Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:45, доклад
В XIV веке на Руси начался медленный процесс преодоления раздробленности и формирования единого государства. Его основную территорию составили Владимиро-Суздальская, Новгородская, Смоленская, Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества.
Объединение страны и централизация стали возможны именно в тот период, когда возросли силы русских земель для более активного сопротивления ордынскому игу.
В XIV веке на Руси
начался медленный процесс
Объединение страны и централизация
стали возможны именно в тот период,
когда возросли силы русских земель
для более активного
Процесс собирания русских земель прошел несколько этапов. Первый этап связан с выделением Московского княжества при князе Данииле в последней четверти XIII века и продолжался до второй половины XIV века — времени княжения Ивана Калиты и его сыновей. В этот период были заложены основы могущества Москвы. Затем следует время правления Дмитрия Донского и его сына Василия I, т. е. вторая половина XIV века. Оно характеризовалось значительными военными успехами Руси в борьбе с Золотой Ордой, территориальным ростом московских земель и повышением авторитета московских князей.
а рубеже 13-14 вв. раздробленность Руси достигла апогея. К середине 14 века наметились предпосылки объединения русских земель: развивалось крупное феодальное землевладение, социальная борьба крестьян требовала усиления центральной власти, развивались экономические связи между землями, необходимость дать отпор Золотой Орде, сохранился русский дух единого народа, все князи шли из одного рода Рюриковичей. Мудрая политика московских князей, которые где силой, где с помощью денег, увеличили территорию Московского княжества Объединение Руси — начавшийся в XIII веке процесс реинтеграции раздробленных русских княжеств вокруг нескольких новых политических центров, проводивших политику «собирания русских земель». Объединение осуществлялось в различных формах — через наследование, путём покупки, на основании ярлыка, полученного в Орде, и посредством завоеваний. В Северо-Восточной Руси этот процесс возглавило Великое княжество Московское, вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с Великим княжеством Тверским и другими княжествами и ставшее основой Русского централизованного государства. В Юго-Западной Руси собирание русских земель проводило Великое княжество Литовское, достигшее к концу XV века максимального территориального расширения.
В начале XIII века Русь состояла из полутора десятков княжеств,
в большинстве которых шёл интенсивный
процесс образования более мелких уделов.
В то же время вызревало несколько потенциальных
центров объединения. Наиболее могущественными
русскими землями на северо-востоке были Владимиро-Суздальская и С
Однако естественный ход централизации оказался, перечёркнут монгольским нашествием (1237—1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Владимирский князь Ярослав Всеволодович в 1243 году получил ярлык от хана Батыя на всю Русь и отправил своего наместника в Киев. Но после смерти Ярослава, который был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме в 1246 году, было выдано два ярлыка его сыновьям: Андрею — на Владимирское княжество, а Александру Невскому — на Киев и Новгород. В Южной Руси единственным сильным князем остался Даниил Романович Галицкий. В 1250—1253 годах он покорил ятвяжские земли и Чёрную Русь, а в1254 году получил из рук папы римского титул короля Руси. Даниил своими силами выступил против Орды и нанес её войску ряд поражений, став, таким образом, первым русским правителем, который сумел выбить монголо-татар со своей земли. Тем не менее, избавиться от ордынской зависимости Галицко-Волынскому княжеству не удалось. В 1325 году род Романовичей был отстранён от власти, что положило начало войне за галицко-волынское наследство. Её результатом стал раздел княжества между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским.
Во второй половине XIII
века большинство ранее
В XIV веке бо́льшая часть русских земель оказалась
объединена вокруг Вильны — столицы возникшего Великого княжества
Литовского и Русского. В течение XIII—XV
веков во владении великих литовских князей
из рода Гедиминовичей оказались Г
Вхождение в состав Литвы ослабило, а впоследствии положило конец верховной власти Золотой Орды на этих землях. Великий князь Ольгерд заявлял о своём желании объединить под своим владением всю Русь. Наибольшего могущества Великое княжество Литовское достигло в годы правления великого князя Витовта. После вхождения в состав Литвы Смоленского княжества во второй половине XIV века литовские владения вплотную подошли к границам Московского княжества. В ослабленной Южной Руси литовцы не встретили серьёзных конкурентов.
Иная ситуация была в Северо-Восточной
Руси, где по-прежнему правили Рюриковичи,
потомки Мономаха: там существовало несколько крупных
княжеств, которые боролись друг с другом
за контроль над Владимирским великокняжеским
столом. С начала XIV века великие князья владимирские стали носить
титул с приставкой «всея Руси», но их реальная власть ограничивалась
только территорией Владимирской земли
и Новгородом. В XIII веке владимирским столом владели князья Твери, Костромы, Переяс
Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) длительное время оставалась автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением подчинялся именно владимирским князьям. В 1333 году на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович[1].
Дальнейшее развитие двух русских государств, Москвы и Литвы, шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, знать находилась на положении княжеских слуг. Великое княжество Литовское, частично сохраняя традиции Киевской Руси (так называемый принцип старины), развивалось по центрально-европейским образцам с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами.