Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:59, биография
Рассматривая деятельность Петра Столыпина на посту премьер-министра России с 1906 года по 1911 год, невозможно не прийти к мысли, что существует поразительно много буквальных совпадений с положением России в то время с ситуацией современной России, а принимаемые меры очень во многом похожи, разумеется, с поправкой на наше время.
«Новый шанс через сто
лет».
Рассматривая
деятельность Петра Столыпина на
посту премьер-министра России с 1906
года по 1911 год, невозможно не прийти к
мысли, что существует поразительно
много буквальных совпадений с положением
России в то время с ситуацией
современной России, а принимаемые меры
очень во многом похожи, разумеется, с
поправкой на наше время.
Петр Столыпин был назначен на пост премьер-министра в момент, когда народное хозяйство было в полном расстройстве. Финансовая система - в упадке. Самое страшное для государственника - народ не верил российскому государству, революционеры всех мастей требовали решительного слома государственной машины и не останавливались ни перед чем для достижения этой своей заветной цели. Бунтовали целые губернии, в городах свирепствовали террористы. Под них маскировались обыкновенные бандиты и убийцы. Национальные окраины требовали независимости и тоже не стесняли себя в выборе средств борьбы.
Мощнейшим фактором, провоцирующим народные бунты, были наследственные болезни российской империи: полукрепостническое, неэффективное сельское хозяйство, оторванность десятков миллионов человек, целых социальных классов от управления государством, невежество большинства населения.
В этой ситуации Петр Столыпин принял, я считаю, единственно возможное решение: прежде всего, решительно навести законный порядок в стране. По оставшимся воспоминаниям видно, что он отчетливо понимал, что тем самым он обрекает себя на проклятия со стороны интеллигенции. Но его желание противопоставить “кровавому бреду террора” исключительные законы для предотвращения распада государства - было решительным и непоколебимым. Он четко обозначил пределы политической и экономической свобод, при которых во главу угла ставились не какие-то абстрактные понятия, надерганные по большей части из различных академических теорий, а абсолютно конкретные цели и задачи. Ему надо было вывести Россию из кризиса и разработать механизмы ее дальнейшего процветания.
С точки зрения прошедших ста лет, как бы мы не упрекали Петра Столыпина за жестокость в наведении порядка в стране, но тот факт, что он дал России четкие ориентиры развития: в политике - парламентаризм и законность, в экономике - широчайшее поле деятельности для частной инициативы и создание экономически сильного среднего класса как основного гаранта стабильности и процветания государства, - нельзя отрицать. Как и то, что без таких ориентиров и без жесткости в наведении порядка страна вполне могла бы развалиться на куски.
Потому он решительно отстаивал необходимость Госдумы как законодательного органа. Он решительно отвергал предложения о прекращении в России парламентских экспериментов вообще, после того, как были распущены I и II Думы в силу их популизма и неспособности заниматься решением своих основных задач: разработкой необходимых для государства законов. И он, по сути, совершил настоящий государственный переворот, сменил политический строй России. Он заставил работать и Государственный совет, который до Петра Столыпина был лишь непонятно для чего существующей структурой без определенного регламента работы, без четких задач и который даже собирался далеко не каждый год. Столыпин превратил этот орган в верхнюю законодательную палату, тесно привязав его деятельность к работе Думы. Тем самым он обеспечил эффективное и управляемое прохождение через законодательные органы России наиболее важных законов, без которых выход страны из кризиса был бы невозможен.
И эти законы были приняты.
Я думаю, что среди самых важных дел была земельная реформа.
За нее Столыпин получил едва ли больше шишек, чем даже за решение передавать дела по террористам и бандитам, захваченным с оружием на месте преступления, в ведение военно-полевых судов. Существовавшая на протяжении веков единственная форма собственности на землю - община - если и имела какие-то исторические обоснования и имевшая смысл при наличии помещичьего землепользования, после 1861 года лишилась всех преимуществ и даже стала наносить вред российскому сельскому хозяйству и российской экономике в целом.
Реорганизация общины, переход к частному землепользованию и сведение всех отрубов в отдельные хуторские участки - было абсолютно логичным шагом. Но против него, так же как и против решительных мер по наведению порядка в стране, выступила вся интеллигенция. Причем, как это ни странно, но упор делался, прежде всего, на моральную сторону дела. Особо подчеркивалась социальная роль общины, не дающей нищему крестьянину окончательно обнищать и помереть голодной смертью. В решительный бой против Столыпина ринулись Лев Толстой, Глеб Успенский и их почитатели, имевших примерно равное с ними понимание причин аграрных проблем. Были подняты на щит прежние выступления в защиту общины Александра Герцена и Николая Чернышевского.
Главная заслуга государственника Петра Столыпина, по моему мнению, да и как я узнала, по мнению всей народности, заключается в том, что он не дал себя запутать и никогда не смешивал политические, моральные и экономические вопросы. Энергичная деятельность Столыпина по земельной реформе привела к крайне важным результатам. Если до него с 1861 года вышли из общины лишь 140 тысяч крестьян, то с 1906 по 1916 годы - почти 2 миллиона дворов, из них перешли на хутора - 1,2 миллиона крестьян, а заявления еще более чем 4 миллионов крестьян находились на рассмотрении землеустроителей.
Однако реформа государственного устройства и аграрная реформа не исчерпывают все сделанное Петром Столыпиным.
Чего
стоит военная реформа, подведшая
итог различным экспериментам
При всем при том он был ярым противником военного разрешения мировых проблем и даже стал одним из инициаторов Международного парламента и Мирового банка как механизмов мирного разрешения межгосударственных проблем.
Разумеется, и это далеко не все, что удалось сделать Петру Столыпину за неполные пять лет, что он был на посту премьер-министра.
Но, анализируя
болевые точки тогдашней России
и принятые тогда меры, невозможно
не прийти к мысли о том, что
очень многое из сделанного тогда
совпадает с тем, что приходится делать
сегодня. Это и введение частной собственности
на землю, это и реформа муниципального
самоуправления, это и военная реформа,
и реформа государственного устройства
и многие другие реформы, ключевым образом
меняющие суть взаимоотношений в России.
И в этой связи уроки Петра Столыпина в
том, что выбранных направлений реформирования
надо держаться очень твердо, не слушая
тех, кто путает политику с экономикой,
закон с традицией и государство с собственными
интересами. Сроки проведения реформ должны
быть минимальными, а интенсивность их
проведения - очень высокой, с тем, чтобы
уже через несколько лет люди реально
оценили их первые результаты и были готовы
к серьезной трудоемкой и кропотливой
работе по их продолжению.
И как же жаль, что в России столетие спустя приходится заново реализовывать многие идеи Петра Столыпина!
Петр Аркадьевич Столыпин мечтал о 20 спокойных годах для России. Очень хочется верить, что уроки Петра Столыпина не пропали даром, и намеченные чрезвычайно важные для блага России и всех россиян реформы будут проведены.