Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:41, реферат
Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, очень трудно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и потом союзы племен. Особенности их общественного и политического развития определялись потребностями
Введение 3
Глава 1. Образование казахской народности .6
Глава 2. Образование первого казахского ханства 16
Заключение .21
Библиография .24
Образование казахской народности и первого казахского ханства |
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Образование казахской народности .6 Глава 2. Образование первого казахского ханства 16 Заключение .21 Библиография .24 Введение Процесс образования
государственности у казахов, становления
суверенитета Республики Казахстан
протекал в многообразных формах
и внутренних периодах, очень трудно
и непрямолинейно, хотя это был
и есть единый исторический процесс.
Пройдя гипотетическую “стадию дикости”,
когда доминировали законы животного
мира, предки казахов, также как и
все человечество, самоорганизовались
в родовые и племенные общины
и потом союзы племен. Особенности
их общественного и политического
развития определялись потребностями
естественного для данной географической
и климатической среды С конца
XV века начинается эра своей династической
государственности казахов с образованием
в 1470 г. Казахского ханства[3] - результат
противоречивого многовекового действия
и взаимопроникновения политических и
этносоциальных действий, происходивших
на местности нынешней Центральной Азии. Глава 1. Образование казахской народности Одной из основных
загадок казахской истории В силу
деяния многих этнополитических и хозяйственных
факторов на местности Казахстана появились
три главных Жузы являлись
специфичной формой социально-политической
организации казахской Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их хорошими друг от друга. Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов. Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, либо Большой, жуз), Орта жуз (Средний, либо Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, либо Малый, жуз). Кочевья жузов
размещались в порядке с юго- Жузы получили свое заглавие не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым бессчетным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство меж родами и жузами числилось по прямой полосы: "самый последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта жуза и т.Д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: 1) при определении места в боевом порядке; 2) при разделении военной добычи; 3) при вступлении в дом и рассаживании по местам; 4) при открытии торжества; 5) при представлении
свойства предлагаемого в В XVII самом начале XVIII вв. Все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (меж 1715-1717гг.), Последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел собственного хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (разум. В 1227 г.). понятно, что в первый раз имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника "Казачья крупная орда") было зафиксировано в российским документе, датируемом 1616 годом и имеющим название: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".[4] В мусульманских
источниках нигде казахские жузы
не упоминаются несмотря на то, что
источники, описывающие состояние
дел в Восточном Дешт-и Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в собственной работе "История исследования Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем чётких сведений о том, как вышло распадение этого (казахского - Т.С.) Народа на три орды: огромную, Среднюю и Малую (либо Старшую, Среднюю и Младшую), из которых любая имела собственного хана ."[6] сегодняшнее
решение трудности не очень продвинулось
с того времени. Но к настоящему времени
накопилось достаточное количество
наблюдений, обоснованных на исследовании
все тех же узнаваемых науке источников
для определения хотя бы общих
путей дальнейшего большая часть исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует находить в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошедшем у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата. [7] Было понятно,
что организация войска и связанного
с ним административного Другой триальной системой известной у старых тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи. но обе эти системы ни в мельчайшей степени не могут быть соединены с тремя казахскими жузами, т.К. Те сначало не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое в первый раз зафиксировано в Х в. И сохранялось вплоть до XII в., То, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а основное по характеру непревзойденно от деления казахов на три жуза. С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. И вплоть до начала XVII в. Господствовал лишь один принцип объединения и управления государством - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. Частенько из осколков более старых племен, включались в политическую структуру малых и огромных улусов, возглавляемых султанами (к примеру, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.П.), Во главе с ханом и сформировывали один большей улус-правительство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (к примеру, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.Д.) Либо, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения - термином казак. сначало Казахский
улус (Казахское ханство) был военно-политическим
союзом группы племен Восточного Дешт-и
Кипчака, отколовшихся от массы родственных
племен и возглавленных одной
из веток династии Чингизидов. Этническая
консолидация этих племен в рамках
одного страны и под управлением
одной династии (потомков Джучида
Урус-хана) и стала тем действием,
в ходе которого и в итоге которого
обозначались новейшие уже не политические,
а этнотерриториальные Глава 2. Образование первого казахского ханства Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. В основном завершился. В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на местности нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить необыкновенную значимость действия тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основоположника династии казахских ханов Урус-хана[12] - Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого действия в том, как отмечают казахские историки[13], что оно ускорило процесс сложения казахской народности в итоге выделения и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было тут популяция к началу XY столетия, известное под общим собирательным заглавием узбеки. Из Узбекского улуса выделились и перешли в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. Человек, которые составляли в Дешт-и Кыпчаке популяция улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово “казак”, сначало обозначавшее - свободный, скиталец, изгнанник либо группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности и противостоящие ей, получило этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели самоназвание и совсем стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию фактически казахской государственности, а термина “казак” и “узбек” стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже собственного рода политическими границами. Вплоть до
погибели последснего казахского хана
Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в
1718 году и перевоплощения трех казахских
жузов в самостоятельные К этому
же периоду этнополитогенеза относится
внешнеполитическое становление правосубъектности
казахского страны, в частности, можно
привести пример самостоятельного установления
по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.)
Дипломатических отношений Наследственная
ханская власть периода централизованного
этнополитического объединения
казахов заключалась в Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Раз в год созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов, султанов - для решения вместе с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в различие от султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.[17] Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Публичные дела регламентировались ханскими установлениями, адатом (обыденное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора веков ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан. Активная внешняя политика страны, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, в особенности при Касымхане в начале XYI в., Потом сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей. Во 2-й половине XYI в. Происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами. Ханская власть
того периода хоть и достигла в
известной степени С нач. XYIII в. Участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость. В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое длилось около 150 лет. но, это уже другой период в эре династической государственности казахов, который просит отдельного разговора. Заключение Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет понимание данного вопроса в деле становления гос независимости республики сейчас. 16 декабря
1991 года принимается Закон В настоящее
время в республике происходит интенсивный
рост числа совместных компаний, открываются
консульства огромнейших Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из более привлекательных для вложения иностранного капитала посреди республик бывшего русского Союза. Республика
Казахстан стала полноправным членом
мирового общества, получив признание
и поддержку абсолютного В 1997 г. Принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года". Политическое утверждение Казахстана сейчас неразрывно связана с его политическим прошедшим. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным государством, а временный его альянс с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость. Библиография 1. Гумилев Л.Н. Старая Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43. 2. История
Казахстана с древнейших 3. Гумелев Л.И. Старая Русь и Великая степь. М., 1989. 4. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. 5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968 6. Шакарим
Кудайберды-улы. Родословная 7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. 8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. 9. Абусеитова
М.Х. Казахское ханство во 10. Кляшторный
С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: 11. Басин
В.Я. Россия и казахские 12. Еенов
А.Е. Возникновение и развитие
социалистических земельных [1] Гумилев Л.Н. Старая Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43. [2] Там же, С. 15. [3] История
Казахстана с древнейших [4] Гумелев Л.И. Старая Русь и Великая степь. М., 1989. [5] Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. [6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968. [7] Шакарим
Кудайберды-улы. Родословная [8] Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. [9] Кляшторный
С.Г. , Султанов Г.И. Казахстан:
летопись трех тысячелетий. [10] Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506. [11] История
Казахстана с древнейших [12] Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. [13] Абусеитова
М.Х. Казахское ханство во [14] Кляшторный
С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: [15] Басин
В.Я. Россия и казахские [16] Еенов
А.Е. Возникновение и развитие
социалистических земельных [17] Зиманов С.З. Публичный строй казахов первой половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184. |
Информация о работе Образование казахской народности и первого казахского ханства