Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:04, контрольная работа
«Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533 гг.).
Уже к 1462 году Московское княжество было самым сильным государственным образованием в северо-восточной Руси, но не единственным. Существовали Ростовское, Ярославское, Тверское, Рязанское княжества, а также Новгородская и Псковская республики. Кроме того, многие исконно русские земли входили в состав Великого княжества Литовского, и их возвращение было одной из задач московской политики.
1. Завершение объединения русских земель при Иване III (1462 - 1505) и Василии III (1505-1533). Освобождение от монголо-татарского ига.
2. Социально-политическое развитие Московской Руси во второй половине XV - начале XVI в.
3. Русская православная церковь и государственная власть. Теория "Москва - третий Рим".
Список использованной литературы
В акте унии было написано, что православная церковь входит в состав католической. 15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего общенациональное неприятие унии, уничтожавшей православие, избрал “митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону. Это было сделано против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не назначал глав русской церкви. Эта независимость позволила главам русской православной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а московским князьям – звание царей.
По отношению
к православному Востоку
Господствующая церковная идеология всецело подчиняла общественное сознание и обладала огромным имуществом, не удивительно что это вызывало протест, который принимал форму богословских ересей, высший пик которых приходится на XIV–XVI вв.
Великокняжеская
власть в поисках надежной идеологической
опоры не останавливалась даже перед
поддержкой еретических движений. Это
вынуждало церковь отходить от прежних
позиций. В ее рядах усилилось
брожение, зрел первый крупный раскол,
принявший формы нестяжательств
Главным идеологом нестяжательства был духовный наследник Сергия Радонежского Нил Сорский. Его учение, проповедовавшее восстановление идеала общинной жизни в монастырях, включавшее в себя принципы равенства, обязательного труда и самоотречения во имя спасения души, стояло близко к идеологическим постулатам западноевропейской церкви – спасению через труд, что заложило в Европе основы «духа» капитализма.
Однако на деле победило другое направление, представленное иосифлянством, в идеологии которого получили воплощение тенденции к стяжанию, обогащению, с одной стороны, и трезвый политический расчет, ориентация на «собирание Руси» – с другой. Их лидером был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Он, как и Нил Сорский, стоял за реформу монастырей для поднятия их авторитета. Волоцкий не считал физический труд обязательным для монахов.
Победа иосифлян означала, что главные ценности христианства – спасение души после смерти и труд как ценность были противопоставлены друг другу. Основной формой деятельности по спасению души в православии стала заупокойная молитва. В результате труд не вошел в систему духовных ценностей русского человека. Ценность личности лишилась идеологической базы и уже не могла стать ценностью номер один, что обусловило становление в качестве главной ценности государства»4.
«В начале XVI в. оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III. Согласно его взглядам, существовало два мировых христианских центра: Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», и затем Византия, которая пошла в 1439 г. на унию с католической церковью. И теперь «избрана богом» Москва – единственный законный наследник Древнего Рима; «четвертому же Риму не бывать».
Московская православная церковь, изолированная от христианского мира, который менялся, создавала особую атмосферу, пронизанную религией. Этот период в русской истории с интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси.
Вселенские настроения в «третьем Риме», согласно которым Москва единственная сохранила чистоту православия и призвана заменить погибшую Византию, усилились после принятия Иваном Грозным царского титула.
По мнению Филофея русское царство осталось единственным православным государством в мире, на нём лежит ответственность охранения Православия от внешних угроз.
Представление о России как единственном православном государстве неизбежно "влекло за собой и византийское представление о русском государе как полноправном хозяине в делах своей церкви". В этом убеждении присутствовала огромная опасность для Русской Церкви. Так как теократическое царство знает только неограниченную власть.
В последующем теория "Третьего Рима" была извращена официальной идеологией. Подверглось выхолащиванию ее духовное содержание, и всё сведено было в восхваление государственной власти, в избранничество России, но не духовное, а имперское, земное. По такой трактовке теории "Третьего Рима" - русское государство не "продолжает" духовные традиции Византии, а "заменяет" империю во времени»5.
Список использованной литературы
1 Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. - сост. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: Просвещение, 2004, 342 с.
2 Артамонов В.А., Мезенцев Е.В., Морозова Л.Е., и др. Создатели Московского государства. М., 1997, 298 с.
3 Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV- начала XVI вв. М., 1996, 367 с.
4 История России с древнейших времен до 1917 года /В.Ю.Халтурин, С.П. Боброва и др. // Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. - 2003 г. - 579 с.
5 Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции XV-XVI вв. М., 1998, 351 с.
Информация о работе Образование российского централизованного государства