Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:05, реферат
До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
2. ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА .
3. ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА.
4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА.
5. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Нам известны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовные угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и вотчины.
Формируются различные
группировки зависимого люда. Одни
из них холопы утратили свою свободу
в результате продажи долговых обязательств,
семейного или служебного положения,
другие челядь стали рабами в результате
пленения. С течением времени термин
челядь начинает обозначать всю совокупность
людей зависящих от господина. На
начальном этапе истории
Огромную массу сельского населения составили свободные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое название – смерды, превращались в феодально-зависимых и их повинности в пользу господина стали носить феодальный характер. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закаленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) то есть люди, выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси. На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество.
Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным градом Киевом.
Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам.
Слиянием Киева
и Новгорода завершается
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского мира. К тому же Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.
Конец Х столетия
ознаменовался завершением
3.ПРИНЯТИЕ
РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА
Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.
Христианство
сыграло большую роль в идеологическом
обосновании и тем самым в
укреплении власти киевских князей: церковь
присваивает киевскому князю
все атрибуты христианских императоров.
На многих монетах, чеканенных по греческим
образцам, князья изображаются в византийском
императорском уборе.
Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII – IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Русь в IX – X вв. традиционно была связана с Константинополем – “Царьградом” и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.
Христианство
утверждало равенство людей перед
Богом. По новой религии путь в
рай открыт как богатому вельможе,
так и простолюдину в зависимости
от честного исполнения ими своих
обязанностей на земле. Принятие христианства
укрепило государственную власть и
территориальное единство киевской
Руси. Оно имело большое
Во главе русской
православной церкви был поставлен
митрополит, назначаемый
Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.
Церковь и духовенство
активно работали на укрепление семьи,
общества, государства, способствовали
унижению уровня эксплуатации. Однако,
содействуя развитию культуры, грамотности,
церковь одновременно всеми силами
подавляла культуру, основанную на
языческих традициях и обрядах.
4.ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО
ПРАВА
Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X в. известно и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.
Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — “снема”, т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения властей, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиненных князю феодалов в положение служилых людей. Крупные феодалы — землевладельцы пользовались большой автономией.
Местное управление
осуществлялось доверенными людьми
князя, его сыновьями и опиралось
на военные гарнизоны, руководимые
тысяцкими, сотниками и десятскими.
В этот период продолжает существовать
численная или десятичная система
управления, которая зародилась в
недрах дружинной организации, а
затем превратилась в военно-административную
систему. Ресурсы для своего существования
местные органы управления получали
через систему кормлений (сборы
с местного населения). Существовал
Совет, состоящий из бояр и “княжих
мужей”. Отдельные функции или
руководство отраслями
В период раннефеодальной
монархии важную государственную и
политическую функцию выполняли
народные собрания — вече. История
не сохранила подробных сведений
о законодательном процессе. Но очевидно,
что в силу монархической природы
государства, он не мог иметь иную
форму, нежели форму актов великокняжеской
власти. В Киевском государстве вече
не могла претендовать на роль независимой
законодательной власти. Чего нельзя
сказать о Новгороде, который
не испытал в полной мере характерной
для Руси княжеской власти. Это
создало благоприятные
Участниками вече
принимались решения, которые сами
же выполняли на местах с помощью
местного самоуправления. Местное самоуправление
выступало в качестве опоры центральной
власти на местах, поэтому центральная
власть поддерживала и укрепляла
его во всех отношениях. Взаимодействие
с центральной властью состояло
и в том, что в состав общегородского
вече обязательно входили
О. Ключевский писал:
“Новгородское и псковское
Органы местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Сельские общины Руси делились на села и починки, а несколько сел и починков, составляли новые центры, подчиненные городам, и назывались волостями.
Местное самоуправление
осуществлялось выборными должностными
лицами, которых избирало соответствующее
вече (старосты общин, старосты улиц, сельские,
волостные старосты и т.д.). Старосты
выполняли распорядительно-
Информация о работе Образование древнерусского государства (IX- нач.XII вв.)