Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:07, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение периода истории СССР, называемого «хрущевской оттепелью», оценка внутренней и внешней политики в этот период, а также ознакомление с личностью Н.С. Хрущева.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Личность Н.С. Хрущева………………………………………………………………………3
2. Внешнеполитическая деятельность Н.С. Хрущева…………………………………………5
3. Внутренняя политика: реформы и начинания в экономике……………………………....11
4. Значение хрущевского десятилетия………………………………………………………...14
5. Заключение…………………………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………………………......17
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. Весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.
Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения обязательного всеобщего восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в посильный общественно полезный труд», и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.
Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.
С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам.
Итак, подведем итог этому важному историческому периоду под названием «хрущевская оттепель». После смерти Сталина Хрущеву удалось обойти своих главных соперников, захватить власть и создать управленческий аппарат. «Лишь в первое время аппарат поддерживал деятельность Хрущева по проведению реформ и десталинизации, положившую конец периодическим чисткам, установившую более или менее стабильную - в связи с отказом от репрессий - систему, одновременно достаточно открытую для возможного восхождения по ее ступеням без страха за свою жизнь. Однако последовавшие вскоре одна за другой реформы разрушили эту идеальную схему. Начатая в 1957 г. реформа совнархозов затронула высшие круги и отправила тысячи московских служащих в провинцию. Реформы 1961 и 1962 гг. усилили недовольство, которое распространилось на очень многих членов ЦК, занимавших ключевые посты секретарей областных и республиканских комитетов партии и оказавшихся перед угрозой лишиться их. Натолкнувшись на фронду партийной номенклатуры, также отвернувшейся от него, Хрущев, начиная с 1961 -- 1962 гг. все больше и больше стал обращаться к «технократам» экономического аппарата, которым он позволил участвовать в принятии решений, приглашая на «расширенные пленумы» ЦК. И в этой сфере хрущевские реформы породили недовольных - теперь в среде плановиков, основной задачей и стремлением которых было распределение материальных и финансовых ресурсов между представителями регионов. Хрущевские инициативы вызывали также недовольство многочисленных местных кадров, хозяйственных руководителей, которые, из-за невозможности практически «догнать и перегнать Америку», должны были представлять наверх «теоретически» установленные и зафиксированные в планах результаты, что вело к нагромождению обмана и приписок. Наконец, целый ряд шагов первого секретаря ЦК КПСС настроил против него и часть военных. Решающую роль в этом сыграло увольнение из армии более 200 тыс. офицеров в начале 60-х гг. в соответствии с идеями Хрущева о «всеядерном» будущем, оборотной стороной которых было сокращение обычных вооруженных сил»
В
своей совокупности недовольство самых
разных социальных слоев общества стало
для Хрущева роковым. Бунт аппарата на
фоне равнодушия общества и интеллектуальной
элиты привел Никиту Сергеевича Хрущева
14 октября 1964 г. к поражению.
Заключение.
В 1964 году завершилась политическая деятельность Н.C. Хрущева, в течение десяти лет возглавляющего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы. Удивительным и на первый взгляд не логичным кажется поступок Н. С. Хрущева, бывшего своим человеком в окружении Сталина.
Его доклад на ХХ съезде КПСС, произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люди увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, затем постепенно началось возрождение Советского Союза. Реформы сыпались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего окружения Н. С. Хрущева, и, прежде всего, он сам, Никита Сергеевич спешил - хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.
Причиной
многих неудач Н. С. Хрущева, действительно,
была спешка и его взрывной характер.
Однако во всех его делах всегда
четко просматривалось
Цена побед советских людей была не малой. Мировое лидерство предъявило счет, и этот счет был не малый. Все меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но все же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле. Советские люди воочию убедились, что такая острейшая проблема как жилищная решается и решается ощутимо. В магазинах появлялось все больше и больше промышленных товаров. Стремилось накормить людей сельское хозяйство. Однако трудности продолжали иметь место. На этих трудностях и сыграла оппозиция Н. С. Хрущева. Он был лишен всех государственных прав и правительственных постов.
Не смотря на все ошибки и упущения Никиты Сергеевича, люди благодарны ему и этому есть подтверждение. И все же мы сегодня часто вспоминаем времена «хрущевской оттепели», ищем истоки многих нынешних перемен в «том» десятилетии, сравниваем «то» обновление с нынешним очистительным процессом. Значит, не зря все это было? Хорошо сказал о Хрущеве известный советский кинорежиссер М. Ромм : «Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манин, и кукуруза…А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди…И к нему никто не будет иметь - ни завтра ни после завтра. И истинное значение его, для нас всех, мы осознаем только спустя много лет…В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев - та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам…» [
Н.С.Хрущёв умер в 1971 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен оригинальный бюст, выполненный ныне знаменитым Эрнстом Неизвестным, который в своё время так и не нашёл взаимопонимание Н.С.Хрущёва и был вынужден эмигрировать за границу. Одна половина бюста тёмная, а другая - светлая, что действительно объективно отражает деятельность Н.С.Хрущёва, оставившего значительный след в истории Советского Союза.
1. Аджубей А. И. Те десять лет - М.: Сов. Россия, 1989. - 336 с. ISBN 5-268-00881-1
2. Аксютин Ю.В. Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии - М.: Политиздат, 1989. - 367 с.
3. Бурлацкий Ф. Глоток свободы. В 2-х кн. Книга первая. - М.: РИК Культура, 1997. - 576 с.
4. Верт Н. История советского государства в 1900-1991 годы - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 480 с.
5. Комлев М.И. Правда истории. Часть II. От Хрущева до Горбачева / Редакционно-издательский отдел. - Владимир, 1996. - 116 с. ISBN 5-88280-109-5
6. Яковлев А.Н. Омут памяти. От Столыпина до Путина: В 2-х книгах. Книга первая. - М.: Вагриус, 2001. - 624 с.