Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 23:30, курсовая работа
США – страна, чрезвычайно интересная страна с точки зрения исторического, экономического и правового изучения. Как ей удалось за 300 с лишним лет стать первой экономикой мира, иметь самый большой ВВП и почему тот же ВВП измеряется именно в долларах США? Однако помимо больших успехов в развитии страна пережила ряд значительных в мировом масштабе потрясений.
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
Тема: «Новый курс» Рузвельта
Выполнил
студент 1-го курса (2 гр.)
Института
МЧП: __________ Ханнанов Э. А.
Проверила:___________доц. Байгарина А. Е.
Москва
2009
Единственное,
чего мы должны
бояться - это самого
страха.
Ф. Д. Рузвельт
США – страна, чрезвычайно интересная страна с точки зрения исторического, экономического и правового изучения. Как ей удалось за 300 с лишним лет стать первой экономикой мира, иметь самый большой ВВП и почему тот же ВВП измеряется именно в долларах США? Однако помимо больших успехов в развитии страна пережила ряд значительных в мировом масштабе потрясений. Одним из таких был Мировой финансовый кризис, начавшийся в 1929 году. Кризис затронул все сферы жизни американцев. Особенно актуальна эта тема сегодня, во время Мирового финансового кризиса, начавшегося в конце 2008 года.
Теория экономических циклов гласит, что стадии кризиса предшествует экономический рост. Эта теория явно подтверждается в США в 20-х годах. В стране царил настоящий экономический бум. Поколение американцев тех годов наслаждалось самым высоким в мире жизненным уровнем и упивалось «эрой процветания», казалось, бесконечной. О процветании свидетельствовали реальные цифры. Например, во второй половине 20-х годов выпускалось ежегодно 5,4 млн. автомобилей, которые впервые могли свободно приобрести не только богатые, но и средние американцы.
Президент Гувер, вступивший в должность президента США в 1929 году, перенял курс внутренней политики от своих предшественников. В ее основе лежал принцип laissez-faire, также известный, как принцип «грубого индивидуализма». Администрация Гувера практически не вмешивалась в экономику страны. Компании проводили чудовищную монополистическую политику. Так, к 1929 году всего 1% американских банков контролировал почти половину банковских ресурсов страны. Процесс казался бесконечным – крупные компании и банки поглощали более мелкие и затем сами объединялись в ещё более крупные монополии. Это вело к сильному перепроизводству и одновременному увеличению цен.
Кредитные пирамиды были впечатляющими. Люди покупали в кредит дома, машины, квартиры. Их манила идея получить всё и сразу, а заплатить потом.
К 1929 году в игре на бирже принимали участие не менее 1 миллиона человек. 90% всех сделок носило неинвестиционный, спекулятивный характер. Ежедневно от 4 до 5 миллионов акций меняли своих владельцев. Значительная часть игроков использовали для операций на бирже кредитные ресурсы: акции закладывались в банке, брался новый кредит, на них покупались новые акции и т. д.
24 октября (в так называемый «Черный четверг») началась паническая распродажа акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. 29 октября («Черный вторник») за один день было продано 16,4 миллиона акций по бросовым ценам. Общий индекс деловой активности к концу года упал в два раза. Началась «Великая депрессия».
Можно
выделить следующие причины
Нельзя говорить, что только эти факторы стали роковыми для экономики США и мира в целом. Учёные спорят на этот счет, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.
К
концу своего президентского срока
Герберт Гувер был крайне не популярен
во всех слоях общества. Его называли
главным виновником произошедшего
кризиса и винили в неспособности
ему противостоять. Поэтому 8 ноября
1932 года кандидат от демократической партии
Ф. Рузвельт с лёгкостью выиграл у Гувера
выборы в президенты США с перевесом в
7 миллионов голосов. Перед правительством
стояли задачи:
Рузвельт стал действовать незамедлительно. Одним из первых его было объявление 5 марта «банковских каникул» на неделю, во время которой были закрыты все банки США. Далее с целью «очистки» банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Спустя несколько дней созванный на чрезвычайную сессию Конгресс принял Чрезвычайный закон о банках, дающий право президенту санкционировать возобновление деятельности только устойчивых банков. Сначала открылись 12 банков Федеральной резервной системы, а затем постепенно и остальные частные банки, которым удалось заручиться господдержкой. Более 6 тысяч «нездоровых» банков перестали существовать.
Одним из важнейших стал закон Гласса-Стигалла от 21 июня. Коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации - тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. Так же по этому закону депозитные и инвестиционные функции банков были разделены, чем ставился барьер спекулятивным операциям. Гарантировалось страхование банковских депозитов в сумме до 5000 долларов.
Был введен плавающий курс доллара, проведен отказ от золотого стандарта, а проведенная в дальнейшем девальвация доллара способствовала обесценению долгов и повышению конкурентной способности американского экспорта.
Совет управляющих Федеральной Резервной Системы, назначаемых Президентом США, получил право на регулирование суммы банковских резервов, тем самым Правительство США получило инструмент управления деловой активностью на рынке путем воздействия на доступность кредита.
Закон Джонсона «О запрещении финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США» от 13 апреля 1934 года - на территории США считается незаконным покупать и продавать боны, облигации или другие обязательства какого бы то ни было иностранного правительства или его политического представительства, если эти обязательства выпущены после принятия настоящего закона… пока они не погасят своей полной или частичной задолженности правительству США. Штраф за нарушение 10 000 долларов или 5 лет тюрьмы, или и то и другое.
Меры, направленные на нормализацию производства нашли свое отражение в Национальный закон о возрождении промышленности, принятом 16 июня 1933 г. В основу этого закона был взят план, предложенный в 1931 г. президентом компании фирмы “General Electric” Джерардом Своупом, одобренном Торговой палатой США. Закон предписывал всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать кодексы «честной конкуренции», определявшие условия, объем производства, минимальный уровень цен. Кодексы вырабатывались самими предпринимателями и были для них добровольными соглашениями. Однако, как только кодексы скреплялись подписью президента США, они приобретали для данной отрасли промышленности силу закона. При этом с предприятий, принявших такие кодексы снимались антитрестовские меры воздействия. Такой расклад был выгоден крупным монополиям, которые фактически определяли условия производства и сбыта по своим отраслям. Было составлено около 557 основных и 189 дополнительных кодексов, охвативших более 95 % рабочих. Принятие кодексов способствовало принудительному картелированию промышленности. Статья 7 данного закона содержала меры социального характера - она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда. В ней также признавалось право организации профсоюзов и заключение коллективных договоров.
Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной и текстильной промышленности от 17 июля 1933 года устанавливал минимальную заработную плату в 12 долларов за 40 часов работы.
Кризис жёстко ударил по аграрному сектору США. Фермеры не могли продать свои товары даже за ничтожные деньги и в итоге разорялись.
Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве был подписан Рузвельтом 12 мая 1933 года. Этот закон ставил задачу поднять уровень цен на сельхозпродукты до докризисного уровня. С этой целью вводились премиальные выплаты для тех хозяйств, которые готовы были сократить посевные площади.
«Каждому такому производителю, согласившемуся на уменьшение продукции, министр сельского хозяйства направит, без права его дальнейшей передачи, оптационный контракт о продаже вышеуказанному производителю такого количества хлопка из запасов, находящихся в распоряжении и под контролем министра сельского хозяйства, на которое данный производитель хлопка дал согласие уменьшить его производство...»
Премиальный фонд создавался за счет налога на первичную обработку сельхозпродукции. Принятые меры выглядели несколько варварски - на фоне массовой нищеты и голода было закуплено и уничтожено около 6,5 млн. свиней, перепахано 10,5 млн. хлопчатника. Общий объем выплат за сокращение площадей составил около $0,966 млрд. В первую очередь эта мера повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда. При этом последние за счет применения передовых технологий могли получать на меньших площадях даже большие урожаи.
В дальнейшем были предприняты ряд мер, улучшающих положение не только крупных, но и мелких фермеров. В 1935 году была создана Администрация по переселению, преобразованная в начале 1937 г в Администрацию по охране фермерских хозяйств. Это учреждение осуществляло финансовую помощь мелким фермерам для покупки ферм и их переселения на более качественные земли, стимулировало развитие кооперативов для сбыта продукции, приобретения оборудования.
В период «Великой депрессии» огромное число жителей Америки находилось за чертой бедности. У людей не было работы, крыши над головой, нормальной одежды и даже денег на еду. Имели место случаи голодной смерти.
Значительным шагом Рузвельта стало принятие Национального акта о трудовых отношениях, больше известного как Закона Вагнера. Закон гарантировал права трудящихся на организацию, заключение коллективного договора, организацию стачек. Текст закона сразу же жестко ограничивает права работодателя по отношению к работнику: «Действия работодателя будут рассматриваться как несовместимые с практикой трудовых взаимоотношений, если он:
Таким
образом Закон Вагнер можно назвать
очень прогрессивным и
Для борьбы с основным проявлением падения уровня производства - безработицей, а также с целью улучшения материального положения населения были предприняты следующие меры: прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ. Так 12 мая 1933 г. на оказание помощи безработным было выделено около $0,5 млрд., всего было израсходовано свыше $4 млрд. Дотации штатам на оказание помощи осуществляла Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г. Гопкинсом. Большинство безработных получению пособий предпочитало общественные работы.
С целью снижения социальной напряженности зимой 1933-1934 года решено было организовать более простые общественные работы, уже не требовавшие значительным капитальных затрат. Ими управляла администрация гражданских работ Civil Works Administration - СВА под руководством Г. Гопкинса. На ее объектах в январе было занято около 4.3 млн. человек, общий бюджет затрат за 4,5 месяца составил $0,9 млрд. В 1935 году была организована Works Progress Administration - WPA с бюджетом около $4,9 млрд. За годы работы WPA она обеспечила занятость около 8,5 млн. человек.
В 1933 году была создана Администрации долины реки Теннеси, впервые реализовавшая государственные планы развития этого региона, бывшего одним из самых отсталых на американском Юге. Правительство приняло программу строительства государственных гидроэлектростанций для снабжения производства азотных удобрений в бассейне реки Теннеси, которая затем переросла в широкую концепцию государственного развития экономики с целью повышения уровня доходов и занятости населения. Кроме того, развитие государственной энергетики повышало уровень конкуренции в этой важнейшей отрасли, бывшей до этого излишне монополизированной.