Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:47, статья
Со времени Российской империи в русской исторической школе закрепились положения так называемой «норманнской теории». Согласно ей, создателями русской государственности являются норманны (варяги скандинавского происхождения). Именно норманны создали первые русские государства – Новгородскую Русь и Киевскую Русь. Скандинавы дали славянам первых князей – Рюрика, Олега, Игоря, Святослава.
Норманская теория пропагандирует идеи отсталости, «дикости» славян, русов, их неспособности создать государственность.
Стрыгиной Ольги,
1 курс, факультет журналистики
Норманская теория.
Со времени Российской империи в русской исторической школе закрепились положения так называемой «норманнской теории». Согласно ей, создателями русской государственности являются норманны (варяги скандинавского происхождения). Именно норманны создали первые русские государства – Новгородскую Русь и Киевскую Русь. Скандинавы дали славянам первых князей – Рюрика, Олега, Игоря, Святослава.
Норманская теория пропагандирует идеи отсталости, «дикости» славян, русов, их неспособности создать государственность.
Такая концепция была выгодна как западной историографии, так и церкви, которая утверждала, что принесла на Русь основы цивилизации.
Впервые эта теория возникла в Швеции – её выдвинул король Юхан III (1568 — 1592) в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Поддержали эту идею шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда и королевский историограф Юхан Видекинд. Позднее эту идею развили немецкие историки в Российской Академии наук Готлиб Байер, Герард Миллер, Штрубе де Пирмонт и Август Шлёцер.
Всегда существовали сторонники и противники норманской теории.
В 19 в.данная концепция приобрела в официальной русской историографии характер основной версии происхождения русского государства. Норманистами были Н.М.Карамзин и мн. другие историки его времени. С.М.Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, не видел в этой легенде оснований для размышлений об ущемлении национального достоинства.
М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлецера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и указал на ее научную несостоятельность. Он не отрицал достоверности летописного рассказа, но полагал, что под «варягами» (норманнами) следует понимать племена готов, литовцев, хазар и многих других народов, а не одних лишь шведских викингов.
К 30–50-м 19 в. борьба между «норманистами» и «антинорманистами» была одновременно борьбой «западников» и «славянофилов». Она особенно обострилась в 60-х 19 в. в связи с празднованием в 1862 тысячелетия России. Противниками теории тогда выступили Д.И.Иловайский, Н.И.Костомаров, С.А.Гедеонов (который первым попытался доказать западно-славянское происхождение варягов).Они обращали внимание на то, что тезис о призвании варягов впервые был превращен в теорию именно во времена «бироновщины» (когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами, стремившимися обосновать огромную роль Запада для «отсталой» России). В то же время на протяжении шести предшествующих веков (12–18 вв.) легенда о призвании Рюрика включалась во все сочинения по истории России, но никогда не была основанием для признания отсталости Руси и высокоразвитости ее соседей. И все же аргументация «антинорманистов» была слаба и к началу 20 в. победа «норманизма» в русской историографии казалась очевидной. Даже выдающий русский специалист по древнерусской летописной текстологии и археографии А.А.Шахматов, установив поздний и недостоверный характер рассказа о призвании варяжских князей, все же склонялся к идее «решающего значения» скандинавских племен в процессе государственного строительства на Руси.
Что говорят летописи?
Русские летописи сообщают, что три «племени»
(вернее, «земли», союза племён) – словене
ильменские, кривичи, меря устав от усобиц
послали за море, к варягам-руси, со словами:
«Земля наша велика и обильна, а наряда
в ней нет. Придите княжить и володеть
нами по праву». На призыв откликнулись
три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. «И
от тех варягов прозвалась Русская земля».
Интересно, что уже прошли столетия, а
норманнская теория по-прежнему существует
в практически неизменном виде.
Долгое время считалось,
что в древнерусском языке
много норманнских
Доказательства
1) Представители южнобалтийского поморского славянства, входившие в большие племенные конфедерации племен, в 8–10 вв. доминировали на южных берегах Балтики и определили многое в истории, религии, культуре этого региона, оказав влияние на судьбы и на развитие восточного славянства, особенно на его северо-западный регион, где возникли первые центры русской государственности – Старая Ладога и Новгород. Но это были не варяги, а именно поморские славяне.
2) Древние связи поморского
славянства с
3) Существование некоторых
древнерусских князей
4) Сами норманны (варяги)
признавали высокий уровень
5) Иноземное происхождение
правящей династии типично для
средневековья; легенда о
На сегодня вопрос о происхождении русского государства окончательно так и не прояснен. Полемика норманистов и антинорманистов временами возобновляется, но из-за нехватки данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту, возникла умеренно-норманистская теория. Согласно ей, варяги оказали серьезное влияние на древних славян, но будучи малочисленными, быстро усвоили славянский язык и культуру своих соседей.
.