Образование и расцвет древнерусского государства - Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Свыше одиннадцати веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки - Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически державам средневековья.

Содержание

1) Введение……………………………………………………………...2
2) Предпосылки образования восточнославянского государства…...3
3) Возникновение, становление и расцвет Киевской Руси…………..5
4) Выводы………………………………………………………….…..15
5) Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Образование и расцвет.docx

— 36.21 Кб (Скачать)

Второй поход Святослава на Болгарию не имел успеха. Возвращаясь в Киев, Святослав погиб в бою с печенегами.

Между его сыновьями началась борьба за власть. Олег и Владимир не желали признавать брата верховным князем. В свою очередь Ярополк решил укротить братьев и стать единовластным обладателем Руси. С этой целью он в 977р. отправился с войском на Овруч. Олег проиграл ему битву и погиб. Владимир не стал ожидать, пока Ярополк нападет на него. Он набрал войско из варягов и в 978г. двинулся на Киев. В короткой войне между братьями Ярополк погиб, и 11 июня того года, по свидетельству автора середины ХІ в. Иакова Мниха, Владимир стал князем в Киеве.

     Перестройка государства Владимиром Святославовичем.

Историки характеризуют  государство времен Владимира как  раннефеодальную монархию. Это определение  в значительной мере является условным. Значение выдающейся фигуры Владимира  заключается в том, что своей  деятельностью он будто соединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.

Если Святослав искал  славы в битвах, то его сын Владимир - в мирной перестройке государства. В 988 г. Владимир продолжил административную реформу отца, отстранил от власти племенных вождей, а на их место посадил собственных сыновей. В отдаленные земли князь отправил своими наместникам верных ему бояр. Он становится верховным обладателем в стране. И с тех пор Киевская Русь становится объединенным государством.

Во время правления  Владимира завершился процесс составления государственной территории, определились ее границы, которые в целом совпадали с этническими рубежами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь достигала междуречья Оки и Волги, на западе - Днестра, Карпат, Западного Бугу, Немана, Западной Двины, на севере - Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге - Дона, Росы, Суллы и Южного Бугу.

На протяжении ІХ - первой трети ХІІ в. государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Давней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева, в Средней Наднепрянщине. Вскоре по утверждению в Киеве Владимир начал строительство городской крепости площадью примерно 10га.

Князь прилагал огромные усилия к укреплению рубежей государства. В конце Х в. была создана огромная по размеру, сложная и разветвленная система валов (валы протягивались почти на тысячу км.), крепостей, укрепленных городов, что должна была защитить Русь от печенегов.

Владимира можно назвать  первым реформатором на Руси. Кроме  административной он провел и судебную реформу. В летописи Нестора читаем, что Владимир вместе с дружинниками заботился о “Уставе земляном”, речь шла о выработке закона, что регулировал бы правовые отношения в обществе. Родоплеменное общество стало перерастать в раннефеодальное.

Годы княжения Владимира  в Киеве кое-кто из историков  называет богатырскими сутками в  истории Киевской Руси. Тогда успешно  и быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая  и самобытная культура ее народа, а победоносные успехи русского оружия прославили страну на весь средневековый мир.

                                            Крещение Руси

“Выбор веры”, сделанный 988 году князем Владимиром Святославовичем, не кажется случайным. К византийской орбите молодое русское государство подталкивали и традиционное притяжение, и экономическо-торговые интересы, издавна соединенные путем из варяг в греки, и общеполитические расчеты.

Крещение Владимира и его женитьба на сестре византийского императора ввело его в христианскую семью европейских правителей.

Весной  990г. князь с молодой женой вернулся в Киев и принялся насаждать христианство. Коренным образом изменяется и судьба Руси . Владимир сначала крестит киевлян — для этого все жители Киева загоняются в Днепр. Новгород крестился огнем и мечом. В связи с христианизацией русского населения, существенно изменяется его быт. Православная форма христианства российского государства, устоявшаяся на такой огромной территории, в дальнейшем становится ведущей в православном мире. Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии всей восточнославянской цивилизации. Все это произошло в том числе и благодаря жене великого князя. Русские люди неохотно отказывались от веры родителей и дедов. Поэтому христианизация Руси растянулась на несколько веков. Но решающий шаг на том пути был сделан.

Внедрение христианства на Русь имело позитивные последствия. Оно укрепило авторитет и власть князя, способствовало перестройке государства. Значительный толчок дала новая идеология подъему древнерусской культуры. Лишь со времени “крещения Руси” в ней распространились письменность и княжество. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Внедрение христианского вероучения сделало возможными равноправные и плодотворные взаимоотношения между ней и Византией, Германией и другими государствами.

Во времена княжения Владимира  Святославовича завершается второй этап в составлении государственности на Руси. Третий, заключительный, этап приходится на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054г.).

    

 

        Завершение формирования государства Ярославом Мудрым.

           После смерти Владимира, между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав 1015г. Стал князем в Киеве. Во время первого княжения (1015-1018г.) ему пришлось отбивать нападение на Киев многочисленного войска степняков. В 1018 г. Святополк захватил Киев, и зимой 1018-1019 г. Ярослав выбил его из города и та утечка к печенегам. Весной в 1019 г. Святополк напал на Русь вместе с печенежской ордой. Ярослав вышел победителем из этой битвы. Он понимал губительность для Руси межкняжеских дрязг. Поэтому договорился с братом Мстиславом, что княжил в Чернигове, о распределении сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячислава силой вынудил к повиновению, однако оставил тому полоцьке княжество. Ярослав приложил много усилий к возобновлению централизованного государства, что ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторжений печенегов. Он продолжил деятельность отца относительно фортифицирования южных рубежей государства.

В Ярослава, как и у  его предшественников, главным направлением внешней политики был южный. Киевская Русь имела резвые дипломатические  отношения с Германской империей.

В 1048 г. король Франции Генрих II посватался к дочери Ярослава Анне. Брак был заключен, вероятно, в 1049г. Другая дочь Ярослава - Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Сурового, а еще одна - Анастасия обручилась с венгерским королем Андреем І. Все это принесло большой международный авторитет Древнерусскому государству.

Уделяя плотное внимание внешней политике, Ярослав не забыл  и о внутренних делах. Князь приложил много усилий для создания новых  и перестройки существующих городов, в первую очередь Киева.

Главным храмом государства, ее наиболее торжественным и высокохудожественным сооружением стал Софийский собор, построенный в 20-30 гг. ХІ в.

Во времена княжения Ярослава завершилось строительство Древнерусского государства. Был окончательно сломан местный сепаратизм, стабилизировались  государственная территория и границы, усовершенствовался государственный  аппарат. Полюдье все больше заменялось мягче, более передовыми формами  дани, что отвечало прогрессирующей  феодализации общества. Приблизительно в 1037 г. князь выступил инициатором  проведения кодификационных работ  в Киеве, благодаря чему появился первый письменный сборник норм древнерусского права “Русская Правда”. В годы правления Ярослава интенсивно развивались земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, значительно оживилась внутренняя и международная торговля.

С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, в первую очередь книг. Вокруг Ярослава сложился кружок из представителей интеллектуальной древнерусской элиты.

Во время правления Ярослава Владимировича  Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущества, встав в ряд с главными странами средневекового мира: Византией и Германской империей. Но его сыновья не смогли поддержать государство на том уровне, на который оно возвысилось во время правления их деда и отца.

 

 

 

                                                 

                                              Выводы

          Киевская Русь была могучим государством средневековой Европы, которая играла большую роль, как в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование большого и сильного Древнерусского государства содействовало общественно-экономическому, политическому и культурному развитию восточных славян, значительно усиливало их в борьбе с внешними врагами.

Экономическое и военное  могущество, активные выступления на международной арене выдвинули  ее в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения  степных кочевников, Русь сыграла  роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя  Русь имела большой авторитет  и влияние на международной арене и ее вмешательства в тот или иной конфликт бывало достаточно чтобы сдержать его.

Киевская Русь имела высокий  уровень экономического развития. Высокопродуктивными  были земледелие и скотоводство, ремесла  и промыслы, а энергичные и богатые  русские купцы были известны чуть ли не во всем мире. Русские люди создали многодуховную и материальную культуру.

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

                                          Список литературы.

 

1. Гордиенко НС. «Крещение  Руси»: факты против легенд  и мифов. Л., 1986.

2. Греков Б. Д. Киевская  Русь. М., 1953.

3. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.

4. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название «русь» в этнокультурной истории русского государства.// Вопросы истории. 1989. №8.

5. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

 


Информация о работе Образование и расцвет древнерусского государства - Киевской Руси