Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:51, творческая работа
Предпосылки, особенности, этапы образования Российского централизованного государства. Церковь и государство.
Значительное влияние на становление самодержавия и формирование российской политической идеологии оказала Византия. В 1472г. Иван III взял в жёны племянницу последнего византийского императора Софью Палеолог. Государственным гербом становится двуглавый орёл – символ, распространенный в Византии. Падение Византии под ударами турок османов сделало Россию последним оплотом православия и способствовало определённой идеологизации верховной государственной власти. С XVI в. распространяется идея о Москве как о «третьем Риме».Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что «первый Рим» пал из-за ересей, «второй» - из-за унии с католичеством, «третий», истинно христианский Рим, стоит, «а четвёртому не бывать». Таким образом сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости, государственной мощи, а русские государи выступали хранителями веры.
- царь поставлен от Бога.
- он слуга божий, хранитель веры.
- он государь и самодержец, боговенчаный христианский царь, браздодержатель и т.д.
- строг ко всем, кто отступает от правды, но и заботлив и справедлив и к подданным и церквям, и монастырям.
- требование безоговорочного подчинения царю.
Сохранившая верность православию Россия непобедима. Возвышается над всеми странами. Могущество Рима и Византии перешло к стране, возглавляемой великим Русским князем (Московским царём).
Эта доктрина получила официальное признание.
- она никогда не служила оправданием или обоснованием каких-либо агрессий; насильственного насаждения православия
- она оправдывала
деятельность церкви под
- она выступала
против свободы суждений и
особенно против научных исследований,
объявляя единственным источником всех
знаний только «слово Бога».
Политический,
государственный
строй Руси XIV-XV вв.
Социально-экономические
отношения на Руси
в 14-15 веках.
Социальные отношения.
Сословный строй.
вотчина (право передачи
по наследству –
продаётся и покупается)
Крестьяне к XV в.делились на:
Холопы – собственность феодалов:
Посадские
люди – ремесленники и купцы
Церковь и государство.
XIII век - середина XV века. | Долгое время в период раздробленности русская Православная церковь оставалась единственной хранительницей идеи общности – консолидирующим фактором. Перенос резиденции митрополита в Москву в середине XIV века превратил её в духовный центр русских земель, что создало и предпосылки для претензий Москвы на наследство Киевской Руси. Активизируется роль церкви в политическом объединении русских земель: урегулирование конфликтов между князьями, призывы к единству, отлучение от церкви князей-сепаратистов и т.д.В период объединения земель вокруг Москвы церковь была союзником великокняжеской власти и символом единства русских земель. В целом в XIV-XV вв. взаимоотношения церкви и княжеской власти находились в состоянии равновесия. Православная церковь – правая рука княжеской власти, способствует усилению авторитета князя. |
Вторая половина XV века – XVI век. | В 1439г.
на Флорентийском соборе Константинопольская
патриархия в надежде на помощь Запада
в борьбе с натиском османов подписала
унию с католической церковью. Под унией
подписался и московский митрополит Исидор,
за что по возвращении в Москву был объявлен
Василием II и епископами еретиком и низложен.
По решению великого князя Василия II в
1448г. собором русских епископов без утверждения
патриарха русским митрополитом был поставлен
Иона. Русская Православная церковь стала
автокефальной. Влияние князя на церковь
усилилось, так как московская митрополия
с этого момента находится в прямой зависимости
от великокняжеской власти.
В 1472г. Иван III взял в жёны племянницу последнего византийского императора Софью Палеолог. Падение Византии под натиском турок-османов сделало Российское государство единственным центром православия. Распространяется идея о Москве как о «третьем Риме». После падения Константинополя в 1453г. русская церковь окончательно стала самостоятельной. Следствием этого стала большая зависимость русской церкви от московских князей. Внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен из-за обострения социальных противоречий. В XV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно опасна для церкви. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек может без посредничества церкви обращаться к Богу. Сторонники ереси были подвергнуты расправе. Самым упорным гонителем еретиков стал Иосиф Волоцкий. Он отказывался признать подчинение церкви светской власти. Одной из важнейших задач церкви считал благотворительность, что оправдывало сохранение монастырского землевладения. Оппонентами иосифлян выступили нестяжатели во главе с Нилом Сорским. Они считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться, а подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни. Обычай завещать земли монастырям приводил к постоянному росту церковных вотчин. Великим князьям же земли были необходимы для раздачи помещикам – основе их войска. Некоторое время Иван III склонен был поддерживать нестяжателей, но на церковном соборе 1503г. иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал «священство выше царства», а устои православия – условием существования самодержавия. Важным фактором усиления роли церкви выступило Татаро-Монгольское Иго на Руси, так как земли, принадлежащие монастырям и церквям, практически не страдали от натисков Золотой Орды. Во время татаро-монгольского нашествия церковь обогащалась, концентрируя в своих руках имущество, власть и могущество. В 1551г. Стоглавый собор принял решение об ограничении церковного землевладения. Церковь сохранила достаточно большие земельные владения, но их дальнейшее увеличение было поставлено под контроль государства. |
Информация о работе Образование Российского централизованного государства XIV-XVI вв