Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:25, доклад
В советской исторической науке вопрос о том, как было создано древнерусское государство, о верности или ложности норманнской теории приобрел очевидно политическое значение. Историки, изучавшие древнейший период русской государственности (Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров, В.В.Мавродин) были поставлены перед необходимостью дать «ожесточенный отпор реакционной буржуазии, пытающейся очернить далекое прошлое русского народа, подорвать чувство глубокого уважения к нему со стороны всего прогрессивного человечества».
Норманнская теория
Норманнская теория
была впервые сформулирована немецкими
учёными, работавшими в России по приглашению
Петербургской АН во времена правления
Анны Ивановны (вторая четверть 18 в.), –
Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и чуть позже
приехавшим в Петербург А.Л.Шлецером. Описывая
историю создания русского государства,
они основывались на легендарном рассказе
летописца из Повести Временных лет о
призвании славянами на Русь варяжского
конунга Рюрика, который и дал имя первой
русской княжеской династии (Рюриковичи,
9–16 вв.). Под пером этих немецких историков
норманны (северо-западные племена варягов,
шведских викингов) и были создателями
древнерусской государственности, их
представители составили основу господствующего
класса древнерусского общества (князья,
бояре, верхушка командного состава их
дружин во «времена военной демократии»).
М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера
и Шлецера, усмотрел в выдвинутой ими теории
враждебный России политический смысл
и указал на ее научную несостоятельность.
Он не отрицал достоверности летописного
рассказа, но полагал, что под «варягами»
(норманнами) следует понимать племена
готов, литовцев, хазар и многих других
народов, а не одних лишь шведских викингов.
В 19 в. норманнская теория приобрела в
официальной русской историографии 18–19
вв. характер основной версии происхождения
русского государства. Норманистами были
Н.М.Карамзин и мн. другие историки его
времени. С.М.Соловьев, не отрицая призвания
варяжских князей на Русь, не видел в этой
легенде оснований для размышлений об
ущемлении национального достоинства.
К 30–50-м 19 в. борьба между «норманистами»
и «антинорманистами» была одновременно
борьбой «западников» и «славянофилов».
Она особенно обострилась в 60-х 19 в. в связи
с празднованием в 1862 тысячелетия России.
Противниками теории тогда выступили
Д.И.Иловайский, Н.И.Костомаров, С.А.Гедеонов
(который первым попытался доказать западно-славянское
происхождение варягов), В.Г.Васильевский.
Они обращали внимание на то, что тезис
о призвании варягов впервые был превращен
в теорию именно во времена «бироновщины»
(когда многие высшие должности при дворе
были заняты немецкими дворянами, стремившимися
обосновать культуртрегерскую роль Запада
для «отсталой» России). В то же время на
протяжении шести предшествующих веков
(12–18 вв.) легенда о призвании Рюрика включалась
во все сочинения по истории России, но
никогда не была основанием для признания
отсталости Руси и высокоразвитости ее
соседей. И все же аргументация «антинорманистов»
была слаба и к началу 20 в. победа «норманизма»
в русской историографии казалась очевидной.
Даже выдающий русский специалист по древнерусской
летописной текстологии и археографии
А.А.Шахматов, установив поздний и недостоверный
характер рассказа о призвании варяжских
князей, все же склонялся к идее «решающего
значения» скандинавских племен в процессе
государственного строительства на Руси.
Даже само название древнерусского государства
он производил от финской лексемы «руотси»
– обозначения шведов и Швеции.
В советской исторической науке вопрос
о том, как было создано древнерусское
государство, о верности или ложности
норманнской теории приобрел очевидно
политическое значение. Историки, изучавшие
древнейший период русской государственности
(Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров,
В.В.Мавродин) были поставлены перед необходимостью
дать «ожесточенный отпор реакционной
буржуазии, пытающейся очернить далекое
прошлое русского народа, подорвать чувство
глубокого уважения к нему со стороны
всего прогрессивного человечества».
Вместе с коллегами-археологами, они стремились
найти обоснования высокой степени разложения
у славян общинного строя к началу – середине
9 в., поскольку только это могло подтвердить
наличие внутренних предпосылок возникновения
государства.