смертная и торговая казнь; известны случаи членовредительства.

Информация о работе Образование Русского централизованного государства