Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:17, реферат
Развитие феодального способа производства, в основе которого лежит натуральное хозяйство, приводит к феодальной раздробленности, которая является объективным и прогрессивным этапом в развитии общества. Развивается ремесло, сельское хозяйство, торговля, культура, города.
Объединение русских княжеств в единое государство стало возможным при абсолютной монархии ………………………… 3
История развития Московского княжества…………………..4
Церковный раскол ,окончательное отделение русской
Православной церкви…………………………………………….8
Новое государство, новые символы власти…………………10
Первый свод законов объединенного государства………..12
Вхождение приуральских земель в состав российского государства………………………………………………………………….14
НОУ
«Гуманитарно-социальный
институт»
Факультет управления и информатики
Специальность – 080801 - прикладная информатика в экономике
Дисциплина – отечественная история
Песцов Д.А.
студент 1 курса
очно-заочная
форма
Образование централизованного
русского государства
РЕФЕРАТ
Допущен к экзамену
«__» ______________________
г.Люберцы
-2010-
Объединение
русских княжеств в единое государство
стало
возможным при абсолютной монархии …………………………
3
История
развития Московского княжества…………………..
Церковный раскол ,окончательное отделение русской
Православной
церкви…………………………………………….8
Новое
государство, новые символы власти…………………10
Первый свод законов объединенного государства………..12
Развитие
феодального способа
В
988 г. Князь Владимир крестил Киевскую
Русь. Духовенство для обращения в
христианство своего народа он пригласил
частично из Херсонеса (в Крыму), частично
из Болгарии, бывшей в то время, в церковном
отношении, независимой о Константинопольского
патриарха. Болгарское духовенство принесло
на Русь обряды и литургические книги
на славянском языке. Болгарскому же духовенству
Владимир доверил высшие церковные должности.
Таким образом, Церковь Киевской Руси
вначале была в значительной степени свободна
от Константинопольского патриарха. Но
уже в течении 2 столетий византийцы с
помощью киевских митрополитов полностью
изгоняют с территории Киевской Руси католических
священнослужителей.
Акт
воссоединения Церквей был
На землях Польского королевства (Чельме, Киеве, Смоленске) Исидор встретил доброжелательный прием и король Владислав III в 1443 году уравнял во всех правах русское, воссоединенное с Апостольской Столицей духовенство, с латинским духовенством. В Москве Исидор после обедни зачитал буллу о воссоединении Церквей, но встретил неодобрение великого Московского князя Василия II Темного, привыкшего самовольно распоряжаться церковными делами и опасавшегося уменьшения своей власти от признания главенства Римского Папы над русской Церковью. Воссоединение Церквей было отвергнуто и митрополит Исидор был заключен под стражу вплоть до соборного решения дела в Чудов монастырь, из которого он 15 сентября 1441 года спасся бегством вместе с монахом Григорием (тоже сторонником воссоединения Церквей) за границу.Созванный Василием Темным поместный собор русской Церкви для суда над митрополитом Исидором, согласно церковным канонам, судить его был не правомочен. Низложить митрополита могли только равные ему по сану. Тем не менее русские епископы на собравшемся в Москве соборе осудили Исидора. В Литве, ее великий князь Казимир, ради сохранения хороших отношений с Москвою не поддержал воссоединение Церквей и митрополит Исидор бежит дальше на Запад. С апреля 1459 года он Константинопольский патриарх. Митрополитом стал рязанский архиепископ Иона. После падения в 1453 году Константинополя русская православная церковь окончательно стала независимой. Избрание митрополита стало сугубо русским делом (Великого князя и собора русских епископов). Великое княжество Литовское унию подписало. Теперь русские княжества, выбирая между Москвой и Литвой, выбирали уже не между двумя государствами, а между двумя религиями. Последствия этого разделения до сих пор делят прихожан на Украине на враждующих лагеря.
Политические причины преобладали над экономическими в процессе образования Русского государства. Особенно наглядно это проявлялось в заключительном периоде объединения Русских земель вокруг Москвы. Василий II умер в 1462г. Ещё при жизни он сделал своего сына Ивана соправителем. В период княжения Ивана III(1462-1505) завершился процесс единения Русских земель. В 1471г. Иван Васильевич принял решение о походе на Новгород. Решающее сражение московских войск с новгородскими произошло 14 июня на реке Шелони. Во время осады города, новгородцы решили сдаться на милость царю. Иван III перестал разорять Новгородские земли, но потребовал огромную контрибуцию 15 тыс. рублей. Новгородские земли стали "отчиной" царя. Позже новгородские послы стали называть Ивана Васильевича государем – это говорит о безоговорочном признании его власти над новгородцами. В 1478г. из Новгорода был увезён вечевой колокол в Москву, этим Иван III ликвидировал самоуправление Новгородского княжества.
С этого времени Новгородское княжество стало полностью подчинённым Московскому государству (как территориально, так и политически). Иван III в 1476г. прекратил платить дань Орде. Хан Большой Орды Ахмат в 1480г. Отправился в поход с огромной армией, чтобы покарать Великого князя. Русские и монгольские войска сосредоточились у притока Оки - реки Угры. В 1480г. состоялось знаменитое "стояние на реке Угре". Ахмат дважды пытался перейти через реку, но оба раза был отброшен русскими войсками. В 1480г. турки и крымские татары открыли для Руси «второй фронт», начав вторжение в Золотую Орду. Хан Ахмат был вынужден срочно уходить с Угры, чтобы вести борьбу с вторгшимися с юга завоевателями. В 1481г. армия Ахмата была разгромлена, Ахмат - последний хан Орды убит, а Золотая Орда прекратила свое существование и распалась на мелкие ханства- Астраханское, Казанское. Ногайское и др.
Теперь русские князья никому не были обязаны платить дань. Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва- третий Рим», так и в заимствовании византийской символики и символов власти: Герб Византии -двуглавый орел был взят в качестве герба вновь образованного Русского (Московского) государства, постепенно у Византии было заимствовано новое название страны – Россия, русские византийские символы власти как драгоценные оплечья - бармы скипетр и шапка Мономаха. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу. Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси" В честь свержения монголо-татарского ига началось строительство нового символа власти - Московского Кремля. За основу был взят проект итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, по которому, вместо белокаменного построенного при Дмитрие Донском, была построена основная часть современного московского Кремля из красного кирпича. Падение новгородской независимости и свержение ига предопределили судьбу Твери. Войска Ивана III нанесли огромный урон Тверскому княжеству. Московский государь лишил внешнеполитической самостоятельности Тверь, включил княжество в состав Русского государства. Позже были присоединены Псков, Смоленск, Рязань. Таким образом, к 20м гг. XVI века на карте мира появилось новое государство. Принципиально новое отличие состояло в изменениях в самом русском человеке, в его менталитете: совершенное иное отношение к труду. На востоке Европы за какие-то 100 лет образовалось новое государство, имя которому Россия. Органы его государственной власти оформились в XV-XVI вв. Ещё Симеон Гордый называл себя не Московским князем, а князем Всея Руси. Этот факт можно рассматривать как противопоставление Литовскому князю, нежели реальный титул. Василий I в некоторых бумагах называл себя царём. Иван III уже стал называть себя не князем, а Государем Всея Руси, ведь при нём процесс единения Московского государства был фактически завершён (после смерти Ивана III к Москве присоединились Псков, Смоленск, Рязань). Новое государство включало в себя большинство Русских земель. Россия была единым, но можно ли её назвать в полном смысле этого слова и централизованным государством? Центральный аппарат управления только складывался. Ещё сохранялись уделы, напоминавшие о феодальной раздробленности. Вместе с тем великокняжеская власть принимает деспотичный характер, когда государь мог казнить кого угодно даже из своего близкого окружения, фактически ни один человек не был застрахован от его немилости. Формировалась новая идеология единого Московского государства. При Иване III и его сыне Василии III были сформулированы 2 основные идеи, оставшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий: идея богоизбранности государя и независимости Московского государства. Для того чтобы эта идеология закрепилась в русских умах, созидатели этой идеологии создали учение о древнем происхождении власти великого князя, будто она шла от самого римского императора Августа. Об этом думали и раньше, но только при Иване III Москва со страниц летописей заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога, от давних киевских прародителей. Также в конце XV века Великокняжеская власть стремилась противостоять претензиям церкви на превосходство над "царством". По указу Ивана IV род Рюриковичей был продлён назад. Это утверждение было признано служить возвеличению Московских государей. При Иване III появились 2 общегосударственных ведомства: Казна и Дворец. Это были первые органы государственной власти в новом едином Московском княжестве. Дворец ведал личными землями князя, а Казна была хранилищем денег, драгоценностей и бумаг. Политическое управление ориентировалось на Великого князя, власть которого никем и ничем не ограничивалась. Сам титул "государь" обозначает самодержавную власть. Боярская Дума - высший орган власти, имеющий непосредственное отношение к государственному управлению. Привилегированное сословие - боярство было опорой Великого князя. Слово "боярин" (этимология этого слова не определена) в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин, в широком смысле - любой вотчинник. Союз Великого князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии. Первоначально в Боярскую Думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших ещё Ивану Калите и его сыновьям. Князья подчинённых Москве княжеств приобретали боярские чины. Боярская Дума не ограничивала власть государя, являлась совещательным органом. Дума была немногочисленной, великий князь включал в её состав лишь тех, на кого мог всецело положиться. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской Думы: "Государь указал и бояре приговорили". Вся русская земля была разделена на уезды, которые, как правило, соответствовали старым княжествам. Уезды делились на волости, ими управляли наместники и волостели. Наместники и волостели получали управляемые территории в кормление (имели право часть налогов и пошлин оставлять себе). Боярство, съезжавшееся в Москву из всех княжеств, образовывало высший управленческий слой в государстве. Появляется местничество - иерархичная система занятия должностей в зависимости от значимости рода и заслуг перед государем. Такая система не подразумевала продвижения по служебной лестнице (стаж, род - не учитывались). В 1497г. был принят свод законов нового объединённого государства Судебник. Он должен был объединить судебные системы разных русских княжеств. Фактически Судебник был основан на "Русской правде". Судебник включил 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Ст. 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26.11). За уход крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохранили право перехода от одного землевладельца к другому. Основное отличие состояло в том, что Судебник понимает под преступлением не только моральное оскорбление, или материальный урон имуществу, личности - это, главным образом, нарушение установленных властью норм. Появляются новые преступления крамола (заговор) против государя и государства, должностные преступления, в том числе посул (взятка должностному лицу). Смертная казнь применялась часто, могла быть заменена помилованием государя. Очень широко применялось членовредительство в качестве наказания: урезание ушей, носа, клеймение и прочее. Штрафы были самым лёгким наказанием и полагались за лёгкие преступления (оскорбление).
Судебная система включала в себя: суд наместников Великого князя, приказной суд, суд Боярской Думы и самого великого князя. Судебное следствие имело несколько стадий, закреплённых в Судебнике: опрос свидетелей, вызов ответчиков в суд, присяга, ордалии (доказательство своей правоты путём поединка), применение очных ставок, пыток. Началось освоение новых земель. Наиболее реальным направлением было восточное (это в наибольшей степень проявилось при Иване IV). Если на первых порах правительственная и частнофеодальная колонизация нередко принимала военные формы— обычные для периода феодальной раздробленности, то после вхождения части приуральских земель в состав Русского государства военные методы применялись в основном в целях обороны от внешних врагов, а в государственной политике стали преобладать мирные формы отношений с нерусским населением. Мирные отношения преобладали в ходе народной колонизации. Русские крестьяне осваивали язык местного населения, его нравы и обычаи, сближаясь с ним в хозяйственном отношении, оказывали прогрессивное влияние на развитие земледелия в этих краях, заимствуя в то же время некоторые приемы охоты и рыбной ловли. Они поселялись в основном на свободных землях, что сводило к минимуму конфликты на почве земельных споров. Земледельческое нерусское население было обложено такой же натуральной данью, как и русские крестьяне, что сближало их в правовом отношении. Скотоводы, охотники и рыболовы платили натуральный оброк — ясак, главным образом мехами. Раннефеодальная знать и феодализирующаяся родо-племенная верхушка были включены в систему русского феодализма на правах служилого дворянства, входили в состав низшего звена русского административного аппарата, а часть ее слилась с трудовой массой феодально-зависимого населения.
Русская колонизация не нарушила основных направлений миграций местного населения, часть которого влилась в общий с русскими поток переселения. Местное население переселялось в родственную этническую среду, например коми-зыряне и коми-пермяки. Русское государство взяло на себя защиту народов Приуралья от набегов казанских и сибирских феодалов, в отражении которых вместе с русскими принимало участие местное население. В обстановке военной опасности хозяйственное освоение Приуралья развивалось на этом этапе медленно. Кроме эксплуатации пушных богатств края, началось его земледельческое освоение, велась разведка полезных ископаемых, из которых первыми стали использоваться соляные богатства. В 1491 г. по приказу Ивана III была проведена экспедиция для поисков медной и серебряной руды на Печоре во главе с рудознатцем Андреем Петровым с участием иностранных мастеров. В нее входили 350 человек, в том числе 60 устюжских «делавцов железных дел мастеров», а в числе подсобных рабочих были чердынцы. Залежи руд были обнаружены в верховьях р. Цильмы, притока р. Печоры. Однако они находились на большом удалении от освоенных территорий и разработка их так и не началась из-за трудностей с обеспечением рабочей силой, продовольствием и охраной. ).
Труд
черносошных крестьян был добровольным,
принципиально отличался от работы на
землевладельца. Вольномыслие не нужно
было самодержавной власти с зачатками
деспотизма. Поэтому эта власть законом
стала "прикреплять" крестьян к земле
помещиков, за которыми впоследствии
стал закрепляться статус опоры государя
и государства. К началу XVI века черносошные
крестьяне остались лишь на крайнем Севере
и в Сибири. Процесс образования русского
централизованного государства начался
во второй половине 13 века и завершился
в начале 16 века.
______________________________
Борисов Н.С. Иван
III. - М.: Мол. гвардия, 2000.
Черепнин Л.В.
Образование Русского централизованного
государства. М.,1978г.
Свящ. В.Данилов История брестской унии
Информация о работе Образование централизованного русского государства