Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:26, реферат
Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс.
Введение.........................................................................2
Глава 1. Образование казахской народности..............3-7
1.Загадка происхождения и время образования жузов…………………………………………….3-5
2.Момент возникновения Казахского улуса……5
3.Факторы, направляющие и стимулирующие появление новых структур…………………….5-7
4.Становление жузов…………………………….7
Глава 2. Образование первого казахского ханства…8-11
2.1. Значение этнополитогенеза…………………...8-9
2.2. Новый политический подъем Казахского
ханства…………………………………………..9-10
Заключение....................................................................11
Литература.....................................................................12
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Образование казахской народности..............3-7
Глава 2. Образование первого казахского ханства…8-11
2.1. Значение этнополитогенеза…………………...8-9
2.2. Новый политический подъем Казахского
ханства…………………………………………..9-10
Заключение....................
Литература....................
Введение
Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы племен. Особенности их социального и политического развития определялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства.
Примерно в
этот период появляются общественная
власть родового старшинства, и затем
власть племенных вождей. Этот период
в эпохе потестарной власти можно
назвать догосударственным
Переходной стадией
к раннегосударственному
Эпоха потестарной
власти с его догосударственными
и раннегосударственными
Казахстана испытал
сильное деструктивное
Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана вновь стали возникать этнополитические государственные образования.
С конца XV века начинается эпоха собственной династической государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства - итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии.
Цель работы заключается в следующем:
раскрыть процесс образования казахской народности.
Работа
имеет такую задачу:
показать как из образования
казахской народности
вытекает процесс образования
первого казахского
ханства.
Глава 1. Образование
казахской народности
Загадка происхождения и время образования жузов.
В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития.
Жузы являлись
специфической формой социально-политической
организации казахской
Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их отличными друг от друга.
Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками
Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов.
Всего жузов - три: Улы жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз
(Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).
Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад:
Улы жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию.
Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый последний род" Улы жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:
1) при определении места в боевом порядке;
2) при разделении военной добычи;
3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;
4) при открытии торжества;
5) при представлении
качества предлагаемого в
В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).
Известно, что впервые имя одного из жузов - Улы жуза (по терминологии источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Расспросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".
В мусульманских
источниках нигде казахские жузы
не упоминаются несмотря на то, что
источники, описывающие состояние
дел в Восточном Дешт-и-Кипчаке
в XIII - начале XVII вв. достаточно обильны
и рассказывают о множестве деталей военно-политической
и культурной жизни того времени. Из ираноязычных
и тюркоязычных сочинений мы узнаем и
имена ханов и взаимоотношения между ними,
и о набегах и войнах, и маршрутах и способах
кочевания, и даже о таких этнографических
подробностях, как, например, технология
изготовления мягких кожаных накидок.
Но когда речь заходит о территориально-
Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в
Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и
Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..."
Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени.
Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.
Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.
Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло
(восточное) и
центр. Центр войска и
Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов
(туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.
Какие же жизненные
процессы и исторические обстоятельства
XVI в. предопределили возникновение
тогда, а не ранее и не позднее
совершенно нового принципа самоорганизации
племен объединенных самоназванием казак?
Момент возникновения Казахского улуса
С момента возникновения Казахского улуса (Казахского ханства) в 1476-
71 гг. и вплоть
до начала XVII в. господствовал
только один принцип
Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак.
Первоначально
Казахский улус (Казахское ханство)
был военно-политическим союзом группы
племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся
от массы родственных племен и возглавленных
одной из ветвей династии Чингизидов.
Этническая консолидация этих племен
в рамках одного государства и под управлением
одной династии (потомков Джучида Урус-хана)
и стала тем процессом, в ходе которого
и в результате которого обозначались
новые уже не политические, а этнотерриториальные
структуры - жузы.
Факторы,направляющие и стимулирующие появление новых структур.Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых структур?
Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло- земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их степей.
Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания, “... когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.