Образование государства у восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и руссами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархв

Работа содержит 1 файл

I.docx

— 28.84 Кб (Скачать)

I. Происхождение восточных славян

По  вопросу о происхождении восточных  славян существует много различных  представлений.

Летописец Нестор считал, что первоначально  славяне жили в Центральной и  Восточной Европе примерно от Эльбы  до Днепра и лишь в первых веках  нашей эры заселили бассейн Дуная  и Балканский полуостров Наиболее распространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила свое отражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в  следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между  славянами и руссами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом руссов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства - Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от руссов, якобы это зашифрованное имя руссов. Славяне же гораздо менее древний народ,  относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру. В.О.Ключевский, следует известиям готского историка Иордана: первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Академик А.А.Шахматов, чье мнение поддерживает также Л.Н.Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша. Б.А.Рыбаков, отвергая все названные и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее, в период неолита и в течении бронзового века, эти племена стали расселяться, связь между ними ослабевала и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создались языковые группы, отражавшие уже иную группировку древних племен. Предков славян предположительно найти среди племен бронзового века, населявших бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян  по языку на западных и восточных славян. По всей вероятности ,указывает Рыбаков о предках славян говорит Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам ,хотя  скифы совершенно не знали земледелия. Академик признает, что проблема происхождения  славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые следуют историки лингвисты, антропологи и археологи. Cам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли именовать себя в отличии от иных народов, речь которых они не понимали ( немцы ). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Известно, что арабы в VII-VIII вв.называли все прочие народы, не понимавшие их языка, аджамами, т.е. неарабами, буквально немыми, бессловесными ( немцами ). Позже такой термин стал применяться исключительно к иранцам. Любопытно, что согласно Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма эрудированному писателю, славяне назывались прежде спорами, а у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы. Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада - германцы и , кажется, восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные  наименования. И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название «славяне» ( словене ). Знакомясь с древнейшими описаниями нашей страны, мы вплоть до первых столетий нашей эры не найдем в них даже упоминания имени славян Прежде всего восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менее существенное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянских народов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились и у их потомков. Именно в сфере материальной  культуры, а также такого элемента культуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такими близкородственными народами, как русские и украинцы.

II.Территория расселения славян

Есть  все основания полагать, что ареал  расселения, которые славян, как  доказано лингвистами, отделились от родственных  им балтов в середине первого тысячелетия  до н.э.(во времена Геродота), был  весьма невелик. Учитывая, что никаких  известий о славянах до первых веков  н.э. в письменных источниках нет, а  эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада.

Первые  упоминания о венедах, первые известия о венедах а именно так называли ранние источники праславян,- появились  только тогда, когда римляне в  своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика ( нынешних Венгрии и Австрии ). Не случайно первыми о венедах упоминают  Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе - венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские  и греческие писатели не могли  даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или  к сарматам, склоняясь, правда, к  большей близости венедов по им нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I-II вв. н.э. была населена разными  народами - германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия )получила название от кельтского племени бойев  однако во времена Тацита и позже  здесь поселились германцы, а где-то за ними ( на северо-востоке ) обитали  венеды Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов  и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов( но не финнов и современных эстов ).Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной  Польши , Юго-Западной Белоруссии и  Северо-Западной Украины ( Волыни и  Полесья ).А данные Птолемея (второй век н.э.) уже позволяет расширить  предел обитания славян, включив в  них северное Прикарпатье и часть  побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне  оттеснили или ассимилировали  какую-то часть других этносов, но скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птолемея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян.

Восточные славяне расселялись главным  образом вдоль рек, вокруг озер. В  среднем течении Днепра, в бассейне Днестра, между Припятью и Западной Двиной, в бассейне Верхней Оки, Западной Двины, по р. Сож, в районе Чудского и  Ильменского озер жили племена полян, северян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян — всего около 15 сложившихся впоследствии крупных племенных союзов.

III.Занятия славян

Основным  занятием восточных славян в степной  и лесостепной полосе было земледелие, в лесных районах — охота, рыболовство. У восточных славян собственность  на землю, орудия труда и домашний скот сложилась не в рамках государства, а в период перехода к классовому обществу. Земледелие являлось основной отраслью хозяйства. Роль земледелия в  жизни восточных славян проявлялась  и в названиях земледельческих  культур. Так, нива называлась жизнью, а основная земледельческая культура — житом. Совершенствование орудий труда происходило именно в сфере  земледелия.

Славяне пользовались сохой с железным наконечником (сошник), серпом, мотыгой. Основными  сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Все большее распространение  получало пашенное земледелие. Появился плуг с железным лемехом, В VI—IX вв. пашенное земледелие продвинулось на север. В  лесных районах сохранялось подсечное  земледелие. Наряду с земледелием  развивалось скотоводство (коровы, лошади, козы, свиньи).

Совершенствование орудий труда привело к появлению  излишков продуктов, которые употреблялись  славянами для обмена с соседними  племенами и иноземными народами. На этой основе возникали торговые связи восточных славян, складывавшиеся вокруг будущих градов и городищ, а также торговые отношения с  Византией. Развивалось ремесло  — производство орудий труда, оружия, украшений, в котором специализировались определенные группы мастеров-ремесленников (кузнецы, гончары и др.).  

 

IV.Общественный строй  восточных славян

Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая  религия, которая отражала отношение  славян к стихийным силам природы. Отсюда — культ бога неба и огня Сварога и его сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношения, обряды похорон и т. п.

В VI в. анты совершили несколько походов  на Византию. Факты многолетних походов, совершенных многочисленными дружинами, позволяют говорить о довольно высоком  уровне военной организации и  высоком уровне развития производительных сил у восточных славян. Власть в дружинах основывалась на подчинении воинов военачальнику — князю. Военные  походы славян заканчивались победами над одряхлевшей рабовладельческой  Византией. Успехи славян в войнах с  Византией способствовали падению  в последней рабовладельческого строя.

В IV в. н. э. восточные славяне вступили в стадию разложения  родовых отношений.

Появление излишков продуктов труда, развитие обмена между различными племенами  привело к возникновению имущественного неравенства у восточнославянских племен, к появлению частной собственности. Распад патриархальной общины на семьи  и накопление собственности в  руках отдельных семей явились  предпосылками возникновения социальных групп внутри родового строя.

Однако  у славян рабовладение, сопутствующее  этим изменениям, не стало основным способом производства. Славяне, так  же как и некоторые другие народы Центральной Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем  развитии рабовладельческую стадию.

Рабовладельческий способ производства в Европе уже  изжил себя. Рабский труд стал непроизводительным, не стимулирующим дальнейший прогресс общества.

У земледельческих  восточнославянских племен рано сложившаяся  общинная собственность на землю  определяла все отношения между  членами общины. Родовая община превращалась в соседскую, территориальную (мир, вервь), основой которой являлись поземельные отношения.

Процесс разложения родового строя у славян совпал с разложением рабовладельческого строя в южной Европе. Столкновение с рабовладельческим строем во время  войн с Византией привело к  тому, что славяне пошли по более  прогрессивному пути исторического  развития — пути становления феодальных отношений.

Известны  значительные объединения славян этого  периода во главе с князьями. Легендарный  Бож, Кий (основатель Киева) и его  братья Щек и Хорив упоминаются  в источниках того времени. В арабских источниках VIII в. упоминаются и славянские княжества, такие, как Куявия (вокруг Киева), Славия, Артания. Возникали новые  отношения, предпосылки для объединения, новые черты внутри родовой  организации славян.

 

V. Образование государства у восточных славян

Раннефеодальное государство-первая наиболее примитивная  форма государства у восточных  славян. Социальной базой его возникновения  был процесс классообразования  в результате разложения первобытнообщинного  строя. Оно возникло как племенное  объединение, в котором власть князя  не располагала сначала сильным  административным или военным аппаратом. В течение некоторого времени  в раннефеодальном государстве  сохранялись пережитки родового строя — элементы военной демократии, вече и кровнородовая месть.

Образование государства у восточных славян связано с ростом производительных сил, выразившимся в дальнейшем распространении  и совершенствовании земледелия. Рост земледелия дал возможность  накапливать излишки продуктов.

Выделившаяся  в VIII—IX вв. родоплеменная знать обладала значительными имущественными привилегиями. Кроме того, в ее руках находилась передаваемая по наследству власть. Отдельные  союзы племен все чаще упоминаются  как княжества. Князь, обладая вооруженными отрядами (дружинами), стремился подчинить  себе всех жителей своего и соседних княжеств, обложить их данью. В этом он находил полную поддержку родоплеменной  знати. Знать постепенно наступала  на землю общины, отбирая у ее членов наиболее удобные, плодородные  земли.

Для подавления сопротивления земледельцев использовались дружина во главе с князем и  складывавшийся административный аппарат. Захваченная у общинников земля  становилась собственностью князя, дружинников, племенной знати. Бывшие свободные общинники, а также  пленные вынуждены работать на этих землях, или получали участки этой земли в личное пользование. За пользование  землей общинники-смерды должны были отдавать владельцу земли (феодалу) часть  урожая (натурой).

Труд  смерда, заинтересованного в результатах  своего труда, более производителен, чем труд раба. Смерд стремился  также к совершенствованию орудий труда, а это способствовало росту  производительных сил.

Важное  значение приобретала охрана имущества, земель и власти феодалов от возможных  выступлений экономически притесняемых смердов и от внешних врагов. Феодал нуждался в вооруженной защите своих  экономических и социальных привилегий, поэтому он признавал свою зависимость  от сильного князя, который должен был  оградить его интересы от посягательства смердов и внешних нападений. Так постепенно возникал специальный аппарат, главной целью которого было подавление эксплуатируемых масс, обеспечение неприкосновенности богатств и власти феодалов.

 Если  в начале процесса образования  государства землевладельцы только  экономически зависели от феодалов, то со временем последние стремились  сделать крестьянина лично зависимым  и в конечном счете превратили  его в крепостного.

Образование древнерусского государства представляло собой объективное завершение процесса складывания феодальных отношений  и господствующего класса этого  общества.

Во  второй половине IX — начале X в. новгородский князь Олег объединил под своей  властью Новгород, Киев, радимичей  и ряд других славянских племенных  союзов и стал называться великим  киевским князем. Объединенные им племена  обязаны были платить ему дань и поставлять воинов в его дружину.

Созданное таким образом раннефеодальное  государство, державшееся на военной  силе великого киевского князя, называлось Киевской Русью и существовало с IX по XII в., представляя собой первое крупное государственное объединение  славян периода становления феодализма.

Феодальный  характер древнерусского государства  Киевская Русь был совершенно очевиден. Объединение в государство произошло  вокруг племени полян, которое экономически было самым сильным. Земледельческая  техника славян состояла из новых, более  производительных орудий труда (плуга  с лемехом и др.), система земледелия не ограничивалась подсекой и перелогом, а уже утверждалось двуполье. Именно у полян употреблялись самые  разнообразные сельскохозяйственные культуры (пшеница, рожь, ячмень, бобовые), впоследствии распространившиеся на север.

Информация о работе Образование государства у восточных славян