Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:23, контрольная работа
Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и руссами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархв
I. Происхождение восточных славян
По
вопросу о происхождении
Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и руссами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом руссов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства - Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от руссов, якобы это зашифрованное имя руссов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. В.О.Ключевский, следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Академик А.А.Шахматов, чье мнение поддерживает также Л.Н.Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша. Б.А.Рыбаков, отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течении бронзового века, эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности ,указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам ,хотя скифы совершенно не знали земледелия. Академик признает, что проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые следуют историки лингвисты, антропологи и археологи. Cам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли именовать себя в отличии от иных народов, речь которых они не понимали ( немцы ). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Известно, что арабы в VII-VIII вв.называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. неарабами, буквально немыми, бессловесными ( немцами ). Позже такой термин стал применяться исключительно к иранцам. Любопытно, что согласно Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма эрудированному писателю, славяне назывались прежде спорами, а у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы. Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада - германцы и , кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название «славяне» ( словене ). Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы.
II.Территория расселения славян
Есть
все основания полагать, что ареал
расселения, которые славян, как
доказано лингвистами, отделились от родственных
им балтов в середине первого тысячелетия
до н.э.(во времена Геродота), был
весьма невелик. Учитывая, что никаких
известий о славянах до первых веков
н.э. в письменных источниках нет, а
эти источники, как правило, исходили
из районов Северного
Первые упоминания о венедах, первые известия о венедах а именно так называли ранние источники праславян,- появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика ( нынешних Венгрии и Австрии ). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе - венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по им нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I-II вв. н.э. была населена разными народами - германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия )получила название от кельтского племени бойев однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы, а где-то за ними ( на северо-востоке ) обитали венеды Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов( но не финнов и современных эстов ).Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши , Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины ( Волыни и Полесья ).А данные Птолемея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птолемея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян.
Восточные славяне расселялись главным образом вдоль рек, вокруг озер. В среднем течении Днепра, в бассейне Днестра, между Припятью и Западной Двиной, в бассейне Верхней Оки, Западной Двины, по р. Сож, в районе Чудского и Ильменского озер жили племена полян, северян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян — всего около 15 сложившихся впоследствии крупных племенных союзов.
III.Занятия славян
Основным занятием восточных славян в степной и лесостепной полосе было земледелие, в лесных районах — охота, рыболовство. У восточных славян собственность на землю, орудия труда и домашний скот сложилась не в рамках государства, а в период перехода к классовому обществу. Земледелие являлось основной отраслью хозяйства. Роль земледелия в жизни восточных славян проявлялась и в названиях земледельческих культур. Так, нива называлась жизнью, а основная земледельческая культура — житом. Совершенствование орудий труда происходило именно в сфере земледелия.
Славяне
пользовались сохой с железным наконечником
(сошник), серпом, мотыгой. Основными
сельскохозяйственными
Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков продуктов, которые употреблялись славянами для обмена с соседними племенами и иноземными народами. На этой основе возникали торговые связи восточных славян, складывавшиеся вокруг будущих градов и городищ, а также торговые отношения с Византией. Развивалось ремесло — производство орудий труда, оружия, украшений, в котором специализировались определенные группы мастеров-ремесленников (кузнецы, гончары и др.).
IV.Общественный строй восточных славян
Родовая
община продолжала еще играть определенную
роль. Родовая знать, т. е. старейшины,
жрецы, военачальники-князья, являлись
выборными. Большую роль играла языческая
религия, которая отражала отношение
славян к стихийным силам природы.
Отсюда — культ бога неба и огня
Сварога и его сыновей
В VI в.
анты совершили несколько походов
на Византию. Факты многолетних походов,
совершенных многочисленными
В IV в. н. э. восточные славяне вступили в стадию разложения родовых отношений.
Появление
излишков продуктов труда, развитие
обмена между различными племенами
привело к возникновению
Однако у славян рабовладение, сопутствующее этим изменениям, не стало основным способом производства. Славяне, так же как и некоторые другие народы Центральной Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем развитии рабовладельческую стадию.
Рабовладельческий способ производства в Европе уже изжил себя. Рабский труд стал непроизводительным, не стимулирующим дальнейший прогресс общества.
У земледельческих восточнославянских племен рано сложившаяся общинная собственность на землю определяла все отношения между членами общины. Родовая община превращалась в соседскую, территориальную (мир, вервь), основой которой являлись поземельные отношения.
Процесс
разложения родового строя у славян
совпал с разложением
Известны значительные объединения славян этого периода во главе с князьями. Легендарный Бож, Кий (основатель Киева) и его братья Щек и Хорив упоминаются в источниках того времени. В арабских источниках VIII в. упоминаются и славянские княжества, такие, как Куявия (вокруг Киева), Славия, Артания. Возникали новые отношения, предпосылки для объединения, новые черты внутри родовой организации славян.
V. Образование государства у восточных славян
Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная форма государства у восточных славян. Социальной базой его возникновения был процесс классообразования в результате разложения первобытнообщинного строя. Оно возникло как племенное объединение, в котором власть князя не располагала сначала сильным административным или военным аппаратом. В течение некоторого времени в раннефеодальном государстве сохранялись пережитки родового строя — элементы военной демократии, вече и кровнородовая месть.
Образование
государства у восточных славян
связано с ростом производительных
сил, выразившимся в дальнейшем распространении
и совершенствовании
Выделившаяся в VIII—IX вв. родоплеменная знать обладала значительными имущественными привилегиями. Кроме того, в ее руках находилась передаваемая по наследству власть. Отдельные союзы племен все чаще упоминаются как княжества. Князь, обладая вооруженными отрядами (дружинами), стремился подчинить себе всех жителей своего и соседних княжеств, обложить их данью. В этом он находил полную поддержку родоплеменной знати. Знать постепенно наступала на землю общины, отбирая у ее членов наиболее удобные, плодородные земли.
Для подавления сопротивления земледельцев использовались дружина во главе с князем и складывавшийся административный аппарат. Захваченная у общинников земля становилась собственностью князя, дружинников, племенной знати. Бывшие свободные общинники, а также пленные вынуждены работать на этих землях, или получали участки этой земли в личное пользование. За пользование землей общинники-смерды должны были отдавать владельцу земли (феодалу) часть урожая (натурой).
Труд
смерда, заинтересованного в
Важное значение приобретала охрана имущества, земель и власти феодалов от возможных выступлений экономически притесняемых смердов и от внешних врагов. Феодал нуждался в вооруженной защите своих экономических и социальных привилегий, поэтому он признавал свою зависимость от сильного князя, который должен был оградить его интересы от посягательства смердов и внешних нападений. Так постепенно возникал специальный аппарат, главной целью которого было подавление эксплуатируемых масс, обеспечение неприкосновенности богатств и власти феодалов.
Если
в начале процесса образования
государства землевладельцы
Образование древнерусского государства представляло собой объективное завершение процесса складывания феодальных отношений и господствующего класса этого общества.
Во второй половине IX — начале X в. новгородский князь Олег объединил под своей властью Новгород, Киев, радимичей и ряд других славянских племенных союзов и стал называться великим киевским князем. Объединенные им племена обязаны были платить ему дань и поставлять воинов в его дружину.
Созданное
таким образом раннефеодальное
государство, державшееся на военной
силе великого киевского князя, называлось
Киевской Русью и существовало с
IX по XII в., представляя собой первое
крупное государственное
Феодальный
характер древнерусского государства
Киевская Русь был совершенно очевиден.
Объединение в государство
Информация о работе Образование государства у восточных славян