Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:58, реферат
Актуальность исследования. В современной России особенно актуально стоят вопросы патриотического воспитания и формирования концепции национальной идеи. В рассматриваемых памятниках древнерусской культуры - «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» идея патриотизма представлена наиболее ярко. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства. Оборона родины, объединение Руси – именно эти идеи пронизывают данные произведения литературы. Образы защитников Отечества, их речи и поступки не менее актуальны и для наших современников.
ВВЕДЕНИЕ
1. История возникновения памятников древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»
2. Историческая эпоха, описываемая в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
3. Князь и его дружина, их образы и характеристики в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РЕФЕРАТ
На тему:
Образ князя и дружины в произведениях "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве"
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. История возникновения памятников древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»
2. Историческая эпоха, описываемая в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
3. Князь и его дружина, их образы и характеристики в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В современной России особенно актуально стоят вопросы патриотического воспитания и формирования концепции национальной идеи. В рассматриваемых памятниках древнерусской культуры - «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» идея патриотизма представлена наиболее ярко. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства. Оборона родины, объединение Руси – именно эти идеи пронизывают данные произведения литературы. Образы защитников Отечества, их речи и поступки не менее актуальны и для наших современников.
Целью настоящего исследования является рассмотрение образа князей и и их дружин на основе исследований памятников древнерусской культуры – «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет».
Один из замечательных древних памятников русской письменности, является поэма "Слово о полку Игореве". История находки рукописи тоже весьма примечательна: найденная А.И. Мусиным-Пушкиным рукопись в списке XVI века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара Москвы в 1812 г. сгорела. До настоящего времени дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке. Авторство текста до сих пор не установлено. Несомненно, наиболее основательную попытку установить авторство «Слова» предпринял академик Б.А. Рыбаков[1]. Проанализировав в своей двухтомной работе колоссальный летописный материал, он высказал догадку, что этим автором мог быть Петр Бориславич, киевский боярин и – предположительно – летописец великого князя киевского Изяслава Мстиславича и его сына Мстислава Изяславича.[2]
Авторами «Повести временных лет» исследователи называют двух исторических персонажей – Нестора и Никона Печерского.
Не́стор (ок. 1056 – 1114) – древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.
Никон Печерский (? — 23 марта 1088) — древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078—1088, учёный-летописец, был канонизирован.
Оригинала рукописи не сохранилось, первая редакция «Повести временных лет» считается в настоящее время утраченной. Вторая редакция присутствует в составе Лаврентьевской летописи (вторая половина XIV века), третья содержится в составе Ипатьевской летописи (Ипатьевский и Хлебниковский списки – XV-XVI век соответственно)
«Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» созданы в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств» — княжеств — враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Падает значение Киева как центра Русской земли.[3]
Обособление отдельных земель как наследственных княжеских владений было признано при Владимире Мономахе на Любечском съезде князей в 1097 г., одно из решений которого гласило: «кождо да держить отчину свою» («пусть каждый владеет землею отца»).[4]
«...Распадение Руси на уделы было чисто следствием дележа между князьями... но не следствием стремлений самого русского народа, — писал Н. Г. Чернышевский. — Удельная разрозненность не оставила никаких следов в понятиях народа, потому что никогда не имела корней в его сердце: народ только подчинялся семейным распоряжениям князей».[5]
Главные феодальные усобицы XII в. были связаны с враждою потомства Мономаха и потомства его противника — Олега Святославича (Олега Гориславича «Слова о полку Игореве»). И Мономаховичи, и Ольговичи постоянно пользовались половецкою помощью в своих походах на соседние русские княжества, но особенно часто прибегали к помощи половцев именно черниговские Ольговичи.
Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине XI в. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя (Византийская империя) постоянно обращалась за помощью против половцев к русским князьям. Русским князьям в начале XII в. удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев разоряли мирное население русских сел и городов. Половцы уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство жителей. Особенно усилилось половецкое давление на русские земли в 70-е годы.
В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты.
«Повесть временных лет» с ее всемирно-историческим введением, с ее широким стремлением обосновать место русского народа среди других народов мира, с ее особым вниманием к героическому, к военным подвигам, к славе русского оружия вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. Перед нами в «Повести временных лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение к родной истории.
Исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, отмечали, что «Повесть временных лет» отражает в своем содержании победу феодального общественного уклада над дофеодальным — патриархально-общинным. Она создана в эпоху, когда феодальная культура была явлением прогрессивным, молодым. Летописцы, соединившие свои усилия в создании «Повести временных лет», несмотря на всю свою грусть по утрате былого единства Руси, несмотря на весь свой гнев на начавшиеся раздоры князей, полны оптимизма, они гордятся Русью — ее прошлым и будущим. Это достаточно отчетливо видно на одном примере. Под 1093 г. летописец рассказывает об одном из самых ужасных последствий феодальной раздробленности: нашествии половцев. Он дает яркую картину страданий русских людей, угоняемых в плен половцами: «стражюще, печальни, мучими, зимою оцепляеми, в алчи и в жажи и в беде, опустневше лици, почерневше телесы; незнаемою страною, языком испаленым, нази (нагие) ходяще и боси, ноги имуще сбодены тернием»[6].
Летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть рекы, напаяюще вселеную» («Повесть временных лет» под 1037 г.). Это сравнение летописца как нельзя более подходит и к самой летописи.
Автор «Слова о полку Игореве» — сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В “Слове” мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществиться объединение русских земель.
Кем же являлся герой «Слова о полку Игореве»?
Князь Игорь Святославович (в крещении Георгий) был сыном новгородского князя Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника. Родился 3 апреля 1150 года в городе Чернигове. Стал князем новгород-северским и черниговским в 1178 году. Имел сильную дружину, которую не раз водил на половцев. Был женат на дочери Ярослава Осмомысла Галицкого Ефросинье (вторая его жена). У Игоря было 5 сыновей – Владимир, Роман, Олег, Святослав, Ростислав – и дочь (имя неизвестно). В походе 23 апреля – 12 мая, предпринятом совместно с братом Всеволодом, сыном Владимиром, племянником Святославом Ольговичем и черниговским воеводой Ольстином Олексичем, был ранен, потерпел поражение, попал в плен, из которого позже бежал.
Летописцы дали неоднозначную характеристику Игорю, но все отмечали его мужество, благородство, воинскую честь. Умер князь Игорь Святославович в возрасте 52 лет в городе Чернигове, в 1202 г.
Основными чертами главного героя, автор показывает мужество и воинскую отвагу. Князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Так, например, говорится о том, что во время самого напряженного боя князь Игорь снял шлем для того, чтобы дружинники узнавали его и собирались вокруг него. О воинском мужестве князя сказано следующее:
Скрепил ум силою своею
И поострил сердце свое мужеством;
Исполнившись ратного духа,
Навел свои храбрые полки
На землю Половецкую
За землю Русскую.
Именно этими словами безвестный автор «Слова» рисует образ князя Игоря, отмечая, по его мнению основные характеристики образа князя как военачальника.
При изучении летописей «Повести временных лет» исследователи отмечают, что источник содержит портреты и характеристики более сорока русских князей.
Особенно рельефна в «Повести временных лет» характеристика бесстрашного князя Святослава, всю свою недолгую жизнь проведшего в далеких походах. «Князю Святославу възрастъшю и възмужавшю, нача вой совкупляти многи и храбры, и легъко ходя, аки пардус (как гепард) войны многи творяше».
Дружина князя в рассматриваемых произведениях постоянно присутствует, как фон для княжеского портрета. Она составляет опору князя, его ближайшее окружение.
Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.
Внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции. С течением времени роль дружины в политических делах и ее влияние на князя изменялись.
Рассмотрим, как описывают авторы «Слова о полку Игореве» и «Повести временных лет» характеристики воинов княжеских дружин:
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили,
Ища себе чести, а князю – славы.[7]
«Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам...» («Повесть временных лет», 971 г.).
«Аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною», — говорит Вышата своей дружине («Повесть временных лет», 1043 г.).
Таким образом можно сделать следующие выводы.
Выводы
постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах Повести временных лет свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;
под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;
внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции;
«историзм» литературы Древней Руси был всецело подчинен ее патриотизму. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства.
настойчивая и отчетливо выраженная патриотическая идея «Слова» была сформулирована К. Марксом: «суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4
[1] Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор „Слова о полку Игореве“ – М., 1972.
[2] Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976
[3] Лихачев Д. С. Великое наследие. – М., 1997.
[4] Фроянов И.Я. История России от древнейших времен до начала ХХ века – М., 2005.
[5] Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч.: Т. 3. - М., 1987.
[6] Повесть временных лет. Ч.4/ Под ред. Д. Лихачева – М., ЭКСМО, 2009.
[7] Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976