Образование киевского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:04, реферат

Описание работы

И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды
жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального
опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На
исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным,
непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости,
вободе, равенству, красоте.

Работа содержит 1 файл

Образование киевского государства.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

власти могли играть роль центрального управления, оказывать

определённое содействие местным  князьям. Складывание крупного

Древнерусского государства началось ещё в первой половинеIX в. Во

второй половине IX в. под властью  Киева объединились два крупнейших

славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия).

Несколько позднее Киевскому князю (великому, как он стал себя

титуловать) подчинились все основные восточно - славянские земли.

Древнерусское Киевское государство, образовавшись в IX в.,

просуществовало до середины XII в. Оно  занимало огромную территорию

с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам

населением: к концу X в. его земли  простирались от устья Дуная до

устья Волги и от предгорий Кавказа  до Финского залива.

Древняя Русь была одним из самых  сильных государств Европы,

имела дипломатические, торговые и  иные международные отношения со

многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с

Византией, неоднократно вынуждая её заключать договоры, по которым

русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в

Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и

Каспийскому морям. Новгород связанный  с Ганзейским союзом городов,

уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы.

Объединение восточных славян в  единое государство обеспечило

дальнейшее развитие их экономике, культуры, усилило военную мощь и

помогло укреплению международных  связей. Древняя Русь имела большое

значение в развитии трёх братских народов (русского, украинского,

белорусского), так как была первой ступенью в истории

государственности их общего предка - древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему

развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов -

землевладельцев, угнетению феодально - зависимого населения.

 

Древнерусское государство можно  охарактеризовать как

раннефеодальную монархию. Во главе  государства стоял великий князь

киевский. Его братья, сыновья и  дружинники осуществляли управление

страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных

тогда ещё во многом определялись данью с подчиненных племён,

возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым

государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с

защитой его границ: отражение набегов  кочевников -печенегов, борьба

с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

Именно с этих позиций следует  рассматривать внутреннюю и внешнюю

политику киевских великих князей.

С 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде. По традиции с этого

времени ведут начало русской государственности.

По данным летописи, в 879 г. Рюрик  умер, оставив малолетнего

сына Игоря, а власть перешла  е его родственнику Олегу.

Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных

феодальных княжеств, князья которых  находились в вассальной

зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти

киевские великие князья постарались  заменить местных князей своими

ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

Великий князь являлся старшим  по отношению к местным князям.

Он владел самым большим и  сильным княжеством. Во главе

Древнерусского государства стоял  великий князь. На раннем этапе

существования Древнерусского государства  его функции заключались

главным образом в организации  вооружённых сил, командовании ими, в

сборе дани, налаживании внешней  торговли. Затем деятельность князя

усложнилась - всё большее значение приобретала деятельность в

области управления: назначение местной  администрации, княжеских

агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство

внешними сношениями. Доходы князя  составлялись из феодальных

повинностей с его собственных  земель, дани (подати), судебных

пошлин, уголовных штрафов (вир  и продаж), других поборов.

Великий князь обязан был в своей  деятельности опираться на

совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко

определённой компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие

вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

 

4. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

 

Вокруг этого летописного исторического  предания издавна

ведутся споры. Известия летописца  стали основанием для

возникновения в XVIII в. “норманской  теории”, согласно которой

государство у славян создали норманны - скандинавские викинги,

которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории

подчёркивали мирный характер призвания  варягов славянами, якобы

создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного

монархически. Норманская теория имела  особое политическое значение

для того времени: она оправдывала  существовавшее тогда засилье

немцев в государственном аппарате России.

Зарубежные историки - норманисты также подчёркивали, что

славяне до прихода варягов жили “зверинским образом” (как сказано  в

летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность,

неспособность к историческому  творчеству. Патриотически настроенные

отечественные учёные в противовес норманистам пытались иногда

полностью отрицать как само присутствие  варягов на Руси, так и их

участие в создании древнерусской  госудасртвенности. Ряд историков,

считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу

Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования  Киевской Руси северные

племена славян и их соседи платили  дань варягам, а южные племена

находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши

варягов за море”, что привело к  междоусобице. В этих условиях

собравшиеся на совет новгородцы послали  за варяжскими князьями:

Земля наша наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да

поидите княжить и володеть нами”. Власть над Новгородом и

окрестными славянскими землями  перешла в руки варяжских князей,

старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало

княжеской династии.

Впервые норманская теория была сформулирована немецкими

учёными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашёнными для работы в

Россию в XVIII в. Горячим противником  этой теории выступал М.В.

Ломоносов.

 

Попытаемся, как говорили древние  историки, “без гнева и

пристрастия” разобраться в  этом вопросе. Какова историческая

достоверность летописного сказания?

Учёные уже доказали вымышленность  двух братьев - Синеуса и

Трувора, родственников Рюрика. Однако сам Рюрик является, по мнению

большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в

скандинавских источниках упомянут конунг (правитель) с таким

именем. А последние археологические  раскопки под Новгородом, куда,

по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов

как раз с середины IX в. Таким  образом, призвание варягов выглядит

как вполне достоверный факт. Чужеземцы  могли сыграть роль третьей

- беспристрастной - силы по отношению  к борющимся за власть

группировкам местной племенной  знати. Вполне возможно, что варяги

были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты

земель от опустошительных набегов  их же соплеменников. Но позже

наёмники вооружённым путём  захватили власть в Новгороде.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как

правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их

участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные

взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов

сколько - нибудь заметного влияния  варягов на экономические и

социально - политические институты  славян, а также на их язык и

культуру. В скандинавских сагах  Русь - страна несметных богатств, а

служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество.

Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.

Не обнаружено и каких - либо данных о колонизации Руси варягами.

Версия об иноземном происхождении  той или иной династии типична  для

древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о

призвании бриттами англосаксов и  создании Английского государства,

об основании Рима братьями Ромулом  и Ремом и т.п.

Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира - их летопись

именует “мужами”, приближёнными  Рюрика. Некоторые исследователи

считают их потомками основателя Киева - князя Кия, представителями

местной “полянской” княжеской  династии. Однако их имена, как и

имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское

происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар).

Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские

имена. Но первоначально иноземная  аристократическая верхушка,

правившая на Руси, пополнилась и  славянскими элементами -

племенными старейшинами, местными “светлыми и пресветлыми

князьями”. Одновременно происходила  быстрая славянизация

скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами

скандинавской по происхождению династии русских князей является

чисто славянское имя сына Игоря  и внука Рюрика - Святослав. А имена

последующих великих князей киевские - почти все славянские.

Важные сведения по этому вопросу  дала археология. Изучены

так называемые “дружинные курганы”, содержащие богатые погребения

древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погребальный

обряд (сожжение покойника в ладье, со строго определённым набором

украшений и оружия) постепенно изменялся  под влиянием славянских

обычаев. Данные археологические исследования позволяют утверждать,

что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской

культуры исчезают на Руси. Иными  словами, к исходу X - первой

половине XI вв. процесс славянизации скандинавов в основном

завершился.

Учёные спорят о том, каково происхождение  названия “Русь”.

Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось

(приток Днепра южнее Киева)  и дано древними славянами  -

земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово

Русь” - не славянское, а скорее всего  пришло с севера и образовано

от названия южного берега Швеции - “Руслаген”.

В истории достаточно примеров, когда  основателями правящих

династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был

первый князь - вопрос важный, но не первостепенный.

Славяне и скандинавы находились в VIII - IX вв. примерно на

одном уровне социального развития. В этих условиях викинги,

разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры,

ни государственности.

Историки обладают убедительными  доказательствами, что есть

все основания утверждать: у восточных  славян устойчивые традиции

государственности сложились задолго  до призвания варягов.

Государственные институты возникают  в результате развития общества.

Государство возникает как сила, способная сохранить порядок  и

погасить внутренние, социальные конфликты. Действия отдельных

крупных личностей, завоевания или  другие внешние обстоятельства

определяют  конкретные проявления этого процесса.

Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел

место, говорит не столько о возникновении  русской

государственности, сколько о происхождении  княжеской династии. Да

и сам летописец отметил, что  варягов призвали на княжение, -

значит, эта форма власти уже  была известна. Варяги, по летописи,

осели в уже существующих городах. Само их существование -

показатель высокого развития восточнославянского  общества.

Именно города выступают основой  формирования нового,

государственного деления славян взамен древнего, племенного.

Толчком для славянского объединения  и на севере, и на юге стала

внешняя опасность, экономической  основой - торговый путь “из варяг

в греки”, зачинателями объединения  оказались Новгород и Киев - два

важнейших восточно - славянских центра, а выполнил историческую

миссию объединения князь Олег (882 - 912 гг.), прозванный Вещим.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Как бы ни различались мнения историков, важно одно - факт

основания 862 г. в Новгороде княжеской  династии, правившей более

семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчёта

исторического времени, а объединение  под властью Олега новгородских

и киевских земель - как повторный  момент в исторических судьбах

восточных славян. По замечанию одного из отечественных историков,

сквозь красивый туман народного  сказания история видна лишь со

времён Олега”. Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег фигура не

легендарная, а историческая.

 

В современную эпоху вполне доказана научная

несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение

Древнерусского государства как  результат иноземной инициативы.

Однако её политический смысл представляет опасность и в наши дни.

Норманисты” исходят из положения  о якобы исконной отсталости

русского народа, который, по их мнению, не способен к

Информация о работе Образование киевского государства