Норманнская теория и антинорманизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 00:28, реферат

Описание работы

Норманнская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы (т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманнской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.

Содержание

Введение

Глава 1
1.1. Норманнская теория
1.2. Антинорманизм

Глава 2

2.1. Российский историк Фомин В.В.
2.2. Белорусский, русский учёный Клейн Л.С.

Заключение

Информационные ресурсы

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

2.1. Фомин В.В. 2002г.

Фомин Вячеслав Васильевич - российский историк и историограф, исследователь начальных этапов истории Древней Руси. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой Отечественной истории, профессор исторического факультета ЛГПУ.

В.В. Фомин справедливо указывал на фиктивный характер советского антинорманизма, когда, с одной стороны, говорили о том, что викинги-скандинавы не имели отношения к процессу образования  Древнерусского государства, но с другой — продолжали считать ими варягов. «Сохранив основополагающий тезис норманизма о скандинавской природе варягов, — пишет Фомин, — советские учёные впали в самообман, убаюкивая себя мыслью, что антинаучность норманизма доказана марксистской наукой, а под «настоящими норманистами» стали понимать лишь тех, кто «утверждал неспособность славян самим создать своё государство».

 

2.2. Клейн Л.С.

Лев Самуилович Клейн – белорусский  и советский, русский учёный, археолог, культур-антрополог, филолог, историк науки. Профессор, доктор исторических наук.

Норманнская проблема

Во время обучения в аспирантуре  Клейн на время отложил занятия  диссертацией и приступил к изучению роли варягов (норманнов) в становлении древнерусского государства. Он начал работу над книгой «Спор о варягах», рукопись которой завершил в 1960 году. В печать книгу издательства не принимали, но её текст послужил основой для спецкурса, который Лев Самуилович вскоре стал читать на кафедре археологии, а чуть позже — основой для Славяно-варяжского семинара.

В советское время признание  участия норманнов в строительстве  российского государства считалось  антипатриотической, опасной и вредной  теорией. Известный российский историк  А. П. Новосельцев так описывал ту эпоху: «Возражать им [академику Рыбакову и его последователям] становилось даже опасно, так как можно было заслужить малопочтенный в ту пору ярлык норманиста, что вело к ограничению возможностей публикации трудов тех, кто его получал, и т. д.». Сам Клейн в книге мемуаров приводит письмо, направленное в Управление внешних сношений МВиССО СССР профессором Д. А. Авдусиным, в котором значилось: «Позиция группы Клейн-Лебедев-Булкин представляется мне противоречащей марксизму-ленинизму, антипатриотической. Поездка любого из членов этой группы за границу, тем более — в гнездо зарубежного норманизма — Швецию, послужит не на пользу, а во вред советской исторической науке».

Клейн в первые годы старался уменьшить  объём норманизма, чтобы это понятие  «не налезало» на него и других исследователей. С годами он стал выступать более откровенно. На деле, по мысли Клейна, нет норманнской теории, норманизм не существует и никогда не существовал как научная концепция. А вот антинорманизм существует, но, прежде всего, как идеологическая платформа, основанная на комплексе неполноценности. Характерно, что антинорманизм существует только в России, хотя норманны захватили большие части Англии, Франции, делали набеги на Германию, Испанию и Византию. Ни французы, ни англичане не отрицают этих фактов. Борьба антинорманизма с норманизмом — это не критика некой теории, а спор о фактах. В своём труде «Спор о варягах» Клейн не привёл новых аргументов в поддержку той или иной стороны, вместо этого он изложил детально аргументацию обеих сторон, стараясь взвесить эти аргументы и показать их валидность или невалидность. Он структурировал спор, разместив аргументы по ступеням приближения к наиболее неприемлемым положениям.

Резонанс. Позиция Клейна по норманнской проблеме, занятая им с 1960 года, поначалу вызывала только глухое недовольство партийного руководства наукой, приведшее к организации дискуссии 1965 года, где оппонентом выступил И. П. Шаскольский. В печати реакция началась после появления в 1970 году совместной сводки Клейна с учениками норманнских древностей Руси: рецензия в Польше, три подробных отклика в России. Ещё одну вспышку спора вызвал доклад Клейна (1995) на торжественном юбилее дискуссии 1965 года о конце антинорманизма (один отклик в поддержку, два — против). Сам учёный полагал, что после ликвидации советской власти, а вместе с ней и государственной поддержки антинорманизма, дискуссия на эту тему завершена. В журнале «Стратум» за 1999 год Клейн опубликовал статью «Норманизм — антинорманизм — конец дискуссии».

В действительности, куда более ожесточённая дискуссия развернулась после выхода в свет книги «Спор о варягах» (2009). Этот выход совпал с возрождением антинорманизма, поддерживаемого директором Института российской истории РАН А. Н. Сахаровым. Сахаров совместно с историком В. В. Фоминым выступили по телевидению, Клейн раскритиковал их выступление в печати (2010), опубликовав ещё несколько статей того же плана, в частности, о конференции сторонников Сахарова «Начало Руси».

Фомин поместил в интернете подробный  критический разбор «Спора о варягах» и других произведений Клейна под названием «Клейн как диагноз, или голый конунг», где на основании ряда опечаток и огрехов в «Споре» обвинил Клейна в некомпетентности, вместе с тем не удерживаясь от грубых выпадов. Клейн ответил статьей «Антинорманизм как диагноз»

 

Заключение

Итак, можно сказать о том, что норманнская теория потерпела поражение под натиском российских ученых. Следовательно, до прихода варягов Русь уже была государством, может еще примитивным, не до конца сформированным. Но так же нельзя отрицать и того, что скандинавы в достаточной мере повлияли на Русь и, в том числе на государственность. Первые русские князья, бывшие скандинавами, все-таки внесли много нового в систему управления (к примеру, первая правда на Руси была варяжская).

Однако, вне всякого сомнения, влияние скандинавов на Русь было довольно существенным. Оно могло происходить не только вследствие тесного общения скандинавов и славян, но просто по тому, что все первые князья на Руси, а значит законная власть, были варягами. Следовательно, первая правда на Руси была варяжская.

Помимо законодательства и государственности  скандинавы приносят с собой военное  дело и кораблестроение. Разве славяне  на своих ладьях могли бы доплыть  до Царьграда и захватить его, бороздить черное море? Царьград захватывает  Олег – варяжский конунг, со своей дружиной, но он теперь русский князь, а значит его корабли теперь русские корабли, и наверняка это не только суда, пришедшие с варяжского моря, но и срубленные здесь, на Руси. Варяги приносят на Русь навыки мореплавания, владение парусом, ориентирования по звездам, науку обращения с оружием, военное дело.

Разумеется, благодаря скандинавам  на Руси развивается торговля. В  начале Гардарик – просто некоторые  поселения на пути скандинавов к  Византии, потом варяги начинают торговать  с и туземцами, некоторые так и оседают здесь – кто станет князем, кто дружинником, кто останется торговцем. В последствие славяне и варяги вместе продолжают путь «из варяг в греки». Так благодаря своим князьям-варягам Русь впервые появляется на мировой арене и принимает участие в мировой торговле. И не только.

Уже Княгиня Ольга понимает, как  важно заявить Русь среди других государств, а ее внук – Князь  Владимир заканчивает ею начатое, осуществив Крещение Руси, тем самым, переводя Русь из эпохи варварства, из которой давно вышли другие государства, в эпоху средневековья.

И хотя норманская теория не получила абсолютного исторического подтверждения, с приходом скандинавов на Руси появилось: кораблестроение, обращение с парусом, мореходство, навигация по звездам, расширение торговых отношений, военное дело, юриспруденция, законы.

Вывод из всего вышесказанного следующий: можно предположить, что роль норманнов  на Руси в первый период их появления  на территории восточных славян (до третьей четверти X в.) иная, чем в последующий период. Вначале это роль купцов, хорошо знающих чужие страны, затем -воинов, навигаторов, мореходов.

На престол была призвана ославяненная скандинавская династия, ославяненная, видимо, во второй половине IX века или к моменту прибытия в Киев Олега. Мнение, что норманны сыграли на Руси ту же роль что и конкистадоры в Америке – в корне ошибочна. Норманны дали толчок экономическим и социальным преобразованиям в Древней Руси - это утверждение также не имеет под собой почвы.

Таким образом, роль варягов в развитии государства минимальна, а норманнская теория в корне неверна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные  ресурсы:

Мавродин В.В. Борьба с норманизмом в русской исторической науке. Л., 1949 
Ловмянский X. Русь и норманны. М., 1985

 
Русь и варяги. М., 1999

 
Сборник Русского исторического  общества. Антинорманизм. М., 2003, № 8 (156) 
Гедеонов С.А. Варяги и Русь. М., 2004

Славянская  Германия » Откуда есть пошла русская  земля (Интервью В.В.Фомина) М., сентябрь 2010,

Лев Клейн отвечает на критику антинорманистов

20.10.2010




Информация о работе Норманнская теория и антинорманизм