Образование английского парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе становится сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля
борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии.

Работа содержит 1 файл

образование англ. парлмаента.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История  Государства и Права Зарубежных Стран

Тема: образование английского  парламента

 

Введение.

 
В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе

становится сословная  монархия. В большинстве стран  она пришла на смену

феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства  означал для короля

борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического  аппарата,

налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить

без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий.

Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества

королевской власти, рыцарства  и горожан.

Становление и развитее Английского  парламента происходило в период с 8-15вв.,

за такой длинный временной  период парламент развивался, учась  на своих

ошибках, благодаря ему  Англия представляла наиболее свободную в политическом

и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира,

центр огромной колониальной империи, существование которой  также обеспечивало

политическую стабильность в стране.

Поэтому Я решил немного  рассказать о рождении и развитии парламента. А еще

интересен и тот факт, что парламент имеется и у  нас, и, изучая развитие

Английского парламента ясно видно, что мы взяли себе, а что  пока нам не

пригодилось.  Поэтому  в двойне интересней рассмотреть  развитие парламента

Англии.

 

 

 

- Что такое парламент?

- Как возник парламент англии ?

- Каковы были предпосылки  к возникновению парламента в  Англии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПАРЛМАЕНТ

Само понятие "парламент" употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как верховном законодательном органе, имеют в виду не только обе палаты парламента - палату общин и палату лордов, но и монарха, ибо только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин "парламент" употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин именуются "членами парламента". Правительство несет ответственность только перед палатой общин, и эта ответственность именуется "парламентской". Именно палата общин осуществляет то, что называют "парламентским контролем над финансами". 
Своеобразие британского парламента - весьма современного по самой своей сути учреждения, проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо палаты лордов - герольдмейстер приглашает членов палаты общин в палату лордов, чтобы заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания, облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы - черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания. Вестминстерский дворец, возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. В 1941 г. помещение, где заседала палата общин, было разрушено немецкой бомбой. Позднее его восстановили в прежних размерах, хотя мест на депутатских скамьях не хватало для всех членов палаты. 
Особенностью британского парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие - в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса - начиная от выдвижения кандидатов, деления страны на избирательные округа и кончая способом подсчета голосов избирателей. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством. 
При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему весьма сильные позиции в парламенте. Фактором усиления роли правительства стало также необычайное возрастание значения в государственном управлении постоянного, профессионального чиновничества. Оба названных фактора содействовали вытеснению классической модели парламентарного правления, названной "вестминстерской" (по месту расположения парламента), новой - "моделью Уайтхолла", названной так по месту расположения правительства. 
Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству весьма остро поставил вопрос о самом предназначении представительного органа, его реальном положении в конституционной системе. В последние два десятилетия в Англии были проведены серьезные реформы, общий смысл которых сводился к тому, чтобы повысить эффективность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкие возможности для участия в осуществлении основных функций представительного органа. Была реорганизована система парламентских комитетов, создана должность омбудсмена, приняты меры по повышению профессионализма депутатов и пр. При этом "праотец" парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимствовал ту практику, которую считал для себя выгодной и полезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за недолжными действиями государственных органов и должностных лиц и пр.). 
Британский парламент - чрезвычайно активное представительное учреждение. Он имеет длительные политические традиции и накопил богатый опыт ведения публичных дебатов и дискуссий. Его действительная роль определяется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие население страны. Эта роль парламента со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром политических дискуссий, фокусом всей политической жизни. Парламент способен влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.

 

  1. Предпосылки возникновения парламента в Англии

1.1. Англосаксонская  раннефеодальная монархия

 

Формирование феодального  общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано  с консервацией племенных обычаев  англосаксов на острове и стойким  влиянием скандинавских традиций.

Продолжается развитие отношений  господства и подчинения. Значительное распространение по-прежнему имел рабский  труд завоеванного населения.

Английское духовенство  во главе с архиепископом Кентерберийским  пользовалось более независимым  положением в отношении папской  власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали  в разрешении светских дел в местных  и королевском собраниях. Английская церковь была крупным землевладельцем.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще  далеко не завершены.

Несмотря на возвышение и  укрепление королевской власти в  англосаксонский период, сохраняются  отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов  при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право  верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку  монеты, пошлины, на получение натуральных  поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля – так  называемые «датские деньги», и взимался штраф за отказ участвовать в  походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а  королевские приближенные – должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX–XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории.

Высший государственный  орган в англосаксонскую эпоху  – витанагемот – совет витанов, «мудрых». Это собрание достойных, «многоимущих» мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от Лондона.

Все важные государственные  дела решались «по совету и с согласия»  этого собрания. Его основные функции  – избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось  несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики – в частности в распределение земель.

Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. Этот орган, вероятно, возник из древнегерманского института племенных народных собраний, позднее трансформировавшихся в собрания наиболее влиятельных лиц страны (военная знать, духовенство и аристократия). Такие собрания существовали во всех англосаксонских королевствах Британии, а после объединения страны под властью Уэссекса в IX веке, витенагемот этого королевства приобрёл общеанглийский характер.

В витенагемоте осуществлялось одно из важнейших обязанностей военно-служилой знати англосаксонской монархии – предоставление совета королю. В исполнении этой обязанности должны были участвовать все служилые люди страны. В его состав входили епископы, аббаты, наиболее влиятельные священнослужители (капелланы королевского двора), эрлы и тэны королевства. Главным конституирующим элементом витенагемота была светская знать (тэны), непосредственно зависимая от короля, хотя в X веке в советах, обычно, доминировало духовенство. Заседания витенагемотов были достаточно представительными и могли включать более ста человек. Особенно многочисленными были советы первой половины X века, когда король Этельстан председательствовал на витенагемотах, в состав которых входили валлийские князья, датские ярлы, тэны и элдормены со всех концов Англии. С течением времени представители отдалённых североанглийских областей практически перестали принимать участие в витенагемотах, что ослабило общенациональный характер этого института и привело к обособлению интересов Северной Англии. Это ярко проявилось в политических событиях середины XI века.

Витенагемот должен был предоставлять королю совет по любому вопросу, вынесенному на его обсуждение королём. Исходя из анализа решений витенагемота, очевидно, что не существовало проблемы, которая не могла быть вынесена на обсуждение. Англосаксонские витенагемоты утверждали королевские законы, санкционировали установление налогов («датских денег»), выносили решения по вопросам международной политики и вырабатывали меры по организации обороны страны. В советах производился суд над государственными изменниками, утверждались земельные пожалования короля и кандидатуры на замещение епископских кафедр.

Особое значение витенагемот приобрёл в вопросе избрания короля, поскольку строгий династический принцип наследования в англосаксонский период ещё не сложился окончательно, хотя представление о том, что королём может быть только прямой потомок английских королей, уже было господствующим. Принцип, что каждый вступающий на престол король должен получить одобрение витенагемота, к XI веку приобрёл характер установившегося обычая.

Витенагемот созывался королём, обычно, один раз в год, а иногда и чаще. Какого-либо правила, закрепляющего определённую регулярность созывов, однако, не существовало. Не установилось ещё и конкретное место созыва витенагемота: совет следовал за королём, перемещающимся по стране. Из источников известно 116 пунктов, в которых собирался витенагемот. В основном это были городские поселения или королевские замки, но совет также мог заседать под открытым небом: на скалах, холмах, лугах или, например, под известным деревом. В англосаксонский период понятия столицы не существовало. Хотя значительную часть времени короли проводили в Винчестере, большую часть года король перемещался вместе со своим двором по стране, пользуясь обязанностью населения обеспечивать продуктами короля и его дружину.

После нормандского завоевания витенагемот трансформировался в Большой королевский совет. Однако общие принципы созыва, состава и компетенции сохранились. Хотя вместо англосаксонских тэнов в Большой королевский совет Вильгельма I и его преемников вошли англо-нормандские бароны и рыцари, а созыв стал более регулярным, особая роль витенагемота как общенационального аристократического представительства, ограничивающего королевскую власть, сохранилась в новом институте, а в дальнейшем дала начало английскому парламенту.

Главное значение витенагемота заключалось в том, что он поддерживал принцип управления королём в согласии с представителями населения.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром  графства был, как правило, укрепленный  город. Собрание графства с конца  Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Таким образом, уже в англосаксонскую  эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц  административных округов, подотчетных  королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью

 

    1. Нормандское завоевание Англии

 

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

5 января 1066 года скончался  король Англии Эдуард Исповедник  не оставив после себя прямых  наследников

Витенагемот признал Гарольда наследником английского престола так как, Эдуард перед смертью завещал свой трон именно ему, брату своей жены. Гарольд был коронован и помазан на царство, получив благословение церкви.

Вильгельм Нормандский, зная, что римский папа одобряет его  намерение захватить английский престол, заручился поддержкой баронов  своего герцогства, а репутация Вильгельма обеспечила приток в его армию  большого количества рыцарей из соседних северофранцузских княжеств. Нормандцы  составляли не более трети армии  Вильгельма, остальные воины прибыли  из Мэна, Аквитании, Фландрии и Франции. В результате к августу 1066 года в распоряжении герцога была крупная и хорошо вооружённая армия, насчитывающая около 7000 человек, ядро которой составляла высокоэффективная нормандская конница, однако была и пехота.

1 августа 1086 года в  Солсбери было созвано всеобщее  собрание баронов и рыцарей  королевства, на котором они  принесли оммаж и клятву верности королю Вильгельму. Установление личной зависимости рыцарей Англии от короля имело большое значение для формирования в стране сильной королевской власти. В английском феодальном праве возникло положение, согласно которому верность рыцаря своему сеньору не могла вступать в противоречие с его верностью по отношению к королю. Это способствовало более раннему складыванию национальной монархии в Англии.

Главным принципом организации  системы управления завоёванной  Англией было желание короля Вильгельма выглядеть законным преемником Эдуарда Исповедника. Конституционная основа англосаксонского государства была полностью сохранена: витенагемот трансформировался в Большой королевский совет, прерогативы англосаксонских королей в полном объёме перешли к англо-нормандским монархам (включая права обложения налогами и единоличного издания законов), была сохранена система графств во главе с королевскими шерифами.

Основой феодального хозяйства  в нормандской Англии стал манор  – совокупность земельных владений отдельного феодала

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли  вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между  нормандскими и англосаксонскими феодалами  не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний.

 

 

 

 

Информация о работе Образование английского парламента