О понятии «Древний Восток»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:38, доклад

Описание работы

О понятии «Древний Восток».
Под термином «Древний Восток» понимается история первых государственных образований и цивилизаций, которые сформировались в большой географической зоне, протянувшейся с запада на восток — от средиземноморского побережья до берегов Тихого океана и с севера на юг — от среднеазиатских пустынь до Эфиопского нагорья. На этой обширной территории раньше, чем в других регионах, произошло разложение примитивных родовых отношений, и возникли первые институты цивилизации: производящая прибыльная экономика, социально расчлененное общество и

Работа содержит 1 файл

Древний Восток.docx

— 25.63 Кб (Скачать)

О понятии «Древний Восток».

 

Под термином «Древний Восток» понимается история первых государственных образований и цивилизаций, которые сформировались в большой географической зоне, протянувшейся с запада на восток — от средиземноморского побережья до берегов Тихого океана и с севера на юг — от среднеазиатских пустынь до Эфиопского нагорья. На этой обширной территории раньше, чем в других регионах, произошло разложение примитивных родовых отношений, и возникли первые институты цивилизации: производящая прибыльная экономика, социально расчлененное общество и частная собственность, государство и право как органы управления. На месте небольших родовых поселков появились многолюдные города с монументальными зданиями, была изобретена письменность.

Зарождение  первых цивилизаций на Древнем Востоке стало началом нового этапа всемирной истории, этапа существования, совершенствования и процветания человеческого общества и его культуры, продолжающегося до наших дней. Сохранившиеся источники позволяют датировать начало цивилизанионного процесса в мировой истории серединой IV тыс. до н.э., а местом рождения первых цивилизаций определить долину Нила (Древний Египет) и долину Евфрата и Тигра (Древняя Месопотамия). Зародившаяся в этих двух первых центрах в III — II тыс. до н.э. цивилизация как принципиально новая культура распространилась по всей географической зоне Древнего Востока вплоть до Китая. Во II — I тыс. до н.э. древневосточная цивилизация представляла собой специфическую общественную 
систему, обогатившую мировую историю и культуру выдающимися достижениями в самых различных областях производства, социальных отношений, государственности и культуры. К середине I тыс. н. э. древневосточная цивилизация вступила в полосу кризиса, который привел к коренной трансформации и созданию 
нового типа цивилизации, которая получила название средневековой восточной цивилизации.

Таким образом, историческое существование древневосточной цивилизации продолжалось около 4 тысяч лет — с середины IV тыс. до н.э. до середины 1 тыс. н.э.

 

Особенности природных  условий.

 
В обширной географической зоне, в которой возникали древневосточные государства, при всем многообразии природных условий прослеживаются некоторые особенности, общие для 
всех стран Древнего Востока. Такой особенностью является наличие великих рек, таких как Нил в Египте (длина ок. 6700 км); Тигр (ок. 1900 км) и Евфрат (ок. 3000 км) в Месопотамии; 
Инд (ок. 3180 км) и Ганг (ок. 2700 км) в Индии; Хуанхэ (ок. 4850 км) в Китае. Эти реки образуют долины с плодородной почвой, являются источником столь необходимой в засушливом климате влаги и обеспечивают самые благоприятные условия для занятия прибыльным земледелием — основой основ жизнедеятельности населения.

Как правило, вокруг этих речных долин располагались горные кряжи или каменистые плоскогорья, изобилующие полезными ископаемыми, металлами, камнем, строительным лесом. Все это было необходимо для занятий разнообразными ремеслами. 
Однако для освоения природных богатств поселившемуся в этих долинах человеку нужно было проявить умения, знания и волю для регулирования грандиозных разливов великих рек через организацию системы ирригационных сооружений, наладить 
добычу полезных ископаемых и их транспортировку в земледельческие районы. Умелая адаптация к сложным, 
хотя и благоприятным природным условиям пробуждала энергию и инициативу людей, способствовала развитию производительных сил, накоплению производственного опыта, созданию высокой культуры.

Неудивительно, что именно в долинах рек Нила и Евфрата сформировались первые центры цивилизации 
и были созданы первичные институты общества и культуры.

 

«Городская революция».

 

В родовых  поселках первобытных людей редкое население проживало в условиях примитивного быта: пещерах, жалких 
хижинах, временных стоянках. В середине IVтыс. до н.э. появились крупные поселения с многочисленным населением, возводились монументальные сооружения, в которых размещались вожди и их приближенные, строились храмы. Такие поселения обносились оборонительной стеной для зашиты от воинственных соседей. Вокруг вождя-правителя формировалась верная ему вооруженная дружина, на содержание которой собирались взносы с рядового населения. Возник новый тип поселения как центр пребывании вождя и его дружины, т.е. как административный 
центр. Здесь же создавался и религиозный центр области, возводились храмы богов, проживал обслуживающий персонал.

Необходимость поддержания обороноспособности поселения, обслуживания вождя, его приближенных и религиозного культа способствовала организации ремесленного производства (строительство, изготовление вооружения) и превращению его в 
ремесленный центр соседней округи. Этот новый тип поселения, обнесенный оборонительными стенами и играющий роль административного, религиозного и экономического центра округи, приобрел все функции города. Здесь находились наиболее 
важные органы управления, концентрировались лучшие интеллектуальные и художественные силы. Именно город превратился в важнейший фактор развития рождающейся цивилизации, носителя ее институтов.

Город являлся  центром обширной сельской округи, включающей в себя несколько деревенских поселков. Каждый такой поселок представлял собой сельскую общину, в которой были сильны коллективистские, соседские связи. Здесь существовала своя 
организация, местное самоуправление, проходили собрания, на которых решались местные дела, в том числе проводились разделы общинных земельных наделов, распределялись налоговые сборы в пользу верховных правителей. Особенностью социальных отношений в большинстве древневосточных стран было сохранение 
прочных общинных связей на протяжении многих столетий, что не могло не тормозить зарождение частнособственнических отношений.

 

Древневосточная деспотия.

 

 Благоприятная жизнедеятельность населения в долинах рек, где зародились первые институты цивилизационного общества, была возможна лишь при условии успешного приспособления 
к сложному режиму великих рек (Нил, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ). Необходимо было регулировать их режим и отвод излишков влаги, обеспечивать хранение ее в специальных резервуарах при разливах и орошение полей при наступающей засухе. Не только небольшая деревенская община, но и отдельный район не могли справиться с могучей стихией. Нужно было объединить усилия всей страны. Эта важнейшая функция создания эффективного хозяйства возлагалась на государство и его аппарат. Являясь организатором сложной системы ирригационного земледелия, государство рассматривало орошаемую землю как государственную (царскую) собственность. На части земель создавались крупные царские хозяйства, часть земли раздавалась 
придворной или военной аристократии, но основной земельный массив передавался в наследственное владение (но не в собственность) сельским общинам, распределявшим ее 
среди рядовых общинников. В пользу государства они должны были вносить многочисленные налоги и исполнять повинности.

Таким образом, государственная власть, т.е. верховный правитель и его бюрократический аппарат, выступала не только как охранитель внутреннего порядка, защитник населения от 
внешних нападений, но и как организатор всей хозяйственной жизни страны. Царские чиновники вмешивались во все сферы жизни общества, контролировали деятельность всех слоев населения, что ставило царскую власть и его бюрократический аппарат в особое положение. В странах Древнего Востока формировался особый тип государственности, получившей название «древневосточная деспотия», т.е. неограниченная монархия, сосредоточившая в руках царя законодательную, судебную, исполнительную власть, предполагавшая полное бесправие населения.

Яркой особенностью древневосточной деспотии стало обожествление правителя-деспота. Он признавался возлюбленным сыном богов, а в некоторых странах, например в Египте, даже одним из богов. Был разработан пышный ритуал «явления» царя 
подданным. В его честь проводились богослужения, строились храмы, ему полагалось особое захоронение (египетские пирамиды). Но представлениям древневосточных людей, только 
неограниченная власть обожествленного монарха могла обеспечить нормальную жизнь населения, защиту от внешних врагов и внутренних беспорядков. Исторический опыт существования древневосточных государств показал, что, как только власть верховного правителя ослабевала, а внутри правящей бюрократии начинался раскол, внешнее могущество, как и 
внутреннее положение, начинало ухудшаться, в стране происходили восстания, наступали хаос и разруха.

 

Этический состав населения.

 

 В  зоне древневосточных стран, охватывающей большую часть азиатского материка и северо-восточной части Африки, проживало многочисленное население, принадлежащее к разным 
расам, культурно-языковым общностям, народностям, этническим группам и племенным объединениям. Представители европеоидной (евразийской) группы населяли главным образом области Ближнего и Среднего Востока, монголоидной (азиатско-американской) группы — Дальний Восток, а негро-австралоидной группы — Южную Индию и Мероэ.

Каждая из этих расовых групп делилась, в свою очередь, на крупные культурно-языковые общности: семитскую ветвь, населявшую район Благодатного Полумесяца, полуостров Аравия; хамитскую языковую семью (в Египте) и племена индоевропейской общности, расселившиеся в Малой Азии, на Иранском плоскогорье и на севере Индии.

В составе каждой культурно-языковой общности выделились устойчивые этнические группы, народности или племенные объединения. Особенно дробной была структура семитской 
культурно-языковой общности. В ней выделились как самостоятельные этносы аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы. Среди индоевропейской общности 
выделились анатолийская или хетто-лувийская и индо-иранская группы, в свою очередь, разделившиеся на иранскую и индо-арийскую группы. Особое место занимали на Ближнем 
Востоке племенные объединения кавказской языковой семьи (хурриты, урарты), племена хаттов (Малая Азия), темнокожие племена дравидов в Индостане. Древнекитайские племена 
говорили на языках сино-тибетской (тибето-китайской) этнической общности.

Представители всех этих расовых культурно-языковых общностей, народностей и племен в IV— III тыс. до н.э. развивались довольно изолированно. К II —I тыс. до н.э. между ними начался процесс интенсивного этнического и культурно-языкового взаимодействия, который привел к созданию устойчивых этнических групп, определяемых как народности: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской. Каждая их них 
представляла собой сложный сплав языковых, культурных, ментальных признаков, восходящих к многочисленным исходным этносам, расам, племенам, взаимодействующим на определенном пространстве в течение многих столетий и тысячелетий. Процесс этнического взаимодействия и формирования новых народностей, 
обогащенных лучшими признаками исходных этносов, стал важным фактором развития древневосточной цивилизации.

 

Древневосточная культура и религия.

 

 Народы  Древнего Востока в процессе длительного исторического развития создали высокую по уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая стала одним из важных этапов в развитии мировой культуры. Многие достижения древневосточной культуры, 
шедевры и культурные ценности оказали благотворное воздействие на развитие античной и всей мировой культуры. Как оригинальная система древневосточная культура обладала целым рядом особенностей, которые отражали специфику древневосточной природы и древневосточной цивилизации как таковой. Только что вышедшая из глубины родовых отношений и младенческого состояния человечества древневосточная цивилизация в значительной степени зависела от окружающих природных сил, обожествляла их, еще слабо разделяла мир человека и мир природы, зачастую отождествляя их. Это отождествление двух 
миров пронизывало все мировоззрение древнего человека. Он чувствовал бессилие перед жгучими лучами солнца, разливами великих рек, дикими животными. Свой страх перед силами 
природы, всемогущей властью деспота восточный житель стремился преодолеть через их обожествление в образе грозных всесокрушающих богов, принесение им на алтарь многочисленных жертв, в том числе человеческих.

Вместе  с тем недостаток знаний, отсутствие многих орудий груда заставлял древнего человека бережно хранить новые знания и добытые технологии и передавать их своим потомкам. Отсюда такие особенности древневосточной культуры, как прагматизм, консерватизм и традиционализм. Главными принципами в создании новых культурных ценностей были разработка необходимых для выживания технологий, бережное сохранение достигнутого опыта. Новые разработки появлялись медленно и, как правило, в русле традиционных достижений. Отсюда происходило замедленное развитие культуры как системы. Однако к I тыс. до н.э. древневосточная культура накопила огромный исторический опыт и превратилась в сложную и богатую систему, создавшую замечательные культурные ценности, вошедшие в сокровищницу 
мировой культуры.


Информация о работе О понятии «Древний Восток»