Нижегородская ярмарка в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:04, реферат

Описание работы

Огромную роль в процессе консолидации местных рынков в единый всероссийский рынок сыграли ярмарки. Ярмарочная торговля велась на всех этапах исторического развития России, но наиболее типичной формой орга-низации торговли она была в период Средневековья. Расцветом ярмарочного торга была первая половина XIX в. – период бурного развития мануфактур-ного производства, выбрасывающего на рынок большое количество товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Нижегородская ярмарка в первой половине XIX в………. 4
1.1. Макарьевская ярмарка…………………………………………… 4
1.2. Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде после ее переноса из Макарьева…………………………………………………………..
6
1.3. Торговые связи Нижегородской ярмарки……………………… 9
Заключение…………………………………………………………… 12
Список литературы…………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

история 1 курс.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

1.3. Торговые связи  Нижегородской ярмарки

         С Нижегородской ярмаркой была тесно связана вся внутренняя торгов-ля России. Это выражалось в зависимости ее от других ярмарок и прежде всего от Ирбитской (на Урале). Последняя предшествовала Нижегородской ярмарке (15/II – 15/III), и если она проходила с оживлением в торговле, то оно передавалось и в Нижний Новгород. Особенно тесная связь между этими ярмарками была в области меховой торговли. Повышение цен на меха на Ирбитской ярмарке поднимало цены и на Нижегородской ярмарке. Кроме того, Ирбитская ярмарка служила местом платежа по выданным на Нижего-родской ярмарке векселям. Через Ирбитскую ярмарку Нижегородская ярмарка была связана с оптовыми сибирскими ярмарками: Тобольской (1/V – 1/VI), Томской (25/VI – 25/VII), Енисейской (1/VIII – 25/VIII), Иркутской (1/X – 1/XI), откуда товары поступали в Якутск и в Кяхту (1/XП – 10/XП). По этой основной цепи с Нижегородской ярмарки в Сибирь поступали всевоз-можные российские и иностранные товары, так что в крупных сибирских городах, по свидетельству современников, товары в продаже бывали те же, которыми в Москве, Нижнем и других великороссийских городах торгуют.

         Достаточно широкие торговые связи имела Нижегородская ярмарка с украинской цепью ярмарок: Сумской (21/XI – 6/XП), Харьковской (6/I – 6/II; 15/VIII – 1/IX), Ровнинской (17/XI – 30/XI), Елисаветградской (21/IV – 29/IV), Кровелецкой (14/IX – 26/IX), которые, в свою очередь, имели связи с други-ми ярмарками. Только на Харьковскую ярмарку, по свидетельству современ-ников, в середине XIX в. привозили до 100 тысяч подвод, фур, возов, саней с товарами из Нижнего Новгорода, Москвы, Риги, Петербурга. Малороссийс-кие купцы везли на Нижегородскую ярмарку ткани, одежду, мешки, табак.

         С Нижегородской ярмаркой имел многосторонние торговые отношения и Озерный край, с которым «Макарий» осуществлял связь через цепи ярмарок: Кинешемскую (14/IX – 27/IX), Рыбинскую (9/VI – 11/VI; 10/VIII – 16/VIII), Белозерскую (15/VIII – 17/VIII), Ладожскую (15/VIII – 24/VIII), Тихвинскую (1/X – 4/X) и Кинешемскую (14/IX – 27/IX), Рыбинскую - Ярославскую (10/VI – 24/VI) и Старорусскую (29/VI). Торговые связи Нижегородской ярмарки с Северным краем осуществлялись через цепь ярмарок: Рыбинск – Весьюгонск (6/I – 23/I) – Вытегра (2/XI – 12/XII) – Каргополь (10/III – 17/III) – Архангельск. Менее тесные связи были у Нижегородской ярмарки с Прибалтийским краем, к которому тяготели западные и северо-западные районы России. На Нижегородскую ярмарку приезжали торговцы только из двух городов этого края – Риги и Паланги, привозившие с собой лаки и бакалею.

         Связи Нижегородской ярмарки  с Новороссией поддерживались  главным образом за счет хлебной  и винной торговли.

         Наиболее крепкие связи имела Нижегородская ярмарка с центрально-нечерноземным и центрально-черноземными районами. Если рассмотреть ярмарочные цепи этих двух районов, то выявится любопытная деталь. Все крупные ярмарки, имеющиеся там, или вскоре после нее (Мещовская 29/VI – 6/VII; Коренная – 14/VI – 30/VI; Лебедянская – 28/V – 7/VI; Тамбовская – 3/VII – 8/VII; Ярославская – 15/XI – 1/XII; Ростовская – 8/III – 25/III), а некоторые ярмарки проходили и до и после съезда торговцев в Нижнем (Лебедянская – 28/V – 7/VI и 22/IX – 1/X; Тамбовская – 3/VII – 8/VII и 18/X – 26/X). Теснейшие связи Нижегородская ярмарка имела с волжскими городами.

         География торговых связей Нижегородской  ярмарки охватывала не только  территорию России, но и зарубежные  государства. На протяжении первой  половины XIX в. внешние торговые связи ярмарки постоянно развивались.

         Нижегородская ярмарка привлекала  западноевропейские страны как  рынок сбыта готовой продукции  и одновременно как рынок для  закупки сырья, необходимого для  изготовления этой продукции.

        Нижегородская ярмарка была тесно  связана и с азиатскими странами. Численность азиатских купцов в 1840 – 1850 гг. постоянна и вместе с купца-ми-армянами, осуществлявших связи Нижегородской ярмарки с Закавказьем, составляла 11% от всех ярмарочных торгующих (западноевропейские купцы – только 5%).

         На  ярмарке  постоянно  присутствовали  товары  из Сенегала, Марокко,  Бразилии, Австралии, Ливана, Египта, Индии.

         Рост  промышленности  и торговли  в первой половине XIX в.  в связи с развитием   капиталистических   отношений   сопровождался   вовлечением  в сферу предпринимательской деятельности различных сословий. Основную группу ярмарочных торговцев составляли купцы. Если они приезжали не из Москвы, то  их  называли «городовыми», т.е. провинциальными купцами. Из центрального  промышленного района  России (Московской, Владимирской, Ярославской,  Костромской губерний) и с   Урала приезжали   фабриканты или их  доверенные.  Часть этих  лиц привозила товар на   ярмарку   и   для торговли снимала у казны помещения. Другие приезжали на  ярмарку без то-вара  для закупки и заказа товаров, получения или платежа долгов, ознаком-ления с конъюнктурой и т.п. Лица, которые вели на ярмарке торговлю, сами часто, являлись покупателями. Так, сибирские купцы,  торговавшие   «кях-тинским» чаем, покупали на ярмарке товары не только для промена китайцам в Кяхте, но и для продажи населению Сибири.  Имела место продажа товаров по  образцам.  Купцы,  как правило,  приезжали не  одни, а  с помощниками. Численность  этого  вспомогательного  персонала зависела от значительности торговца и от величины его торговли на ярмарке.

       Розничную или «мелочную» торговлю веси прасолы, офени, ходебщики, которые закупали на ярмарке у фабрикантов и купцов товаров на несколько десятков  миллионов  рублей  в  кредит  без всякого обеспечения и разносили его  по  самым  отдаленным  уголкам  необъятной  России.  По   социальному составу  это,  в  основном,  крестьяне,  мещане.  Для  многих  из них торговля становится не только промыслом, а основным видом их деятельности.

         Оптовый  торговец,  как правило,  соединял свою торговлю с розничной.  Один и тот же товар можно  было купить и у фабриканта, и у купца. Но если фабрикант торговал изделиями только своих фабрик, то купец имел в своей лавке товар различных фабрикантов.  Если  купец мог продавать свой товар в кредит, фабрикант мог и не дать такой льготы покупателю.

         Развитие капитализма в 30 –  50-е гг. XIX в., вовлекающего крестьянство в сферу товарно-денежных отношений, нашло свое отражение в значитель-ном росте численности крестьянства среди ярмарочных торговцев (к 1870 г., в сравнении с 1829 г., в 2 с лишнем раза). Наряду с этим шел значительный рост представителей купечества на ярмарке (к 1870 г., в сравнении с 1822 г., в 2,5 раза). Торговый капитал в это время еще господствует над промышлен-ным капиталом.

         Главным покупателем на Нижегородской ярмарке в первой половине XIX в. было окрестное дворянство и чиновничество, которое приезжало для закупки на целый год разных запасов, необходимых в домашнем хозяйстве. Приезжали сюда также и крестьяне из окрестных деревень для закупки необходимых в хозяйстве промышленных товаров, а также для развлечения. Население Нижнего Новгорода во время ярмарки увеличивалось в 6 раз и доходило до 180 тыс. человек, число же посетителей в разгар ярмарки между 10 и 20 августа доходило в 1830-х гг. до 150 тысяч, в 1840-х гг. – до 200 тыс., а в конце 1850-х гг. – до 250 тысяч в день. Общее число лиц, посетивших ярмарку за время ее действия, П.И. Мельников определяет в 1,5 млн. человек, другие авторы считают, что их было свыше 2 млн. человек. 
 
 
 

Заключение

         В 2007 г. Макарьевско-Нижегородской  ярмарке исполнилось 380 лет со  времени ее возникновения в 1627 г. у стен Макарьево-Желтоводского монастыря. История Макарьевско-Нижегородской ярмарки как в зеркале отражает историю России в целом и историю ее экономики в частности.

         Нижегородская ярмарка имела  всероссийский характер, осуществляя  прямые экономические связи со всеми значительными торговыми центрами и ярмарками России. Она была главным ежегодным регулятором между спро-сов и предложением, между производством и потреблением всех производи-мых и потребляемых в России товаров. Являясь последней в году среди других всероссийских ярмарок, Нижегородская ярмарка как бы поводила итоги за целый год работы всего народного хозяйства страны. Здесь заканчи-валась концепция избытков товарной продукции не только местных, но и областных, региональных и межрегиональных рынков отдельных экономии-ческих районов России. В первой половине XIX в. Нижегородская ярмарка играла руководящую роль в объединении этих рынков в единый всероссийс-кий товарный рынок.

         Она находилась в тесной взаимосвязи  с социально-экономическими и социально-политическими изменениями, происходящими в России. Рост товарно-денежных отношений и развитие капиталистической мануфактуры в первой половине XIX в. привели к бурному росту ярмарочного товарооборо-та (в 4 раза), который соответствовал темпам общего товарооборота страны в целом. Особенно быстро он увеличивался в последнее десятилетие перед отменой крепостного права (в 2 раза), в период наиболее интенсивного развития капиталистических отношений и кризиса феодально-крепостничес-кой системы. В этот же период времени происходит изменение характера торговли на Нижегородской ярмарке. Главным рычагом, «дававшим движение торговли», становится текстиль и особенно хлопчатобумажные товары вместо кяхтинского чая, господствующего на ярмарке в 30 – 40-е гг. Внутренний рынок, благодаря росту покупательной способности населения, стал оттеснять азиатский рынок на второй план. Развитие товарно-денежных отношений, рост городов, разложение деревни приводят после отмены крепостного права к «демократизации» ярмарки, которая находила выражение в увеличении числа средних и мелких торговцев, а также в процессе вытеснения дорогих «панских» товаров «простонародными» крестьянскими товарами.

         Нижегородская ярмарка являлась  не только крупнейшим центром внутренней торговли, но и значительным международным торговым центром. Особенно важную роль она играла в торговле России с азиатскими странами. С Нижегородской ярмарки шли в восточные страны изделия российской мануфактурной промышленности, которые, в силу узости внутреннего рынка, не находили покупателя внутри страны. Сюда поступало более половины всего привоза из азиатских стран. По объему торговли с западноевропейскими странами Нижегородская ярмарка была почти равна Москве. Иностранные купцы здесь делали прямые закупки крупных партий мехов, кожи, шерсти и других сырьевых товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Богородицкая  Н.А.

    Нижегородская ярмарка – карман России: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: ННГУ, 2008 г. – 133с. 
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Нижегородская ярмарка в первой половине XIX века