Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:06, контрольная работа
«Россия во мгле». После окончания Гражданской войны Советская Россия оказалась в глубоком кризисе. Страна почти ничего не производила, и перераспределять было больше нечего. Попытка наскоком перестроить сверху донизу экономическую и политическую систему крупнейшей страны мира, непосредственно перейти к коммунизму окончилась крахом. Победив в Гражданской войне, большевики оказались на грани политического банкротства и утраты власти.
1. Причины перехода к НЭПу.
2. Сущность и формы осуществления НЭПа. Почему НЭП была обречена?
3. НЭП и современность.
Тем самым центральная власть пыталась регулировать основные пропорции экономического роста. Но на практике это привело к глубоким диспропорциям и «ножницам цен». Если с 1913 по 1922г. цены на промышленные товары, по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства, выросли в 1,2 раза, то к концу 1923г. «раствор» ножниц цен достиг уже 300%, или, другими словами, чтобы купить плуг в 1913г. хватало 10 пуд. ржи, а в 1923г. требовалось уже 36 пуд. ржи. Такая политика цен позволяла проводить неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, изымать из сельского хозяйства немалые средства.
Осенью 1923г. в стране разразился так называемый «кризис сбыта». Желание получить максимальную прибыл в условиях хозрасчета толкало работников ВСНХ, руководителей трестов и синдикатов до предела поднять цену на «свой» товар. Был собран хороший урожай, но крестьяне не торопились сдавать хлеб по низким ценам, поскольку они не компенсировали затраты на производство. Относительно низкая покупательная способность крестьян привела к затовариванию складов не только сельскохозяйственными машинами, но и самыми простыми и самыми необходимыми средствами сельхозпроизводства: косами, боронами, плугами и т.д. Государство было вынуждено вмешаться в процесс ценообразования, административным путем снизить цены на промышленные товары, повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и организовать дешевый кредит для крестьянства. Это обеспечило растущий спрос деревни. Кризис был преодолен.
Тем не менее, обстановка в деревне оставалась напряженной. Правительство осуществляло четкую социально ориентированную политику в аграрном секторе, поддерживая беспомощные бедняцко-середняцкие хозяйства, создавая так называемый «культ бедноты». Беднякам предоставлялись льготные кредиты, снижались налоги, их снабжали семенами, рабочим скотом, инвентарем, но, как правило, все это мало помогало таким хозяйствам.
В то же время, правительство всемерно сдерживало развитие хозяйств зажиточных крестьян – кулаков. По отношению к этим хозяйствам постоянно проводились уравнительные переделы земли, изъятие земельных излишков, что влекло за собой дробление крестьянских дворов, снижение их мощности и урожайности.
Следствием провозглашенной политики «ограничения кулачества» стало снижение во второй половине 1920-х годов товарности крестьянских хозяйств, их рыночной ориентации. Постепенно снижался объем сдачи зерна в государственные фонды.
Процесс свертывания нэпа начался постепенно и вроде бы ничто его не предвещало. Экономическое развитие в 1924-1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономки стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции. Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования. Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок 1925г. был не случайным, а закономерным явлением.
Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились все дороже.
Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика дальше.
«Новая оппозиция» настаивала на возвращении к принудительным методам изъятия сельскохозяйственной продукции, заменив известный лозунг «лицом к деревне». «Правые уклонисты» все еще держались принципов «хозрасчетного социализма».
Вопрос о хлебозаготовках превращался из чисто хозяйственного в политический. От его решения зависела судьба НЭПа, будущее «хозрасчетного социализма».
Заготовительный кризис, трудности с продовольствием позволили Сталину разгромить «новую оппозицию». Постепенно государство возрождало чрезвычайные меры времен «военного коммунизма». С этой целью уже в конце 1927г. началась конфискация «хлебных излишков», незаконные обыски крестьянских амбаров, установление постов на дорогах, препятствовавших привозу хлеба на городские рынки.
В деревни из городов были направлены тысячи членов партии для принудительного изъятия хлеба. На поиски спрятанного зерна привлекались воинские части, а также деревенские бедняки, получавшие от этого выгоду.
В открытых выступлениях 1928г. Сталин еще требовал отменить различные нарушения «революционной законности» по отношению к крестьянам, называя их «рецидивами продразверстки», и даже настаивал на некотором повышении заготовительных цен на хлеб. Но на закрытых пленумах ЦК Сталин требовал применения к кулакам жестких мер, ускорения процесса коллективизации, резко критиковал «некоторых товарищей», выступавших за развитие нормальных рыночных отношений в деревне. Он считал, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечали социалистическим идеалам. Начинать этот демонтаж Сталин предлагал с деревни, не дожидаясь, пока она снова поднимется против Советской власти.
В итоге НЭП был полностью свернут. Итак, следует признать, что заготовительные кризисы 1926-1928гг. означали полное свертывание новой экономической политики, так как она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, что противоречило нэпу.
Широко распространено мнение о том, что свертывание НЭПа произошло в ответ на внешнюю опасность «капиталистического окружения», которая заставила СССР проводить форсированную индустриализацию за счет других секторов экономики и снижения уровня потребления. Однако угроза войны была лишь предлогом для свертывания НЭПа. На самом деле существовали более глубокие причины.
Свертывание
было выгодно определенным влиятельным
силам внутри страны, а именно, бюрократическому
аппарату, который имел собственные
интересы, отличные от интересов рабочих
и крестьян. Сразу же после революции
аппарат стал жить в соответствии с этими
интересами, подчиняя себе всю экономическую
и политическую жизнь страны.
В нашей истории можно выделить две новых экономических политики: традиционный НЭП-1 определяется 1921-1930 годами, где 1928-1930 годы – период его свертывания, а второй НЭП-2 соответственно можно разделить на 1991-1997 и 1997/98-2000 годы. Рубеж "свертывания" 1997/98 годов связан с падением рубля по отношению к доллару, интенсивным поиском преемников Б.Н.Ельцину, патриотической переориентацией право-либеральных политических сил, конфедеративным сближением с Белоруссией и рядом других факторов.
В циклах российской модернизации 1921-1927 и 1991-1997 годы - фазы реформ, а 1928-1930 и 1997/98-2000 – время перехода к контрреформам.
Теперь о специфике российской альтернативы реформы – контр-реформы. Обычно этап реформ отличается большим экономическим либерализмом, развитием децентрализации, ослаблением государственной власти, активным поиском новых форм правления, ломкой старых. Контрреформы ревизуют предшествующие реформы, укрепляют центральные органы власти, каждый раз как бы реанимируют имперский характер нашего российского государства и утверждают в регионах ведущую роль центра.
Начало НЭПа-1 совпадает с образованием СССР, который распался в начале НЭПа-2.
Направления развития национальных отношений определяются состоянием экономики и социальными потребностями. Низкий культурный уровень национальных окраин России в начале 20-х годов объективно требовал сближения с центром. Образовались новые коммунистические элиты, которые контролировались Москвой.
Оживление торговли, сельского хозяйства, промышленности в период НЭПа-1 соответствовало интересам народов СССР. В Енисейской губернии прочные связи налаживались тогда не только с Хакасией, но и с Урянхайским краем (Тувой), крайними северными районами. В 1925 году образовался единый сибирский край.
Социально-экономический и политический кризис 80-90-х годов возродил стремление республиканской элиты к самостоятельной власти, что привело к образованию независимых государств.
Падение уровня жизни людей в условиях НЭПа-2 связано с целым рядом других факторов. Если НЭП-1 лишь допустил в известных весьма ограниченных пределах наличие частной собственности на средства производства и наемный труд части рабочих, то в 90-е годы происходит уже коренной передел собственности и изменение ее форм. Партийная, советская, профсоюзная, промышленная и прочая элита различными путями становится собственником средств производства и источников сырья.
Начало НЭПа-1 характеризовалось состоянием почти полной деиндустриализации народного хозяйства, а середина его – уже восстановлением в основном уровня 1913 года. Реформы НЭПа-2 отмечены огромным падением объемов промышленного производства, и только переход к контрреформам дал в 1999 году некоторое оживление промышленного производства.
Примечательно, что в условиях реформ 20-х и 90-х годов резко упало военно-промышленное производство.
Сибирские
ученые-аналитики и инженеры-
В результате НЭПа-1 В.И. Ленин собирался из России нэповской сделать социалистическую страну. Но появились и средние слои: нэпманы в городе, крестьяне-середняки (зажиточные слои) в деревне. В 1925 году Н.И. Бухарин даже специально призвал крестьянство: "Обогащайтесь!" и оказался близок к пониманию того, что без "крепких" слоев индивидуальных собственников социализма не будет. НЭП-1 и НЭП-2 стали эпохой первоначального накопления капитала. Если после НЭПа-1 наступило раскулачивание состоятельных слоев общества, то после НЭПа-2 есть два пути:
1) повторение раскулачивания;
2)
обеспечение условий для
Сегодня
99% населения в Японии - средние
слои, соотношение доходов директора-
НЭП-1 также не был периодом процветания для большинства городского российского населения, массовый характер имела безработица. Но наличие работы уже давало возможность свободно приобретать продукты и товары, которых с середины 20-х годов имелось на рынке в достатке. Номенклатурные работники обеспечивались дополнительными льготами, которые не афишировались. Например, даже комсомольские губернские вожди Красноярска в первой половине 20-х годов пользовались услугами Московского дома моделей, что подтверждается архивными документами.
Положение деревни тогда стало быстро улучшаться, а НЭП-2 принес резкое падение денежных доходов на селе. Парадоксально, но такая ситуация позволяет в целом пока удерживать сравнительно низкие цены на сельхозпродукты на рынках городов. Можно предположить, что в условиях контрреформ, обеспечивающих рост промышленности, формирование средних слоев пойдет быстро, так как все психологические предпосылки уже имеются: индивидуализм взял верх над коллективизмом.
Царские
реформы Витте-Столыпина