Образование централизованного русского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

Развитие феодального способа производства, в основе которого лежит натуральное хозяйство, приводит к феодальной раздробленности, которая является объективным и прогрессивным этапом в развитии общества. Развивается ремесло, сельское хозяйство, торговля, культура, города.

Содержание

Объединение русских княжеств в единое государство стало возможным при абсолютной монархии ………………………… 3
История развития Московского княжества…………………..4
Церковный раскол ,окончательное отделение русской
Православной церкви…………………………………………….8
Новое государство, новые символы власти…………………10

Первый свод законов объединенного государства………..12
Вхождение приуральских земель в состав российского государства………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Образование централизованного русского государства.doc

— 102.50 Кб (Скачать)
 

    НОУ «Гуманитарно-социальный институт» 

Факультет управления и информатики

Специальность – 080801 -  прикладная информатика в экономике

Дисциплина  – отечественная история

        
 
 

Песцов Д.А.

студент 1 курса

очно-заочная  форма 
 
 

      Образование централизованного русского государства  

    РЕФЕРАТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Допущен к экзамену                                                                       Научный руководитель

«__» ______________________                                                                    _____________________________ 
 

                                                      
 
 
 

                         

   г.Люберцы

   -2010-

                                   Содержание 
 

   Объединение русских княжеств в единое государство стало                              возможным при абсолютной монархии ………………………… 3  

   История развития Московского княжества…………………..4 

   Церковный раскол ,окончательное отделение  русской 

   Православной  церкви…………………………………………….8 

   Новое государство, новые символы власти…………………10 
 

   Первый  свод законов объединенного государства………..12

   Вхождение приуральских земель в состав российского  государства………………………………………………………………….14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  феодального способа производства, в  основе которого  лежит  натуральное  хозяйство, приводит к феодальной раздробленности, которая является объективным и прогрессивным этапом  в развитии  общества. Развивается ремесло, сельское хозяйство, торговля, культура, города. Дальнейшее развитие фео- дального производства и прогресс  в развитии производительных сил приводит к кризису  этого  способа  производства (высшей точки развития,  после которой необходимо  избрать другой       метод). Развитие городов и торговли  в них даёт  избыток социально активного населения, которое отправляется на поиски  новых  земель  и богатств.  Постепенно   жители   городов,   купцы   и   ремесленники, сосредотачивают  в  своих  руках  экономическую  власть. Начинается процесс первоначального накопления  капитала.  Именно горожане были заинтересованы во внутренних  таможенных  границах  и многочисленных налогов  в   пользу   местных   феодалов. Эта социальная группа заинтересована в едином централизованном государстве. Другой социальной группой, заинтересованной в едином централизованном       государстве стало дворянство, те феодалы, которые получили  землю за службу и на время службы, были заинтересованы, чтобы  это время продолжалось и для их потомков. Это было возможно, когда их сюзерен (господин) был самым сильным феодалом как  экономически, так и политически, когда его власть максимально легитимна и с точки зрения происхождения и с точки зрения  освящения  церковью. Т.е. они были заинтересованы во власти  короля. В условиях кризиса феодального способа производства не  занятие сельским хозяйством, а служба государству становится основным источником доходов и дворянства, и класса феодалов вообще. Поэтому вновь образованное централизованное  государство по своему политическому устройству обычно  становится  абсолютной  монархией, когда власть короля, а, следовательно, и феодалов - неограниченна. Парламент исключительно формален, системе вассалитета рушится, власть        становится единственным источником доходов феодалов. Таким образом, новое централизованное государство в форме абсолютной  монархии есть показатель кризиса феодального способа  производства, предшествует капитализму и буржуазным революциям. Это был классический вариант образования    централизованного государства в Европе.       В XIV в. постепенно начинает  восстанавливаться разрушенное татаро-монголами хозяйство.  Прежде  всего,  сельское  хозяйство,  города  в центре  ремесла  и  торговли,  в  классическом   европейском   смысле выполняли  административные  функции. Наиболее   быстрыми   темпами развивались земли Владимирского княжества из-за  постоянного  притока населения с Юга. Между городами как столицами княжеств шла борьба за ярлык, поэтому к особенностям образования Русского централизованного       государства объединение городов отнести нельзя.  Большую роль  в объединении   Русских   земель   играл   внешнеполитический   фактор: стремление укрупнить  собственные  княжества  для  получения в Орде ярлыка. Западные и южные Русские земли в XIV  в. отошли к Великому княжеству Литовскому, которое стало  претендовать на собирание Русского государства. Борьба Владимирских князей с Литвой и отношения с Ордой были теми  факторами, которые объективно способствовали объединению Русских земель. Появившееся дворянство (небогатые служилые люди) были заинтересованы служить наиболее сильному князю. Из  всех внутренних факторов, способствовавших объединению, следует  выделить политику князей, в частности - Московских. К причинам выделения Москвы следует отнести её геополитическое положение и политику князей. Первым Московским князем стал Даниил Александрович (1282-1303), сын Александра Невского.       Московское княжество при Данииле - это около 40км вокруг Москвы. Уже в 1301 году он взял в плен Рязанского князя Константина и присоединил от его княжества Коломну. В 1302 г. умирает бездетный Переяславский князь и отдаёт Даниилу своё княжество. После смерти Даниила в 1303г. Борьба Москвы с  Тверью за ярлык на Великое княжение начинается между        князьями Юрием Данииловичем и Михаилом. В результате этой  борьбы Михаил погибает в Орде, а затем и Юрий находит свою смерть там же. Московским князем становится брат Юрия Данииловича Иван, который вошёл в историю под именем Ивана  Калиты (1325-1340). Он отличался исключительной жадностью и  скупостью. В своей духовной грамоте (завещании) он перечислил кроме городов, сёл и починок все украшения и одежду. В его распоряжении были гигантские денежные средства, а раздавал он гроши. Разбогател Иван благодаря тому, что собирал дань с русских земель, хан доверил ему сбор дани. Калита постоянно стремился дать Орде больше, чем другие князья, при этом оставался самым богатым среди них. В 1325г. он перевёз в Москву старого  митрополита Петра, который практически сразу скончался. Митрополичья кафедра осталась в Москве. В 1328г. митрополит Феогност сделал Москву своей официальной резиденцией. В 1327г. в Твери вспыхнуло восстание против отряда баскаков, во главе которого стоял Щелкан. Жители Твери всех монголо-татар  убили. Иван Калита отправился в Орду, взял оттуда отряд к своему  войску и безжалостно подавил восстание. За это он получил ярлык.     Калита значительно расширил границы Московского княжества, к   нему присоединились Углич, Галич, Ростов, Белоозеро. Иван Калита стремился угодить Ордынскому хану, проливал кровь  соотечественников ради приоритета своей власти. Дмитрий Иванович (1359-1389) был внуком Ивана Калиты. Его дядя  Симеон Гордый и отец Иван Красный в целом продолжали политику Калиты. Симеон Гордый сумел заставить Новгород платить дань Москве, Иван Красный - добиться от Ордынского хана право судить русских князей. В 1353г. Из Западной Европы пришла страшная чума,  которая добралась даже до Великих князей: умер Симеон Гордый и все его сыновья. В 1359г. умер Иван Красный в возрасте 33лет, его земли были разделены между двумя малолетними сыновьями. Поскольку Дмитрию было в этом году только 9 лет, он не мог собирать дань с Русских земель. Ярлык на время ушёл к Суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Политика        Московских князей ни в коем случае не была направлена на  объединение Русских земель, это было обыкновенное стремление   увеличить собственные богатства, для этого использовались все методы. К моменту начала княжения Дмитрия Московское  княжество становится одним из наиболее богатых. В это время в Золотой Орде власть при юном хане Тохтамыше  фактически захватил темник (военачальник) Мамай. Дмитрий Иванович не захотел и не стал платить дань Мамаю под предлогом, что он не принадлежит роду Чингизидов, а, следовательно, ханом (или царём) для русских князей быть не может и Дмитрию равен.Тверской князь получил ярлык в Орде, признал Дмитрия Ивановича  своим старшим братом. Дмитрий, воспользовавшись междоусобицей в Орде, решается на сопротивление, по крайней мере, Мамаю. В 1377г. на реке Пьяне русское войско во главе с Дмитрием Ивановичем терпит поражение, но уже в 1378г. на реке Вожже        московское войско наносит первое крупное поражение татарам,  разбив отряд ханского мурзы Бегича. В 1379г. Литовский князь Ягайло заключил союз с Мамаем и Рязанским князем Олегом для  борьбы против Москвы. Сейчас историки полагают, что Олег вынужден, был заключить этот союз, т.к. Рязанское княжество  постоянно подвергалось набегам монголо-татар. В 1380г. Дмитрий Иванович собирает большое войско (не  присоединились только Тверь и Новгород) и отправился в донские степи, чтобы отряды Мамая не успели соединиться с отрядами Ягайло (сыном Ольгерда).        Традиционно считается, что перед битвой Дмитрий Иванович  посетил Троицкий монастырь и получил благословение от его настоятеля – Сергия Радонежского, самого авторитетного в ту пору  церковного деятеля, впоследствии причисленного к лику святых. Легенда сообщает о том, что по просьбе великого князя Сергий послал с ним двух иноков-богатырей - Пересвета и Ослябю. Встречу Дмитрия Ивановича с Сергием Радонежским и существование иноков-богатырей историки подвергают сомнению. 8 сентября там, где в реку Дон впадает река Непрядва, состоялась Куликовская  битва. Историкам оценить, сколько человек принимало участие в сражении очень трудно (скорее всего, русских было около        100тыс. человек). Русские битву выиграли, обратили ордынцев в        бегство. Ягайло, находясь в 30-40км. от Куликова поля, узнав о        поражении Мамая, повернул обратно. Орда от Литвы помощи не  получила, основные силы её были разгромлены в ходе битвы. Держава Мамая рухнула и была захвачена ханом Тохтамышем.        Куликовская битва послужила поворотным этапом в отношениях Руси с Золотой Ордой, а так же в образовании  Русского централизованного государства. Москва официально стала объединять вокруг себя Русские земли, борьба против чужеземцев стала вестись от лица столицы. Если при Иване Калите и его  сыновьях границы Московского княжества расширялись, то только  из-за корысти князей. Очень важным последствием Куликовской битвы является ослабление зависимости Руси от Орды. В 1382г. хан  Тохтамыш организовал поход на Москву. Он хитростью овладел столицей, подверг её страшному погрому, перебил множество  жителей. Та же участь постигла Можайск, Дмитров,        Переяславль. Москва вновь стала платить дань Орде, но размер  выхода значительно уменьшился. Тохтамыш побоялся встретиться с  Дмитрием Донским в бою. Важную роль в организации объединения русского войска сыграла русская православная церковь. Прежде всего, митрополит  Алексий и игумен Троице Сергиевой лавры Сергий Радонежский.  После Куликовской битвы роль церкви значительно возросла в жизни Московского государства.        При отважном и воинственном князе Витовте Великое княжество Литовское переживает вершину могущества. В 1404г.  был захвачен Смоленск (на 110лет). Витовт неоднократно  вторгался в пределы Московского государства. Его власть  распространялась на западнорусские земли. Литва постоянно заключала союзы с Польшей, Ордой, Русью (соглашаясь с        врагами, тут же с точностью до наоборот меняла политику). Объединение Русских земель происходило вокруг Московского  княжества и вокруг Литовского: цель одна, средства - тоже.       После смерти Дмитрия Донского Московским князем стал его сын Василий Дмитриевич(1389-1425). Он съездил в Орду и купил себе там ярлык на княжение в Нижнем Новгороде. 36 лет правления  Василия I – период очень благоприятный для развития Московского  княжества. К нему присоединилось в 1392г. Нижегородское княжество, а затем и Муром, Городец, Таруса. Василий Дмитриевич  предпочитал не воевать, а откупаться от своих врагов. Хан Едыгей  не тревожил Русь набегами. Правитель Средней Азии Тамерлан нанёс Ордынскому хану сокрушительное поражение, не дойдя до Русских земель, Тамерлан повернул назад. Перед смертью Василий  впервые решил нарушить "лестничный" порядок наследования Великокняжеского престола: он передал свою "отчину" не        брату Юрию, а своему сыну Василию. Юрий Дмитриевич отказался        признавать старшинство племянника. Началась междоусобная  война за Великое княжение, продолжавшаяся 25лет, перечеркнула  все хозяйственные достижения, созданные при Василии I. Она отличалась невиданной жестокостью с обеих сторон. Когда в Орде убивают Юрия Галицкого, в борьбу  вступают  его  сыновья        Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Василий II пленит Косого и  ослепляет его, затем самого Василия II пленит и ослепляет Шемяка.  После этого Василий II получает прозвище "Тёмный". Василий Тёмный попадает в плен к Ордынскому хану, выкуп за него должен был платить его злейший враг Дмитрий Шемяка. Василий клянётся, что прекратит военные действия со своей стороны. Между   Василием II и Шемякой также ведётся политическое        противостояние: оно выливается в зависимость от поддержки  значимых социальных групп. Московские бояре и духовенство перешли на сторону Василия, прежде всего, из-за жёсткой  налоговой политики Дмитрия Юрьевича (надо было отдавать  деньги Орде за Василия Тёмного). В 1450г. игумен Кирилло-Белоозерского монастыря Трифон освободил Василия II от клятвы, данной им в Золотой Орде. В этом же году Дмитрий Шемяка бежал в Новгород. Феодальная война закончилась. Вместе с ней и исчез "лестничный" порядок наследования, теперь власть переходила  отца к сыну. Война не велась за объединение или разъединение Московского государства, т.е. вопрос об альтернативе Москве в собирании Русских земель уже не стоял. Василий II ездил в        Орду скорее как к третьей силе, чтобы разрешить свой спор.  Особой зависимости Москвы от Орды уже не было. По мнению историка Зимина как раз в этот период достаточно  чётко проявлялась альтернатива развитию нового государства.  Василий II вполне мог бы проиграть войну. Города севера (Галич,  Вятка, Углич), на которые опирался Юрий Дмитриевич со своими сыновьями, были более зажиточными и независимыми от княжеской  власти, чем города в Московском государстве. Вполне возможно, что Русские земли могли бы развиваться по Европейскому образцу, когда ведущую роль в объединении играли горожане или т.н. предбуржуазуя. Но этого не произошло.

   В 988 г. Князь Владимир крестил Киевскую Русь.  Духовенство для обращения в христианство своего народа он пригласил частично из Херсонеса (в Крыму), частично из Болгарии, бывшей в то время, в церковном отношении, независимой о Константинопольского патриарха. Болгарское духовенство принесло на Русь обряды и литургические книги на славянском языке. Болгарскому же духовенству Владимир доверил высшие церковные должности. Таким образом, Церковь Киевской Руси вначале была в значительной степени свободна от Константинопольского патриарха. Но уже в течении 2 столетий византийцы с помощью киевских митрополитов полностью изгоняют с территории Киевской Руси католических священнослужителей.                                                                                                                                                                              К 1438г., когда Византийская империя переживала последние годы своего существования, византийский император Иоанн VIII Палеолог, высшее греческое духовенство съехалось в Италию для воссоединения Церквей на 17 Вселенский Собор, который состоялся в 1439-1445 гг., начавшись во Ферраре и закончившийся во Флоренции. Cо стороны православия на соборе присутствовали: греческий император Иоанн VIII Палеолог (1425-48), Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные представители других православных патриархов: Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и множество прочего духовенства. От Московского государства прибыла русская делегация в составе 100 человек во главе с Московским митрополитом Исидором. В составе делегации были также монахи Григорий и Гудель, епископ суздальский Авраамий, священник Симеон, архимандрит Вассиан и боярин Фома Матвеев (уполномоченный Тверского князя).

   Акт воссоединения Церквей был подписан 5 июля 1439 г. Православное духовенство  согласилось с причастием на пресном  хлебе (как это делается в латинском  обряде), с исхождением Св. Духа от Отца и Сына, с католическим учением  о чистилище и главенстве (приматом) Папы. Восточная Церковь сохранила свои отличительные обряды и обычаи. Только два греческих епископа отказались подписать акт воссоединения Церквей, против 33-х подписавших его. Глава русской делегации на соборе, митрополит Исидор, также подписал акт воссоединения Церквей и был назначен апостольским легатом в Польшу, Литву и Русь и кардиналом. Его митрополия включала всю Русь, и московскую и польско-литовскую.

   На  землях Польского королевства (Чельме, Киеве, Смоленске) Исидор встретил доброжелательный прием и король Владислав III в 1443 году уравнял во всех правах русское, воссоединенное с Апостольской Столицей духовенство, с латинским духовенством. В Москве Исидор после обедни зачитал буллу о воссоединении Церквей, но встретил неодобрение великого Московского князя Василия II Темного, привыкшего самовольно распоряжаться церковными делами и опасавшегося уменьшения своей власти от признания главенства Римского Папы над русской Церковью. Воссоединение Церквей было отвергнуто и митрополит Исидор был заключен под стражу вплоть до соборного решения дела в Чудов монастырь, из которого он 15 сентября 1441 года спасся бегством вместе с монахом Григорием (тоже сторонником воссоединения Церквей) за границу.Созванный Василием Темным поместный собор русской Церкви для суда над митрополитом Исидором, согласно церковным канонам, судить его был не правомочен. Низложить митрополита могли только равные ему по сану. Тем не менее русские епископы на собравшемся в Москве соборе осудили Исидора. В Литве, ее великий князь Казимир, ради сохранения хороших отношений с Москвою не поддержал воссоединение Церквей и митрополит Исидор бежит дальше на Запад. С апреля 1459 года он Константинопольский патриарх. Митрополитом стал   рязанский архиепископ Иона. После падения в 1453 году Константинополя русская православная церковь окончательно   стала независимой. Избрание митрополита стало сугубо русским   делом (Великого князя и собора русских епископов). Великое княжество Литовское унию подписало. Теперь русские княжества, выбирая между Москвой и Литвой, выбирали уже не между двумя государствами, а между двумя религиями. Последствия этого разделения до сих пор делят прихожан на Украине на враждующих лагеря.

   Политические  причины преобладали над экономическими в процессе образования Русского государства. Особенно наглядно это проявлялось в заключительном периоде объединения Русских земель вокруг Москвы. Василий II умер в 1462г. Ещё при жизни он сделал своего сына  Ивана соправителем. В период княжения Ивана III(1462-1505)  завершился процесс единения Русских земель. В 1471г. Иван  Васильевич принял решение о походе на Новгород. Решающее сражение московских войск с новгородскими произошло 14 июня  на реке Шелони. Во время осады города, новгородцы решили сдаться на милость царю. Иван III перестал разорять Новгородские земли, но потребовал огромную контрибуцию 15 тыс. рублей. Новгородские земли стали "отчиной" царя. Позже новгородские послы стали называть Ивана Васильевича государем – это говорит о безоговорочном признании его власти над новгородцами. В 1478г. из Новгорода был увезён вечевой колокол в Москву, этим  Иван III ликвидировал самоуправление Новгородского княжества. 

С этого времени Новгородское княжество стало полностью    подчинённым Московскому государству (как территориально, так и политически). Иван III в 1476г. прекратил платить дань Орде. Хан Большой Орды Ахмат в 1480г. Отправился в поход с огромной армией,  чтобы покарать Великого князя. Русские и монгольские войска  сосредоточились у притока Оки - реки Угры. В 1480г. состоялось знаменитое "стояние на реке Угре". Ахмат дважды пытался перейти через реку, но оба раза был отброшен русскими войсками. В 1480г. турки и крымские татары открыли для Руси «второй фронт», начав вторжение в Золотую Орду. Хан Ахмат был вынужден срочно уходить с Угры, чтобы вести борьбу с вторгшимися с юга завоевателями. В 1481г. армия Ахмата была разгромлена, Ахмат - последний хан Орды убит, а Золотая Орда прекратила свое существование и распалась на мелкие ханства- Астраханское, Казанское. Ногайское и др.

 Теперь        русские князья никому не были обязаны платить дань. Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва- третий Рим», так и в заимствовании византийской символики и символов власти: Герб Византии -двуглавый орел был взят в качестве герба вновь образованного Русского (Московского) государства, постепенно у Византии было заимствовано новое название страны – Россия, русские византийские символы власти как драгоценные оплечья - бармы скипетр и шапка Мономаха. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу. Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси" В честь свержения монголо-татарского ига началось строительство нового символа власти - Московского Кремля. За основу был взят проект итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, по которому, вместо белокаменного построенного при Дмитрие Донском, была построена основная часть современного московского Кремля из красного кирпича. Падение новгородской независимости и свержение ига предопределили        судьбу Твери. Войска Ивана III нанесли огромный урон Тверскому        княжеству. Московский государь лишил внешнеполитической        самостоятельности Тверь, включил княжество в состав Русского        государства. Позже были присоединены Псков, Смоленск, Рязань.  Таким образом, к 20м гг. XVI века на карте мира появилось новое  государство. Принципиально новое отличие состояло в изменениях в самом русском человеке, в его менталитете: совершенное иное отношение к труду.       На востоке Европы за какие-то 100 лет образовалось новое государство, имя которому Россия. Органы его государственной власти оформились в XV-XVI вв. Ещё Симеон Гордый называл себя  не Московским князем, а князем Всея Руси.        Этот факт можно    рассматривать как противопоставление Литовскому князю, нежели реальный титул. Василий I в некоторых бумагах называл себя царём. Иван III уже стал называть себя не князем, а Государем Всея Руси, ведь при нём процесс единения Московского государства был фактически завершён (после смерти Ивана III к Москве  присоединились Псков, Смоленск, Рязань). Новое государство включало в себя большинство Русских земель. Россия была единым, но можно ли её назвать в полном смысле этого слова и централизованным государством? Центральный аппарат управления только складывался. Ещё сохранялись уделы, напоминавшие о феодальной раздробленности. Вместе с тем великокняжеская власть   принимает деспотичный характер, когда государь мог казнить кого угодно даже из своего близкого окружения, фактически ни один  человек не был застрахован от его немилости. Формировалась новая идеология единого Московского государства. При Иване III и его сыне Василии III были сформулированы 2 основные идеи,     оставшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий:   идея богоизбранности государя и независимости Московского государства. Для того чтобы эта идеология закрепилась в русских умах, созидатели этой идеологии создали учение о древнем  происхождении власти великого князя, будто она шла от самого римского императора Августа. Об этом думали и раньше, но только при Иване III Москва со страниц летописей заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога, от давних киевских прародителей. Также в конце XV века Великокняжеская власть стремилась противостоять претензиям церкви на превосходство над "царством". По указу Ивана IV род Рюриковичей был продлён назад. Это утверждение было признано служить   возвеличению Московских государей. При Иване III появились 2 общегосударственных ведомства:  Казна и Дворец. Это были первые органы государственной власти в новом едином Московском княжестве. Дворец ведал личными  землями князя, а Казна была хранилищем денег, драгоценностей и   бумаг. Политическое управление ориентировалось на Великого князя, власть которого никем и ничем не ограничивалась. Сам   титул "государь" обозначает самодержавную власть.       Боярская Дума - высший орган власти, имеющий   непосредственное отношение к государственному управлению. Привилегированное сословие - боярство было опорой Великого князя. Слово "боярин" (этимология этого слова не определена) в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин, в широком смысле - любой вотчинник. Союз Великого князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии.        Первоначально в Боярскую Думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших ещё Ивану  Калите и его сыновьям. Князья подчинённых Москве княжеств  приобретали боярские чины. Боярская Дума не ограничивала власть  государя, являлась совещательным органом. Дума была  немногочисленной,  великий  князь включал в её состав лишь тех,  на кого мог всецело положиться. Важнейшие решения издавались  от имени государя и Боярской Думы: "Государь указал и бояре приговорили". Вся русская земля была разделена на уезды,  которые, как правило, соответствовали старым княжествам. Уезды делились на волости, ими управляли наместники и волостели.  Наместники и волостели получали управляемые территории в  кормление (имели право часть налогов и пошлин оставлять себе).  Боярство, съезжавшееся в Москву из всех княжеств, образовывало  высший управленческий слой в государстве. Появляется местничество - иерархичная система занятия  должностей в зависимости от значимости рода и заслуг перед  государем. Такая система не подразумевала продвижения по служебной лестнице (стаж, род - не учитывались).       В 1497г. был принят свод законов нового объединённого  государства Судебник. Он должен был объединить судебные  системы разных русских княжеств. Фактически Судебник был  основан на "Русской  правде". Судебник включил 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Ст. 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26.11). За уход крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране.       Однако до конца XVI в. крестьяне сохранили право перехода от одного землевладельца к другому. Основное отличие состояло в том,  что Судебник понимает под преступлением не только моральное оскорбление, или материальный урон имуществу, личности - это, главным образом, нарушение установленных властью норм.  Появляются новые преступления крамола (заговор) против государя и государства, должностные преступления, в том числе посул (взятка должностному лицу). Смертная казнь применялась  часто, могла быть заменена помилованием государя. Очень широко  применялось членовредительство в качестве наказания: урезание   ушей, носа, клеймение и прочее. Штрафы были самым лёгким наказанием и полагались за лёгкие преступления (оскорбление).

     Судебная система включала в  себя: суд наместников Великого  князя, приказной суд, суд Боярской Думы и самого великого князя.  Судебное следствие имело несколько стадий, закреплённых в  Судебнике: опрос свидетелей, вызов ответчиков в суд, присяга, ордалии (доказательство своей правоты путём поединка), применение очных ставок, пыток. Началось  освоение новых земель. Наиболее реальным направлением было  восточное (это в наибольшей степень проявилось при Иване IV). Если на первых порах правительственная и частнофеодальная колонизация нередко принимала военные формы— обычные для периода феодальной раздробленности, то после вхождения части приуральских земель в состав Русского государства военные методы применялись в основном в целях обороны от внешних врагов, а в государственной политике стали преобладать мирные формы отношений с нерусским населением. Мирные отношения преобладали в ходе народной колонизации. Русские крестьяне осваивали язык местного населения, его нравы и обычаи, сближаясь с ним в хозяйственном отношении, оказывали прогрессивное влияние на развитие земледелия в этих краях, заимствуя в то же время некоторые приемы охоты и рыбной ловли. Они поселялись в основном на свободных землях, что сводило к минимуму конфликты на почве земельных споров. Земледельческое нерусское население было обложено такой же натуральной данью, как и русские крестьяне, что сближало их в правовом отношении. Скотоводы, охотники и рыболовы платили натуральный оброк — ясак, главным образом мехами. Раннефеодальная знать и феодализирующаяся родо-племенная верхушка были включены в систему русского феодализма на правах служилого дворянства, входили в состав низшего звена русского административного аппарата, а часть ее слилась с трудовой массой феодально-зависимого населения.

    Русская колонизация не нарушила основных направлений миграций местного населения, часть которого влилась в общий с русскими поток переселения. Местное население переселялось в родственную этническую среду, например коми-зыряне и коми-пермяки. Русское государство взяло на себя защиту народов Приуралья от набегов казанских и сибирских феодалов, в отражении которых вместе с русскими принимало участие местное население. В обстановке военной опасности хозяйственное освоение Приуралья развивалось на этом этапе медленно. Кроме эксплуатации пушных богатств края, началось его земледельческое освоение, велась разведка полезных ископаемых, из которых первыми стали использоваться соляные богатства. В 1491 г. по приказу Ивана III была проведена экспедиция для поисков медной и серебряной руды на Печоре во главе с рудознатцем Андреем Петровым с участием иностранных мастеров. В нее входили 350 человек, в том числе 60 устюжских «делавцов железных дел мастеров», а в числе подсобных рабочих были чердынцы. Залежи руд были обнаружены в верховьях р. Цильмы, притока р. Печоры. Однако они находились на большом удалении от освоенных территорий и разработка их так и не началась из-за трудностей  с обеспечением рабочей силой, продовольствием и охраной. ).

 Труд  черносошных крестьян был добровольным, принципиально отличался от работы на землевладельца.  Вольномыслие не нужно было самодержавной власти с зачатками деспотизма. Поэтому эта власть законом стала "прикреплять" крестьян к земле помещиков, за которыми  впоследствии стал закрепляться статус опоры государя и государства. К началу XVI века черносошные крестьяне остались лишь на крайнем Севере и в Сибири. Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине 13 века и завершился в начале 16 века. 
 
 

__________________________________________________________________________________

Борисов Н.С. Иван III. - М.: Мол. гвардия, 2000. 

Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного  государства. М.,1978г. 

Свящ. В.Данилов  История брестской унии

Федеральный портал PROTOWN.ru Вхождение приуральских земель в состав российского государства

    

Информация о работе Образование централизованного русского государства