Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:58, доклад
Существует 2 теории происхождения происхождения древнерусского государства. Наиболее распространённой является версия норманского происхождения.
Норманская теория – это направление в изучении отечественного прошлого , сторонники которого считают скандинавов, викингов, норманнов основателями русского государства.
Тезис о «призвании варягов», лёгший в основу теории , как и она сама более трёх веков используется в научно-политических спорах как идейное обоснование этой концепции.
Существует 2 теории происхождения происхождения древнерусского государства. Наиболее распространённой является версия норманского происхождения.
Норманская теория – это направление в изучении отечественного прошлого , сторонники которого считают скандинавов, викингов, норманнов основателями русского государства.
Тезис о «призвании варягов», лёгший в основу теории , как и она сама более трёх веков используется в научно-политических спорах как идейное обоснование этой концепции.
Норманская теория была впервые сформулирована немецкими учеными работавшими в России по приглашению Петербургской АН во времена правления Анны Иоановны. Миллером Герардом – Фридрихом , Байером Готлибом Зигфридом, и чуть позже приехавшим в Петербург Августом Людвигом Шлёцером.
В основу данной теории лёг текст из «Повести Временных лет» Монаха Нестора в середине XII века и повествующая о событиях которые происходили в середине IX века.
В 862 году славянские племена проживающие в Поднепровье на Северо-Западе в районе озера Ладога. Эти племена которые жили у соседской общины и находились на стадии военной демократии(появление социального расслоения внутри общества и выделилась роль вождя) обратились к варягам с призывом : «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нету. Приходите княжить и охранять нас.» Так на Руси появился первый правящий род- Рюриковичей.
В XVIIIвеке, после смерти Петра I один из немцев- Миллер- обосновывает мысль о том, что русские –неорганизованный, слабый, отсталый народ. И они никогда бы сами не создали государство, если бы не варяги.
Современник Байера, Миллера и Шлёцера Михаил Васильевич Ломоносов усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и указал на её научную несостоятельность. Он не отрицал достоверности летописного рассказа,Он высказал предположение, что Рюриковичи были славянами, но прибалтийского происхождения .
Положение восточных славян было очень сложным из-за того ,что им приходилось постоянно защищаться. С одной стороны от набегов с юга (половцев, печенегов, хазаров), а с северо-Запада немцев, варягов, шведов ,датчан поэтому датчане пошли на компромисс, чтобы варяги и княжили и охраняли. С тех пор по поводу норманнской теории было много споров .В настоящий период времени современные исследователи не отрицают самого фактора приглашения варягов на княжение ,и то, что они первые обосновали первый правящий род – от Рюрика до Ивана IV. Но при этом считается, что варяги не создавали государство на Руси. Все предпосылки для образования государства на Руси уже были-это социальное расслоение общества, выделение роли вождя. Варяги по уровню развития были не выше, чем славяне , пооэтому они пришли на подготовленную форму правления и сидели 700 лет.
В XIX веке норманнская теория приобрела в официальной русской историографии XVIII-XIX века характер основной версии происхождения русского государства . Норманистами были Карамзин Н.М. и многие другие историки его времени. С.М. Соловьёв не отрицая призвания варяжских князей на Русь ,не видел в этой легенде оснований для размышлений об ущемлений национального достоинства.
К 30-50-м годам XIX века борьба между «норманистами» и «антинорманистами» была одновременно борьбой западников , которые считали, что Россия идёт вслед за Западом, проходит тот же этап развития, но отстаёт, и славянофилов, которые считали,что Россия уникальная страна, развивается своим собственным путём. Она особенно обострилась в 60-х годах XIX века. В связи с празднованием тысячелетия России. Противниками норманнской теории тогда выступали: Д.И.Иловайский, Н.И. Костомаров , С.А.Гедеонов, В.Г. Васильевский . Они обращали внимание на то, что тезис о призвании варягов впервые был превращен в теорию именно во времена «бироновщины» (многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами) .Аргументация «Антинорманистов» была слаба и к началу XX века победа «норманизма» в русской историографии казалась очевидной . Даже выдающийся русский специалист по древнерусской летописной текстологии и археографии А.А. Шахматов , установив поздний и недостоверный характер рассказа о призвании варяжских князей ,всё же склонялся к идее «решающего значения» скандинавских племен в процессе государственного строительства на Руси. Тем не менее «норманисты», особенно те, что работали над изучением истории древнерусского государства в зарубежных университетах , не сдавали позиций. Находя норманнские элементы в организации административно-политического управления , социальной жизни, культуры, норманисты старались подчеркнуть , что они были решающими в определении характера того или иного социального явления.