Образование государства Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина. Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

Работа содержит 1 файл

Образование государства Киевская Русь.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

 Образование государства Киевская Русь

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

 Социально-экономические  - родовая община перестала быть  экономической необходимостью и  распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло  отделение ремесла от других  видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных  групп, выделились знать и дружина. Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и  укрепления государств у всех народов  было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине.

 К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

 Как свидетельствует  летописец Нестор в "Повести  временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

 Роль варяжского  предводителя Рюрика в русской  истории заключается в том,  что он стал основоположником  первой правящей династии на  Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг -Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.

  В 882 г.  Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили  дружинники Рюрика Аскольд и  Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

 Так было  образовано первое государство  восточных славян.

 Позже летописцы  начнут отсчёт времени "от  лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве. Происхождение слова "русь". Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом "русь". В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.

Значение образования  Древнерусского государства. Государство  Русь, Киевская Русь (научное название Древнерусское государство, Древняя  Русь) по своему географическому положению  сразу заняло важное место в системе  европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования  государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой  цивилизации.

Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:

- суровый климат;

- равнина, открытая  со всех сторон;

- сотни народов  и народностей, находящихся на  разной стадии развития;

- отсутствие  выхода к морю, необходимость  которого становилась государственной  потребностью;

- отсутствие  культурного наследия.

Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. - Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

  У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов - это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, - до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья..

Расцвет Киевской Руси

Государственное управление в Киевской Руси после  смерти Святослава оставалось некоторое  время таким, каким оно сложилось  при его жизни. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче — Олег, в Новгороде — Владимир. Ярополк, исполнявший функции киевского князя еще при жизни Святослава во время его военных походов, после смерти отца стал великим киевским князем.

Интересы вассалов и сюзерена, как известно, не всегда совпадали. Противоречия между ними крылись в самом характере  феодальных отношений. Существовали такие  противоречия и между великим  киевским князем Ярополком и другими  князьями и подданными. В 977 г. они  переросли в вооруженный конфликт. Борьба началась между древлянским князем Олегом и воеводой киевского князя Ярополка Свенельдом. Новгородский князь Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море. Ярополк назначил на его место посадника. В 980 г. Владимир появился с наемным войском варягов, вернул себе Новгород, захватил Полоцк, а затем и Киев. Ярополк убежал в Родню, где и был убит.

На протяжении первых пяти лет правления Владимир объединил все восточнославянские земли. В 981 г. он вернул западные русские  земли, попавшие под власть Польши. В 984 г. покорил радимичей.

Во время княжения Владимира завершился длительный процесс  формирования территории Древнерусского государства. Определились и закрепились  границы Киевской Руси, которые в  основном совпадали с этническими  границами восточных славян. В сфере постоянного политического влияния Киевской Руси находился целый ряд соседних территорий, где издавна жило славянское население. Особенно прочными были позиции Руси в Приазовье. Уже в Х в. здесь было основано древнерусское княжество с центром в Тмутаракани, которое на протяжении нескольких веков играло важную роль в экономической и политической жизни страны.

Попытки Византии вытеснить Русь из Крыма не имели да и не могли иметь успеха. Традиционно Северное Причерноморье тяготело не к метрополии. Даже в XII—XIII вв., когда союзником империи в борьбе с русским влиянием в Крыму выступили половцы, Русь продолжала поддерживать экономические контакты с крымскими городами. Перед Древнерусским государством, объединившим все восточнославянские земли, стояли важные задачи политической консолидации. Среди мер, направленных на решение этих задач, важное значение имела административная реформа, которую начал осуществлять еще Святослав, а закончил Владимир Святославич.

Конец Х и  начало XI в.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это  время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и  государства.

В системе мер, направленных на укрепление страны, большое  значение имели религиозные реформы  Владимира Святославича. Господствующий класс Киевской Руси и сам князь как глава государства понимали силу идейного влияния религии на людей и старались использовать ее в интересах феодального государства.

Введение христианства было подготовлено как внутренними, так и внешними условиями. Связи  восточных славян с христианскими  странами и главное — с Византией  существовали еще с антских времен. С возникновением Древнерусского государства русско-византийские отношения стали постоянными и регулярными.

Христианство  приняла княгиня Ольга. Много  христиан находилось в ее окружении. Уже в первой половине Х в. в Киеве была соборная христианская церковь св. Ильи. Именно 1 в ней христианская часть дружины 1 Игоря принесла присягу верности русско-византийскому мирному договору 944 г.

Политические  отношения, сложившиеся в конце 80-х  годов Х в. между Русью и Византией, ускорили официальное введение христианства на Руси. В 987 г. в Византийской империи (в Малой Азии) вспыхнуло восстание против императора Василия II под руководством Варды Фоки, объявившего себя императором Византии. Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Князь согласился при условии, если император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Согласие было получено, и помощь Василию II была оказана, но он не спешил выполнить свое обещание. Дело женитьбы Владимира превращалось в межгосударственный конфликт, поскольку оно рассматривалось как важный политический акт, осуществление которого ставило русского князя в один ранг с византийским императором. Византийская дипломатия, охраняя высокое положение византийского императорского двора, пыталась не допустить установления династических связей императора с правителями других государств. В этом заключалась традиционная политика Византийской империи

Принятие христианства на Руси автор “Повести временных  лет” описывает как однократный  административный акт киевского  князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых  сам поставил. Перуна сбросили в  Днепр, а киевлянам приказали  идти к реке, где их и окрестили  попы, прибывшие из Корсуня и Царьграда. Так, по сообщению летописи, произошло крещение населения и в других городах. На местах, где стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. После крещения в Киеве была срублена Васильевская церковь в честь св. Василия — патрона Владимира Святославича. В 989 г. началось и через семь лет закончилось строительство каменной Десятинной церкви. На ее содержание Владимир выделил десятую часть дохода от своих владений, что определило ее название.

Христианство  распространялось по стране медленно и полностью так и не вытеснило  язычества. О том, как крепко язычество  держалось в народном сознании, свидетельствует  тот факт, что оно часто было идейным оружием в борьбе трудящихся против эксплуататоров. Волхвы, как  указывалось, возглавили восстание 1024 г. в Суздальской земле, а в 70-х  годах XI в.— в Ростовской ”. На сторону волхва стал весь народ, а с епископом остался только князь с дружиной, отмечает летописец. Долгое время в народе поклонялись языческим богам “под овином”, приносили жертвы “бесом, болотом и кладезем”. Много элементов старой религии восприняло и христианство, ставшее господствующей формой идеологии на Руси. Ее интересам служили письменность, литература, искусство. Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивалась архитектура и искусство. Христианство способствовало расширению экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а также укреплению связей между отдельными ее землями. Вместе с тем новая религия была верной служительницей феодального государства; она освящала господство меньшинства и призывала трудовое население Руси к покорности и терпению. Довольно быстро древнерусская православная церковь сама стала крупным феодалом и приняла непосредственное участие в эксплуатации трудящихся.

Сложный характер имели отношения Руси с Византией. Мир, установившийся после введения на Руси христианства, продолжался  до 1043 г. В этом году был предпринят поход на Византию. Неизвестно, что  послужило причиной этого. Возможно, поход стал ответом Руси на стремление Византии распространить на нее свое политическое влияние. Поход русских  войск возглавил старший сын  Ярослава Владимир, новгородский князь. Воеводой при нем был Вышата, потомок прославленного в былинах воеводы Добрыни. Сначала русские войска действовали успешно, но затем византийский флот, вооруженный греческим огнем, нанес им значительное поражение. Завершил разгром русского флота шторм, во время которого погибло много кораблей. Уцелевшие возвратились домой с Владимиром Ярославичем. Часть дружины во главе с Вышатой была встречена на Балканах византийским войском и также разбита; много русских воинов попали в плен и были ослеплены.

Позже отношения  Руси с Византией нормализовались. Русских пленных вернули на родину. А через некоторое время один из сыновей Ярослава Всеволод женился  на византийской царевне из семьи  Мономаха. Старший сын Всеволода  от этого брака Владимир был прозван  в честь деда Мономахом.

Информация о работе Образование государства Киевская Русь