Образование казахской народности и первого казахского ханства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:41, реферат

Описание работы

Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, очень трудно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и потом союзы племен. Особенности их общественного и политического развития определялись потребностями

Содержание

Введение 3
Глава 1. Образование казахской народности .6
Глава 2. Образование первого казахского ханства 16
Заключение .21
Библиография .24

Работа содержит 1 файл

Образование казахской народности и первого казахского ханства.docx

— 33.57 Кб (Скачать)
Образование казахской народности и первого казахского ханства
 
Оглавление

Введение 3

Глава 1. Образование  казахской народности .6

Глава 2. Образование  первого казахского ханства 16

Заключение .21

Библиография .24

Введение

Процесс образования  государственности у казахов, становления  суверенитета Республики Казахстан  протекал в многообразных формах и внутренних периодах, очень трудно и непрямолинейно, хотя это был  и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы животного  мира, предки казахов, также как и  все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и потом союзы племен. Особенности  их общественного и политического  развития определялись потребностями  естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого метода производства и вида жизни, потребностями в пастбищах  и целесообразном их распределении  по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими обществами, в защите от противников  и для расширения собственного жизненного пространства.Приблизительно в этот период возникают общественная власть родового старшинства, и потом власть племенных вождей. Этот период в эре потестарной власти можно назвать догосударственным периодом этнополитогенеза казахов.Переходной стадией к раннегосударственному периоду тут стало образование саками и массагетами племенных союзов.Эра потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными периодами подготавливала эру династической казахской государственности. Но естественный процесс складывания казахской народности и становления своей суверенности в истории Казахстана испытал мощное деструктивное действие. Такими в этнополитогенезе были массивные миграционные потоки, неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др.[2] Начавшийся тут процесс складывания надплеменной этнической общности сдерживался нашествием в сегодняшние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.

С конца  XV века начинается эра своей династической государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства[3] - результат противоречивого многовекового действия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на местности нынешней Центральной Азии. 

Глава 1. Образование казахской  народности

Одной из основных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время  образования жузов.

В силу деяния многих этнополитических и хозяйственных  факторов на местности Казахстана появились  три главных этнотерриториальных  объединения - Старший, Средний и  Младший Жузы. Существование жузов  отразило сложность процесса образования  казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые  особенности её развития.

Жузы являлись специфичной формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято именовать определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской местности. В дореволюционной исторической литературе заместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в российский язык термин орда.

Принадлежа  к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их хорошими друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными  историками Казахстана, мы попробуем  обобщить и дать характеристику каждому  из казахских жузов.

Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, либо Большой, жуз), Орта жуз (Средний, либо Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, либо Малый, жуз).

Кочевья жузов  размещались в порядке с юго-востока  на северо-запад: Улу жуз занимал  юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную местность.

Жузы получили свое заглавие не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был  самым бессчетным), но по старшинству  входивших в их состав родов. При  этом старшинство меж родами и  жузами числилось по прямой полосы: "самый последний род" Улу  жуза имел преимущество перед "Самым  старшим родом" Орта жуза и т.Д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим  наблюдениям, порядок старшинства  соблюдался:

1) при определении  места в боевом порядке;

2) при разделении  военной добычи;

3) при вступлении  в дом и рассаживании по  местам;

4) при открытии  торжества;

5) при представлении  свойства предлагаемого в гостях  и на пирах кушанья.

В XVII самом начале XVIII вв. Все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (меж 1715-1717гг.), Последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел собственного хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (разум. В 1227 г.).

понятно, что  в первый раз имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника "Казачья крупная орда") было зафиксировано в российским документе, датируемом 1616 годом и имеющим  название: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова  и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую  землю".[4]

В мусульманских  источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что  источники, описывающие состояние  дел в Восточном Дешт-и Кипчаке  в XIII - начале XVII вв. Довольно обильны и говорят о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения меж ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и методах кочевания, и даже о таковых этнографических подробностях, как, к примеру, разработка производства мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также правительство), и лишь.[5]

Над загадками  казахских жузов бились поколения  историков Казахстана, но удовлетворительного  и однозначного решения так и  не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в собственной работе "История  исследования Востока в Европе и  России" писал: "Мы не имеем чётких сведений о том, как вышло распадение этого (казахского - Т.С.) Народа на три  орды: огромную, Среднюю и Малую (либо Старшую, Среднюю и Младшую), из которых любая имела собственного хана ."[6]

сегодняшнее решение трудности не очень продвинулось с того времени. Но к настоящему времени  накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на исследовании все тех же узнаваемых науке источников для определения хотя бы общих  путей дальнейшего исследования.

большая часть  исследователей склонялись к мысли  о том, что разгадку следует находить в тех триальных системах, которые  реально существовали в далеком  прошедшем у тюркских народов  со времен гуннской империи и тюркского  каганата. [7]

Было понятно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.К. Ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные  области империи управлялись  конкретно каганом, а левое и  правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами.

Другой триальной  системой известной у старых тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной  последовательности устанавливали  брачные связи.

но обе  эти системы ни в мельчайшей степени  не могут быть соединены с тремя  казахскими жузами, т.К. Те сначало не имели значения ни для военной  организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и  верхнюю, которое в первый раз  зафиксировано в Х в. И сохранялось  вплоть до XII в., То, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а основное по характеру непревзойденно от деления казахов на три жуза.

   С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. И вплоть до начала XVII в. Господствовал лишь один принцип объединения и управления государством - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. Частенько из осколков более старых племен, включались в политическую структуру малых и огромных улусов, возглавляемых султанами (к примеру, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.П.), Во главе с ханом и сформировывали один большей улус-правительство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (к примеру, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.Д.) Либо, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак.

сначало Казахский  улус (Казахское ханство) был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и  Кипчака, отколовшихся от массы родственных  племен и возглавленных одной  из веток династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного страны и под управлением  одной династии (потомков Джучида  Урус-хана) и стала тем действием, в ходе которого и в итоге которого обозначались новейшие уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы. Первым из них была территориальная  целостность Казахского ханства  в условиях довольно долговременной военно-политической стабильности. Оставаясь  обществом кочевых племен, Казахское  ханство на рубеже XVI-XVII вв. Включило в свой состав местности с старыми центрами городской и оседло-земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их степей.Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Конкретно этот процесс кидается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. В Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания, “ . когда большая масса, возглавленная ханом и султанами, фактически непрерывно передвигалась на собственных кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.Не сходу и не повсеметно этот образ жизни заменялся другим - перекочевки маленьких семейных групп (аулов), связанных меж собой не лишь родственными, но и соседскими и другими отношениями, на ограниченных территориях с относительно маленькими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются лишь двухколесные арбы и содержатся только описания, хотя и часто, и огромных по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток.Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным конфигурацией быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах относительно устойчивых зон неизменных перекочевок. Такового рода зоны никак не совпадали с улусным (административным) либо тюменным (военным) дробление общегосударственной местности, и дела внутри этих зон не могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новейшие территориально-родовые связи требовали других регуляторов, и ими стали "огромные люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной группы кара-суйек (темная кость - ред.) Почитаемые за знания и умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, лишь и позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Конкретно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные связи, которые равномерно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и культурное общество, агрегация которого осуществлялась единственно вероятным тогда методом - через установление генеалогических и иерархических взаимоотношений меж родами и племенами, меж аульными пастбищными общинами.Новейшие структуры и их главы - бии отнюдь не стремились повредить либо нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского ханства с её улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ они обязаны были употреблять какие-то определения, выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Разумеется, таковым термином и стал жуз (практически "сто", "сотня").В первый раз этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар".Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под заглавием Йуз-Орда.Мы фактически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до таковых низов народной жизни.Становление жузов происходило не сразу, и по мнению ряда авторов быстрее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед потом и западную части Казахского ханства.Отсюда, может быть, и иерархия жузов, когда старшим и сначало влиятельным стал конкретно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши (Младший) по времени собственного проявления(хотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же равномерно, но неприклонно вело к упадку прежней социально-политической организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) нежданно нашла свое место в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств в состав русской империи) если и не полновластной, то довольно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а означает и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются на колена.Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь мощное действие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не лишь сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов.Непременно, но, что в недалеком будущем определяющая роль остается за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки равномерно станут достоянием исторического прошедшего.

Глава 2. Образование первого  казахского ханства

Процесс образования  казахской народности в XIV-XV вв. В основном завершился.

В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на местности нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить необыкновенную значимость действия тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основоположника династии казахских ханов Урус-хана[12] - Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого действия в том, как отмечают казахские историки[13], что оно ускорило процесс сложения казахской народности в итоге выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было тут популяция к началу XY столетия, известное под общим собирательным заглавием узбеки.

Из Узбекского улуса выделились и перешли в  Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. Человек, которые  составляли в Дешт-и Кыпчаке популяция  улусов потомков Урус-хана. Дневние  рода жалаир, найман, алчин, кипчак и  др. Стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное  слово “казак”, сначало обозначавшее - свободный, скиталец, изгнанник либо группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности  и противостоящие ей, получило этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и совсем стали  называться, правда, ни без субъективных видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся  на земле Семиречья, положило начало развитию фактически казахской государственности, а термина “казак” и “узбек”  стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного  уже собственного рода политическими  границами.

Вплоть до погибели последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в 1718 году и перевоплощения трех казахских  жузов в самостоятельные ханства  в эре казахской государственности  этот отрезок времени можно выделить как практически 300-летний период централизованного  этнополитического объединения  казахов, которое являлось ничем  другим, как государством. В этот период, к примеру, в ханство отпрыска Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) Под  одной его властью был объединен  в эль, один люд более миллиона казахов.[14] К этому времени относятся  общие для них узаконения : “Касыма  праведный путь” (XYI в.), Служившее главным законом; “Семь узаконений” хана Тауке (вторая половина XYII в., Закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов.

К этому  же периоду этнополитогенеза относится  внешнеполитическое становление правосубъектности  казахского страны, в частности, можно  привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) Дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские дела, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не позже 90-х годов XYI века ”[15] В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе.

Наследственная  ханская власть периода централизованного  этнополитического объединения  казахов заключалась в верховном  праве распоряжения всей территорией  казахских улусов, распределении  им пастбищ и маршрутов кочевок, аква источников[16], в организации  их вооруженной защиты, в праве  издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими  государствами, объявлял войну и  мир, заключал союзы.

Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей  в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Раз в год созывались курултаи (народные собрания) из числа  аристократов - старейшин и правителей родов, султанов - для решения вместе с ханом общегосударственных  дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный  орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в различие от султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.[17]

Войско казахского ханства формировалось из вооруженных  отрядов ханов, султанов, биев и народного  ополчения. Каждый род, жуз имели  свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под  одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Публичные дела регламентировались ханскими установлениями, адатом (обыденное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора веков ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан.

Активная  внешняя политика страны, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, в особенности  при Касымхане в начале XYI в., Потом сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. Происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами.

Ханская власть того периода хоть и достигла в  известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, но элемент относительности  в централизацию данной власти привносили борьба за власть султанов различных  улусов и фактически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти причины препятствовали формированию такового нужного элемента в становлении  гос власти казахского ханства, как  организация населения по территориальному принципу. Основой государственности  оставалась родовая организация  населения, ацикличный характер скотоводческого  хозяйства и кочевой образ  жизни не обеспечивали нужной стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности.

С нач. XYIII в. Участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.

В трудной  экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в  состав России, которое длилось около 150 лет.

но, это уже  другой период в эре династической  государственности казахов, который  просит отдельного разговора.

Заключение

Завершая  исследование вопросов о зарождении казахской народности и государственности  в Казахстане, хочется сказать  о том значении, какое имеет  понимание данного вопроса в  деле становления гос независимости  республики сейчас.

16 декабря  1991 года принимается Закон Республики  Казахстан о независимости (имеющего  силу Конституционного Закона). Объявив  о собственной независимости,  Республика Казахстан стала представлять  собой политически самостоятельное  правительство с многонациональным  укладом, с единым монолитным  организмом. 1995 Г. 30 Августа на всенародном  референдуме принимается сейчас  работающая Конституция Республики  Казахстан.

В настоящее  время в республике происходит интенсивный  рост числа совместных компаний, открываются  консульства огромнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных  ресурсов и переработки сырья  и материалов, внедрение прогрессивных  технологий в аграрной сфере и  т.Д.

Богатые природные  ресурсы Казахстана, социальная и  политическая стабильность в республике делают этот регион одним из более  привлекательных для вложения иностранного капитала посреди республик бывшего  русского Союза.

Республика  Казахстан стала полноправным членом мирового общества, получив признание  и поддержку абсолютного большинства  стран мира. На сейчас Казахстан  признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические  дела. Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с более  знатными международными структурами. В их числе ООН, Европейское общество, интернациональный и Европейский  банки реконструкции и развития, интернациональный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ  и др. Республика присоединилась более  чем к 40 интернациональным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних договоров  и соглашений.

В 1997 г. Принято  решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с  геополитическими, экономическими причинами  развития Казахстана.

Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации стратегического  развития Казахстана до 2030 года".

Политическое  утверждение Казахстана сейчас неразрывно связана с его политическим прошедшим. Поскольку, как видно из настоящей  работы, Казахстан издавна был  свободным государством, а временный его альянс с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость.

Библиография

1. Гумилев  Л.Н. Старая Русь и Великая  Степь. М., 1989. С. 43.

2. История  Казахстана с древнейших времен  и до наших дней. Очерк / Под  ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

3. Гумелев  Л.И. Старая Русь и Великая  степь. М., 1989.

4. Асфендилов  С. Д. История Казахстана с  древнейших времен. Алма-Ата, 1993.

5. Гумилев  Л.И. Древние тюрки. Л., 1968

6. Шакарим  Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.

7. Карамзин  Н.М. Предания веков М. 1988. С  195.

8. Утемиш-хаджи.  Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод,  транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.

9. Абусеитова  М.Х. Казахское ханство во второй  половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.

10. Кляшторный  С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись  трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.

11. Басин  В.Я. Россия и казахские ханства  в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.

12. Еенов  А.Е. Возникновение и развитие  социалистических земельных правоотношений  в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

[1] Гумилев  Л.Н. Старая Русь и Великая  Степь. М., 1989. С. 43.

[2] Там же, С. 15.

[3] История  Казахстана с древнейших времен  и до наших дней. Очерк / Под  ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

[4] Гумелев  Л.И. Старая Русь и Великая  степь. М., 1989.

[5] Асфендилов  С. Д. История Казахстана с  древнейших времен. Алма-Ата, 1993.

[6] Гумилев  Л.И. Древние тюрки. Л., 1968.

[7] Шакарим  Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.

[8] Карамзин  Н.М. Предания веков М. 1988. С  195.

[9] Кляшторный  С.Г. , Султанов Г.И. Казахстан:  летопись трех тысячелетий. Алма-Ата.  С. 276.

[10] Толыбеков  С.Е. Кочевое общество казахов  в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506.

[11] История  Казахстана с древнейших времен  и до наших дней. Очерк / Под  ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993.

[12] Утемиш-хаджи.  Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод,  транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.

[13] Абусеитова  М.Х. Казахское ханство во второй  половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.

[14] Кляшторный  С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись  трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.

[15] Басин  В.Я. Россия и казахские ханства  в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.

[16] Еенов  А.Е. Возникновение и развитие  социалистических земельных правоотношений  в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

[17] Зиманов  С.З. Публичный строй казахов  первой половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184.

Информация о работе Образование казахской народности и первого казахского ханства